Main Menu

Дороги Кыргызстана

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Появление и развитие автодорог на территории страны

В начале ХХ века Кыргызстан считался одной из самых отсталых окраин царской России, страной полного бездорожья. С риском для жизни верхом на лошадях и верблюдах местное население добиралось по узким вьючным тропам к местам назначения. Ни о каких полноценных дорогах тогда и речи не шло.

В 1924 году, после национального размежевания Туркестана, была образована Кара-Киргизская автономная область. Тогда же появилось Управление местного транспорта, работа которого началась с проведения инвентаризации дорог и караванных путей.

В 1929 году создали Управление шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта при Совете народных комиссаров Киргизской ССР («Кирдортранс»). В управлении считали, что первостепенной задачей дальнейшего развития страны должно стать соединение севера и юга одной безопасной дорогой.

«Кирдортранс» из всех предложенных направлений выбрал лучшее: Фрунзе — Рыбачье — Кочкорка — Нарын — Торугарт — Ош. Надо отметить, что прокладка путей осуществлялась в рамках реализации программы пятилетних планов. Одними из задач стали полная ликвидация бездорожья и увеличение протяженности дорог с твердым покрытием. Метод дорожного строительства Киргизской ССР признали лучшим. Госплан рекомендовал его всем дорожным управлениям союзных республик.

В декабре 1939 года на страницах газеты «Советская Киргизия» опубликовали письмо жителей Калининского района, которые обратились ко всем сельчанам страны с призывом построить в кратчайшие сроки дорогу от села Калининского (ныне город Кара-Балта) до села Суусамыр (в Жайыльском районе). Колхозникам Чуйской области идея понравилась и ударными темпами, за 65 дней,

18 000 человек простейшими орудиями труда — кетменями, ломами и лопатами — проложили её протяженностью 83 километра. Одновременно начали строительство дороги Джалал-Абад — Токтогул, где трудились дехкане Джалал-Абадской и Ошской областей. Совнарком Киргизской ССР посчитал, что неплохо было бы соединить эти две дороги. В результате появилась реальная возможность соединить север и юг страны, избежав трудоемкого строительства автодороги через Иссык-Кульскую и Нарынскую области.

Возвращение к мирной жизни

Дальнейшая прокладка автодорог возобновилась только после войны, к началу 1950-х годов. Следует отметить, что к послевоенному времени общая протяженность путей в Киргизской ССР оказалась внушительной, но в основном это были грунтовые и естественные трассы. Тем не менее анализ состояния дорог в целом по республике позволял констатировать, что, невзирая на трудности, они хорошего качества, своевременно реконструировались и правильно содержались.

В 1956 году создали Управление строительства №16, предназначенное для прокладки полноценной автодороги Фрунзе — Ош. Дорожным службам приходилось пробивать путь через перевалы и тесные склоны гранитных скал. В 1965 году долгожданную трассу Фрунзе — Ош сдали в эксплуатацию. Это позволило обеспечить надёжную автомобильную связь между севером и югом страны, соединить Таласскую, Суусамырскую долины и Джумгальский район, обладающие богатейшими запасами сырья и природными ресурсами для развития животноводства. Только в начале 1980 года окончательный вариант дороги, соединяющей север и юг страны, сдали в эксплуатацию. Следует отметить, что, помимо этого, по всей территории республики шла прокладка трасс, благодаря которым развивались отрасли народного хозяйства.

Дороги суверенного государства

После распада СССР Кыргызстан стал независимым государством. Начался новый этап в истории страны, который отразился и на дорожно-транспортной отрасли. Из-за недостаточного финансирования работ по эксплуатации и содержанию автодорог они долгое время не обслуживались, а парк дорожной техники не пополнялся и не обновлялся, что привело к упадническому состоянию всей сферы. Немаловажен тот факт, что с 1995 года увеличилась интенсивность движения, сократились государственные перевозки и возрос объем коммерческих транспортировок. Значительно увеличилось количество автофургонов, идущих с большим перегрузом по основным магистралям страны, из-за чего дороги стали сильнее подвергаться естественному физическому износу. Кыргызстану пришлось искать инвесторов, готовых помочь стране в улучшении состояния транспортных артерий. Важно было привести в порядок трассу Бишкек — Ош, поскольку она единственное связующее звено между севером и югом.

Дорога Бишкек — Ош сегодня

С середины 1996 года начались строительные работы по реконструкции автотрассы Бишкек — Ош. Генподрядными организациями, выигравшими международные тендеры для участия в проекте реабилитации автодороги, становились крупные зарубежные и совместные дорожно-строительные компании.

Сегодня интенсивность движения транспортного потока по трассе Бишкек — Ош на некоторых участках достигает 38 000 автомобилей в сутки. Министерство транспорта и дорог приступило к активному ремонту на участке Бишкек — Кара-Балта, где проходимость машин наиболее высокая.

Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет 34 000 км, включая 18 782,05 км, обслуживаемых дорожными подразделениями Министерства транспорта и дорог. За последние годы сделано многое для улучшения дорожной инфраструктуры в соответствии с принятой Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 годы. Мин-

транс реализовывал в данный период значимые проекты по реабилитации существующих и строительства новых международных магистралей, так как их развитие значительно улучшит условия для региональной, межрегиональной и межгосударственной торговли. Это направление — приоритет для дорожной отрасли страны. Наиболее важными являются автомобильные дороги Бишкек — Ош, Бишкек — Нарын — Торугарт, Сарыташ — Карамык, Ош — Сарыташ — Иркештам, Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр.

Для совершенствования транспортных коридоров начиная с 1996 года привлечено более $2,5 млрд. В 2012-м полностью завершена реабилитация магистралей Ош — Сарыташ — Иркештам и Сарыташ — Карамык, в 2017-м — Бишкек — Нарын — Торугарт. В настоящее время продолжаются работы на автодорогах Ош — Баткен — Исфана и Талас — Тараз — Суусамыр. Активная строительная деятельность наблюдается также на юге республики, где ведется реабилитация автодороги Ош — Баткен — Исфана.

Самым масштабным проектом, реализуемым министерством в настоящее время, является прокладка альтернативной дороги север — юг протяженностью 433 км. Проект поделен на три фазы. В 2014 году Министерство транспорта и дорог приступило к реализации фазы-I, которая включает маршрут: село Кызыл-Жылдыз — село Арал (183-195-й км) и село Казарман — Джалал-Абад» (291-433-й км), в том числе строительство тоннеля через перевал Кок-Арт протяженностью 3,7 км. Реабилитация участка: село Кызыл-Жылдыз — село Арал (183-195-й км) закончена. Строительные работы на остальных отрезках осуществляются согласно утвержденному графику и будут завершены к 2019 году. Начаты строительные работы в рамках фазы-II, охватывающей участок Арал — Казарман. В настоящее время здесь ведутся полномасштабные строительные работы, которые планируется завершить к 2020 году. Что касается фазы-III, которая предполагает прокладку пути от Балыкчи до села Кызыл-Жылдыз (0-183-й км), то в настоящее время в её рамках осуществляется отбор подрядчиков и консультантов.

Трасса имеет большое международное значение. Её соединение с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистана на юге создаст сквозной транзит по маршруту Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан. Он позволит стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности и выполнении обязательств в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

Приоритетным проектом на ближайшие несколько лет является реабилитация так называемого Иссык-кульского транспортного кольца. Оно имеет важное экономическое значение для Кыргызстана, обеспечивая непрерывную транспортную связь между КНР (Кашгар) и Казахстаном через территории Нарынской и Иссык-Кульской областей по коридору ЦАРЭС-1. Кроме того, через Иссык-кульское транспортное кольцо планируется соединить альтернативную дорогу север — юг с автомобильными дорогами Казахстана и обеспечить выход к магистрали Западный Китай — Западная Европа, строительство которой ведёт в настоящее время казахская сторона.

Уже сейчас активно благоустраиваются отдаленные районные и областные центры, появляются широкие асфальтированные дороги, на которых на протяжении последних пятидесяти лет лежал только гравий. В текущем году устроено асфальтобетонное покрытие более чем на 400 км автодорог. Таким образом, Минтрансдор ведёт работы по улучшению дорожной сети страны в нескольких направлениях, в том числе за счёт привлечения инвестиций и республиканского бюджета. Необходимо отметить, что Министерство транспорта и дорог придаёт значение не только строительству автодорог, но и их содержанию. В соответствии с принятой Национальной стратегией устойчивого развития на 2013-2017 годы реализован ряд проектов оснащения дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей. Например, реализация одного из проектов осуществлялась в рамках Соглашения о техническом сотрудничестве между правительствами Японии и Кыргызстана, благодаря чему поставлено 355 единиц дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, в том числе 4 асфальтобетонных завода (АБЗ) и 4 камнедробильные установки (КДУ), которые уже установлены в Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областях. Ведутся также переговоры с японской стороной о предоставлении Минтрансдору дорожных мастерских для своевременного проведения ремонта дорожной техники.

Министерство уделяет большое внимание внедрению передовых технологий при строительстве автодорог. В Бишкеке прошла научно-практическая конференция на тему «Внедрение новых технологий на дорогах Кыргызстана». В практической её части представлена укладка полимер-щебеночно-мастичного асфальтобетона в Бишкеке по улице Гагарина (район новостройки «Ак-Ордо»). Эта технология разработана в Германии и позволяет улучшить состояние дорог. Необходимо отметить, что щебеночно-мастичный афальтобетон применен при строительстве альтернативной дороги север — юг, соответственно, в разы повышается срок эксплуатации этой трассы.

Особым направлением деятельности министерства является работа в ЕАЭС в области транспорта по части гармонизации нормативно-правовых актов в союзе. На побережье озера Иссык-Куль проведено 8-е совещание руководителей уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС в области транспорта. Словом, трудовой коллектив Министерства транспорта и дорог к профессиональному празднику — Дню работника транспорта и дорожного хозяйства — выполнил взятые обязательства в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития на 2013-2017 годы и намерен работать в последующие годы в соответствии с программой «Жаны доорго — кырк кадам».






Добавить комментарий