Main Menu

Куклы и люди (фото)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Добрые и наивные, грустные и смешные, мягкие и пластиковые, деревянные, вязаные — они очень разные, но объединяет их только одно — они не оставляют нас равнодушными. Они — это куклы. Загадочные и удивительно выразительные в своей немоте.

Кукла. Кукольник. Кукловод. Сколько ассоциаций, сколько эмоций сразу рождается в фантазии при этих словах. Куклы — у каждой свой особенный характер и даже, если хотите, судьба, предназначение. Одних таскает детвора. Они любимы, хотя исцарапаны и сломаны. Другие стоят за стеклом, украшая интерьер, они весьма ценимы хозяином-коллекционером за высокую стоимость. Третьи — артисты, кривляки и задаваки, — веселят зрителей за ширмой кукольного театра.

Кукольник — человек, сотворяющий мир. В его воле многое: он может сделать куклу радостной, а может печальной, он украсит ее нарядом из блестящей мишуры или сплетет лохмотья. Но он одинаково любит и ту, и другую. А кукловод может сделать несчастной даже самую радостную куклу. Но и кукла, созданная талантливой рукой, может затронуть своей необычностью кукловода. И в его душе проснется что-то доброе и разгладятся жесткие черты лица, и глаза станут теплее, и чужая кукольная жизнь в его руке вдруг покажется важной и равной. Так, может, и мы в этой жизни делимся на кукол, кукловодов и кукольников, порой совмещая их в себе. Быть может, в этом и таится вечная магия кукол — потому что в них бессознательно и интуитивно мы видим себя.

И тут хотелось бы заметить, наш разговор не о той безликой продукции, выпускающейся на конвейерах игрушечных фабрик, не о приторно равнодушной Барби с её фешенебельной глянцевой жизнью. Наш рассказ об авторских куклах. Они рождаются сознанием художника. Их воплощение в жизнь сопряжено с радостью творчества и муками поиска образа, поворота головы, полуулыбки, взгляда. Из каких мыслей, настроений, из каких впечатлений складываются эти удивительные создания? Об этом знают только мастера. И их в нашей стране немало — людей, создающих волшебство. У них есть своя организация, и даже в ее названии звучит что-то загадочное — Гильдия кукольников Кыргызстана.

Руководитель гильдии Наталья Волошина когда-то работала в Кыргызском государственном театре кукол им. М. Жангазиева бутафором и мастером по куклам. Передавала свое мастерство в детском центре «Балажан».

— Каждая созданная кукла — как ребенок, в которого вложена частичка души, — признается Наталья. — Для работы с ней необходимо вдохновение, а толчком порой служит фактура ткани, цвет. Тогда рождается настроение, которое и хочется воссоздать для зрителя. Но в процессе вдруг случаются метаморфозы — кукла сама начинает «требовать» тех или иных решений, выбора формы, раскраски.

А иногда, по словам Натальи, незаконченная вещь лежит годами, пока вдруг не придет тот миг наития, когда сложатся вместе настроение и видение того, как передать собственные ощущения, станут послушными материал и краски, и появится на свет чудо, склеенное и сшитое из лоскутков ткани, кусочков меха, бусинок, лент. И этот момент — самый счастливый в жизни художника.

Кстати, кукол изготовляют из самых разных материалов: современной полимерной глины и пластика и привычных тканей, дерева, войлока, соломы и бумаги. В этом вопросе фантазия автора ничем не ограниченна. Куклы бывают разные: театральные, интерьерные, подарочные, текстильные. Но самое главное отличие авторской куклы в том, что от начала до конца все детали наряда и интерьера вокруг нее изготавливаются руками мастера. Каждую отличают особые, заложенные в ней смысл, настроение. И еще: они единичны и неповторимы так же, как и мы, люди. Потому что даже если бы мастер захотел повторить прежнее произведение, вторая подобная копия уже не получится никогда.

Вглядитесь только в фотографии фигурок, сделанных мастерицами Гильдии кукольников, многие из них можно назвать произведением искусств. Например, работа Натальи Копытовой «Осеннее настроение»: мальчуган с игрушечной собачкой в руках стоит посреди лужи и листьев. Живое выражение его лица вызывает симпатию и гамму теплых чувств. Не может не понравиться композиция автора Ольги Хмелевой — старушка, собравшаяся пожарить на сковороде яичницу и обнаружившая, что из расколотой скорлупы на нее сердито смотрит желтоперый птенец.

С работами мастеров-кукольников можно ознакомиться в выставочном зале Союза художников в Дубовом парке. Здесь же глава гильдии Наталья Волошина обустроила несколько полок с фигурками, статуэтками, игрушками из разных стран. Это прообраз будущего музея кукол народов мира, который моя собеседница хочет создать в Бишкеке.

Н. Волошина не только изготавливает, но и собирает изделия мастеров-кукольников. Что-то приобретает сама, что-то привозят друзья из заграничных поездок. В выставочном зале в Дубовом парке часто бывают иностранные туристы, видя представленное собрание фигурок и игрушек, обещают, что, когда в следующий раз приедут в Бишкек, привезут экспонаты для музея из своей страны.

А пока рядом с кыргызской национальной куколкой — чий куурчак — стоят узбекские, индийские, азербайджанские, японские, китайские, перуанские и даже с острова Бали. Кстати, как рассказала и продемонстрировала нам на экспонатах Н. Волошина, традиционные куклы у разных народов по способу изготовления очень похожи. Они складывались из перекрестья палочек или соломы, обматывались тряпочками. По языческой традиции лицо никогда не рисовалось, вместо этого сшивались крест-накрест символизирующие жизнь нити красного цвета. Среди собрания кукол мира присутствует и плюшевый мишка, набитый опилками, пример игрушек, выпускаемых в 60-х годах прошлого века в СССР, есть еще более старинные крупяные русские куколки. Их делали деревенские дети из мешочков, набитых крупой.

— Они служили средством обучения, — рассказала глава Гильдии кукольников. — С их помощью мамы давали дочерям представление о мерах воды и крупы при приготовлении каш. Говорили, что крупу в чугунок нужно насыпать по горлышко, а воду — по головку.

Куклы сопровождали человека с зарождения нашей цивилизации. Самая древняя игрушка, известная историкам, относится к позднему палеолиту. Это марионетка, изображающая человека, вырезанная из кости мамонта 30-35 тысяч лет назад первобытным мастером на территории Чехии. Баловали детей миниатюрными фигурками людей и животных древние египтяне, греки, римляне. Эта традиция продолжилась в средние века и дожила до наших дней. И сегодня куклами играют не только дети, ими увлечены вполне взрослые и уважаемые люди. По всему миру, в том числе в Кыргызстане, немало коллекционеров собирают кукол, созданных талантливыми мастерами.

— Это молчаливый друг, который всегда рядом, — делится мнением о том, почему так популярны куклы, Наталья Волошина. — Через них мы с детства познаем мир, моделируем отношения, учимся дружбе, любви, верности.

…После суетного дня, наполненного игрой, эмоциями, впечатлениями, наступит вечер, и торопливая рука сложит разбросанных по комнате клоунов, медведей и принцесс в ящик, закроет крышку и наступит темнота, и мир прекратит быть. Играя в кукол, мы играем в себя.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий