Main Menu

О религиозной ситуации в Кыргызской Республике

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

По данным многих экспертов — не только отечественных, но и зарубежных, в Кыргызской Республике сложилась благоприятная ситуация в религиозной сфере. Причинами тому являются обеспечение правовых условий органами государственной власти ещё на заре становления суверенного Кыргызстана, создание прочной основы прав человека, свободы совести и вероисповедания, основанной на международных обязательствах.

Вышеотмеченное в свою очередь способствовало полноценному развитию религиозной жизни населения страны, что в конечном итоге привело к возникновению поликонфессионального общества. В результате на смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.

Однако механическая замена тоталитарно-атеистической модели на либеральную в государственно-религиозных отношениях без учёта общественно-политических и социально-культурных реалий породила некоторые проблемы и вызовы, несущие угрозы безопасности государства. В связи с чем в 2014 году Совет обороны, как главный орган, осуществляющий проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности, отметил, что «недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений и угрозе раскола государства». Тем самым государство предусмотрело переход к иной модели государственно-религиозных взаимоотношений в соответствии с новой концепцией государственной политики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы. Так началось реформирование государственной политики в религиозной сфере, в рамках которой проведён функциональный анализ деятельности всех органов власти, занимающихся вопросами религии: Государственного комитета национальной безопасности КР, Министерства внутренних дел КР, Государственной комиссии по делам религий КР, а также Духовного управления мусульман Кыргызстана. По итогам проведённых мероприятий разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты.

Выбор стратегических приоритетов государственной политики в религиозной афёре определён из анализа ситуации для решения сложившихся здесь многочисленных проблем. В настоящее время находится в процессе реализации системный план действий государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2015-2020 годы.

В 2014-м государством создан фонд развития духовной культуры «Ыйман», который активно занимается развитием духовной и религиозной культуры, поддерживает инициативы, направленные на повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан, оказывает содействие государству и гражданскому обществу в укреплении межконфессионального согласия и веротерпимости.

Создан и функционирует Государственно-конфессиональный совет с целью гармонизации взаимодействия государственных органов с религиозными организациями и мониторинга их деятельности в вопросах оптимизации системы учётной регистрации и перерегистрации религиозных организаций, объектов, учебных заведений и миссионеров. Совершенствуются система и формат предоставления информации о деятельности религиозных организаций.

Находится в процессе создания система мониторинга деятельности религиозных организаций и их представителей со стороны государственных органов. Разработана концепция реформирования религиозного и религиоведческого образования, в соответствии с которой ведётся пилотирование многоступенчатой системы подготовки теологов в КГУ им. И. Арабаева. Впервые в истории Кыргызстана появился Кыргызский государственный исламский университет, обладающий государственной лицензией, дипломы которого теперь будут признаваться государством.

Подготовлена инструкция «О вероисповедных кладбищах» — о захоронении жителей местности в соответствии с их конфессиональной принадлежностью с целью предупреждения конфликтов.

В настоящее время все исламские организации: благотворительные центры, фонды функционируют под началом Духовного управления мусульман Кыргызстана, кроме неформальных исламских движений.

Согласно новому уставу (2014), ДУМК выступает не только за обеспечение религиозных и духовных потребностей и требований мусульман, проживающих в КР, распространение ислама и исполнение норм шариата, но и за сохранение мира и согласия в обществе, соблюдение интересов нашей республики и укрепление государственности.

Вместе с тем наряду с положительными аспектами в религиозной сфере существуют такие проблемы, как дефицит интеллектуальной исламской элиты; отсутствие собственного опыта деятельности отечественного мусульманского духовенства в светском государстве; настороженное отношение духовенства к секулярным ценностям; недостаток ресурсов мобилизационного финанансового, материального и технического характера; проблемы исламского образования; проявление религиозного экстремизма и терроризма; участие в военных конфликтах за рубежом кыргызстанских граждан.

В настоящее время мусульманской общине доставляют хлопоты, связанные с так называемыми неформальными исламскими джамаатами, придерживающимися нетрадиционного для ханафитского мазхаба исламской веры, которые, как правило, не имеют официальной регистрации в стране, с идеологией которых сложно бороться. Эксперты условно делят их на несколько категорий: аполитичные организации, такие как «Таблиги Джамаат» (ТД), «Ахмадия», «Нурджилер», запрещённая исламская партия «Хизб ут-Тахрир», имеющая политические цели; а также радикальные движения (салафиты, такфириты), придерживающиеся джихадистских идеологий. В отношении «Таблиги Джамаат» существуют различные мнения, в том числе что она является рассадником экстремизма, но в настоящее время ведётся работа по её переформатированию с целью противодействия радикальным исламским течениям.

В Кыргызстане нет доморощенных деструктивных джамаатов, все имеют зарубежное происхождение. К сожалению, несмотря на то что с 2005 года судебными инстанциями КР организации политического ислама («Хизб ут-Тахрир», Организация освобождения Туркестана, «Восточно-Туркестанская исламская партия», «Исламское движение Узбекистана», «Аль-Каида», движение «Талибан») признаны террористическими и экстремистскими и, деятельность их на территории республики запрещена, некоторые из них продолжают подпольно работать, проводя агитацию среди социально уязвимой части населения, необразованной молодёжи, радикально настроенных верующих. Опасные религиозные организации политическо-экстремистской настроенности закрываются судебными решениями. К примеру, Первомайский суд Бишкека 24 октября 2012 года запретил деятельность тахфирист-джихадисткого движения салафитской направленности и организаций «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Йакин инкар» (2017).

Что касается борьбы с распространением идей экстремизма, в Кыргызстане принята и реализуется программа правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы. Безусловно, вышеназванным угрозам способствуют не только внутренние, но и внешние факторы. В настоящее время условия глобализации и информатизации общества сыграли на руку вербовщикам экстремистских и террористических организаций, действующим в онлайн-режиме через Интернет.

Радикализация религии в стране в определённой мере происходит из-за влияния зарубежных религиозно-экстремистских центров и религиозных учебных заведений на религиозные воззрения граждан и в силу того, что получение религиозного образования в других государствах для молодёжи не запрещено.

В последние годы идёт полномасштабное реформирование религиозной сферы. Закладываются основы цивилизованных государственно-конфессиональных отношений, создаются предпосылки для конструктивного диалога, социального партнёрства между государством и религиозными организациями. Государственными органами ясно осознана необходимость реализации концептуальных основ религиозной политики и определения формата взаимодействия государства и религии.

Идёт процесс формирования отечественной модели партнёрства государственно-конфессиональных отношений. Для модернизации системы религиозного образования разработана и принята концепция «О религиозном образовании». Находится на стадии решения вопрос внесения поправок в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».

Ведутся систематический мониторинг религиозных процессов, координирование, поиск, обработка и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, на основе которых создаются научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам, к работе которых привлекаются квалифицированные учёные-теологи, религиоведы, правоведы, социологи, прогрессивные религиозные и общественные деятели.

Государственная политика в области религий пропагандируется средствами массовой информации, на теле- и радиопередачах ведутся популярные просветительские программы по религиозным вопросам, призванные воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру во взаимоотношениях представителей различных конфессий.

Вместе с тем наряду с достижениями существуют проблемы, которые необходимо решать. Для того чтобы запрещённые радикальные организации не работали с населением, государству необходимо бороться с условиями, вызывающими радикализацию населения, прочная экономическая основа жизни населения делает народ аполитичным и невосприимчивым к радикальным идеям. Для поддержки религиозных организаций и укрепления межконфессионального диалога и связей необходимо создать консультативную группу, состоящую из представителей религиозных и светских организаций, главной задачей которой должно быть выстраивание оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем нашего общества.

Таким образом, ситуация в религиозной сфере в республике является многогранной — существует религиозное многообразие с налаженным межконфессиональным и государственно-конфессиональным диалогом, дальнейшее развитие которого зависит от способов и механизмов реализации государственной политики в религиозной сфере.

Назира КУРБАНОВА,
доктор исторических наук, профессор КГУ им. И. Арабаева.






Related News

Идеология?!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ нашем селе Куланак сильно интересуются идеологией. Некоторые из моих земляков озвучили свои мысли, участвовалиRead More

Конструктивный диалог согласию помог

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроект «Конструктивные диалоги по религии и демократии» успешно реализован Госкомиссией по делам религий, общественным фондомRead More

Добавить комментарий