Main Menu

Осибана, или Прессованное искусство (фото)

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

— Этот сорняк у нас встречается часто, — показывает резные бордовые листочки моя собеседница. — Правда, сложно отыскать именно такой расцветки. А это веточки американского клёна, который в наших краях тоже распространён.

Нет, это беседа не на уроке занимательной ботаники, а в мастерской дизайнера-флориста Амины Мингалиевой. Её увлечение и профессия — создание картин из высушенных лепестков, листьев, веточек. Композиции располагаются на ткани, оформляются в картонное паспарту и помещаются под стекло в рамочку. Получается нарядная картинка для украшения интерьера. Такое направление называется прессованной флористикой.

Как и все, что совмещает в себе простое и экзотичное, этот вид искусства появился в Японии около шести веков назад. Называется он осибана, или ошибана. Жители Страны восходящего солнца складывали изображения из материалов, которые можно легко найти под ногами. Помимо листьев, цветов и веточек, использовали пух, кору деревьев, семена растений и даже засушенных стрекоз и бабочек. В Европе такой стиль в искусстве получил распространение в викторианскую эпоху. А в последние годы прессованная флористика стала вновь популярна. Сегодня в Интернете можно в большом количестве найти сайты и странички в социальных сетях, посвящённые этому виду творчества.

Художник-модельер Амина Мингалиева с флористикой познакомилась в начале 2000-х годов, и сначала это стало ее хобби, а теперь и профессией. Цветы увлекали её всегда — дома с удовольствием разводила комнатные растения, не меньше радовалась букетам. А тут появляется возможность продлить недолговременную жизнь цветочного бутона, сохранить его цвет, форму и даже создать с помощью лепестков что-то своё.

— Тогда еще было непросто найти доступ к Интернету и приходилось с трудом выискивать полезную информацию по этому направлению. Мне посчастливилось пройти курсы флористики, это дало основы знаний, — рассказывает мастерица. За эти годы Амина освоила технику сушки и прессования, появились свои подходы и секреты, ведь очень важно сохранить форму, фактуру и цвет засушенных растений.

Если вам кажется, что, собрав пару листьев, вы сможете сделать шедевр, ну или хотя бы то, что послужит украшением интерьера, — вы глубоко ошибаетесь. Для создания таких картинок надо знать, что такое композиция, цветовые гаммы и главное — иметь художественный вкус. Уже не один год, увлекаясь составлением цветочных аппликаций, мастерица каждый раз открывает для себя новые сюжеты, формы и возможности, что таит в себе осибана. И нет предела здесь для творческой фантазии.

— Хочу донести до зрителей красоту природы. Ведь многого мы просто не замечаем, не задумываемся, как необычен лепесток цветка, как изящна веточка растения. Хочу, чтобы люди научились видеть, как прекрасен мир, в котором мы живём. Бог создал это все таким удивительным и прекрасным, что мне не нужно ничего придумывать, для меня важно сохранить в своих работах гармонию тех материалов, с которыми я работаю, — поделилась мыслями А. Мингалиева.

Кстати, флорист, исходя из этических соображений, принципиально использует только элементы растений, избегая при этом применять птичьи перья, засушенных насекомых. Даже материя, которая служит фоном для аппликаций, сделана из натурального сырья. По мнению моей собеседницы, её работы, помимо эстетической составляющей, должны сохранять доброту и первозданность природы.

Как рассказала мастерица, для изготовления каждой цветочной картины требуется своё настроение. Бывает, творить удается легко, а случается, что приходится разбирать уже составленную композицию и размышлять, как донести до зрителя задуманную идею, и днями подбирать сочетания лепестков, листьев, веточек.

В комнате, что служит Амине мастерской, на газетах разложены сушёные травы, цветочные лепестки, листики — это будущие элементы картинок и сюжетов. По признанию мастерицы, когда она выходит на улицу, травинки, соцветия, что валяются под ногами прохожих, привлекают её внимание.

— Я очень часто в арыке или на газоне подбираю листья необычной формы или расцветки, — смеется Амина. Но полагаться на волю случая не приходится, тем более что флористика стала для героини этого материала профессией, поэтому к заготовкам подход ответственный. Дачный участок служит возможностью пополнять ботанические запасы.

А. Мингалиева заботливо засаживает грядки цветами и растениями, но перед этим надо ещё и выбрать, что посадить, сгодится ли это всё для искусства осибаны. Помогают и соседи по даче: зная об увлечении Амины, приносят букетики со своих участков. Дальше наступает пора сбора «урожая», после этого все выращенное подвергается прессовке и сушке. И только потом, когда всё готово, можно приниматься за творчество. Вот так и пролетает год у мастера-флориста.

Надо заметить, что цветочные картины долговечны, главное, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи и не «выжигали» цвета. Расходятся работы на различных ремесленных ярмарках, что проводятся в Бишкеке, на Иссык-Куле. Как рассказала А. Мингалиева, произведения, исполненные в стиле осибаны, охотно берут иностранцы, более восприимчивые к искусству.

— К сожалению, у нас в Бишкеке мало проводится ремесленных выставок, — пожаловалась мастер по прессованной флористике. — Когда это организуется на площадках торговых центров, то ремесленникам поднимают неподъёмную арендную плату. Если сдавать работы в художественные салоны и магазины, то там тоже накручивают цены, и из-за этого они долго пылятся на полках. Было бы хорошо, если бы у ремесленников появилось место в городе, где они могли бы выставлять и продавать свои работы. Есть хороший пример в Алматы. Там в центре города — на Арбате — раз в месяц проводят ярмарки рукодельниц и мастеров, очень часто туда даже ездят наши ремесленники. Горожане, зная о таких мероприятиях, всегда охотно приходят, гуляют с детьми, получают удовольствие от встречи с творчеством других людей, то, что нравится, покупают. В нашей столице можно было бы перенять такой прекрасный опыт.

Согласитесь, хорошая идея, возможно, в мэрии услышат её и попробуют воплотить в жизнь. А у горожан появилось бы ещё одно место для культурного досуга.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Related News

Как развить культуру и образование

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОб этом побеседовали Президент Садыр Жапаров и народный писатель Кыргызской Республики, известный драматург Мар Байджиев.

Культура — стержень государства и нации

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени А. Малдыбаева состоялось торжественное мероприятие, посвящённоеRead More

Добавить комментарий