Main Menu

Ислам и светское государство — не соперники, а партнёры

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В сентябре 2017 года по инициативе Кыргызстана в Бишкеке состоялась международная конференция «Ислам в современном светском государстве» с участием 19 стран и ряда международных организаций. Особое внимание участники форума обратили на исламские ценности в современных условиях, дающие возможности гармоничному развитию религии без противопоставления религиозных канонов светскому законодательству.

Современный мир в условиях глобализации с каждым днём становится более унифицированным. Этот процесс, помимо прочего, способствует распространению выработанных и проверенных временем ценностей и подходов. В их числе можно назвать светскую модель государства.

Преимущество светского государства состоит в его способности создавать и сохранять баланс интересов представителей разных религиозных общин, верующих и неверующих. В то же время в мире идёт процесс переосмысления роли и места религии. Под воздействием современных вызовов возникают новые формы взаимодействия государства и религии. Появляются и распространяются новые религиозные идеологии. А значит, религия в целом и ислам в особенности является сегодня предметом дискуссий.

Поэтому Кыргызстан, учитывая накопленным им опыт, выступил с инициативой создания постоянно действующей международной площадки для диалога.

В современной политической науке ислам рассматривается как система общечеловеческих морально-нравственных ценностей и целостная неделимая структура. В арабском языке слово «ислам» означает «покорность», «повиновение», «смирение». В шариате оно приобрело значение «повиновение Аллаху путём поклонения Ему одному, подчинение Ему, отречение от многобожия и враждебности по отношению к Его сторонникам».

Важно отметить, что Кыргызстану необходим современный традиционный ислам ханафитской школы с учётом национальной специфики и культуры, укрепления национального суверенитета. Ислам — это особая цивилизация, в рамках которой сложилась и наша кыргызская культура, своя система духовно-нравственных ценностей, национальных обычаев.

Ислам — это целый мир, он включает и доктрину, и поведение человека, его влияние на общество огромно.

Мы видим, что более полутора миллиарда мусульман, проживающих сегодня в независимых национальных государствах, со своей историей, культурными особенностями не могут быть одинаковыми. Исторически все религии развивались, адаптируясь к конкретной среде и культуре, впитывая местные обычаи и традиции.

Сложившаяся здесь исламская правовая школа «ханафитский мазхаб» не противопоставляет доктринальный ислам местным традициям. Наши предки в своё время приняли ислам ещё и потому, что он не противоречит мировоззрению кочевников, и сегодня он стал неотъемлемой частью нашей национальной культуры.

При этом и после принятия ислама на территории современного Кыргызстана свободно проживали представители других конфессий, развивались традиции и культурные ценности всех народов региона.

Только на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи мы сможем сохранить многообразие и сделать наш мир более современным. Многообразие — это идея самого Созидателя.

Ведь ислам не обязывает никого использовать религиозную атрибутику, не навязывает свои идеи, и об этом сказано в 256-м аяте суры «Бакари» Священного Корана: «Нет принуждения в религии». Исламская религия учит мусульман уважительно относиться к другим религиям.

Необходимо отметить, что стратегия государства в отношении ислама не должна противодействовать исламу и не рассматривать его как идеологического противника, что противоречит гармоничному сосуществованию светского государства и религии. Наоборот, стратегия государства в отношении ислама должна способствовать формированию национальной идеи, основанной на базисных принципах с учётом национальной специфики Кыргызстана, его культуры, истории, исламских ценностей и т. д.

Государство должно видеть в возрождении ислама в стране фактор стабильного развития страны, осознавать исламскую культуру как важную составляющую жизни общества, что способствует гармонизации отношений между светским государством и религией.

Конституция Кыргызской Республики не допускает вмешательства в деятельность госорганов со стороны религиозных организаций, но не препятствует их взаимодействию в различных формах по вопросам, представляющим обоюдный интерес.

Сегодня мусульманская община республики постепенно приходит к пониманию необходимости реализовывать свои интересы в социальной жизни страны, равноправного участия в социальных, политических процессах. Главным вопросом является конструктивность подхода с обеих сторон — как со стороны светского государства, так и со стороны религии. Поэтому проведение реформы в системе как религиозных, так и светских образовательных учреждений является стержнем, который служит начальным этапом их гармоничных отношений.

При этом весьма важной целью реформирования образовательных учреждений является разработка методологии и программ преподавания, направленных на гармонизацию содержания.

Количественный рост верующих мусульман в республике заставляет обратить внимание на качество религиозного образования. Сегодня большинство исламских образовательных учреждений даёт только узкорелигиозное образование, не способно отвечать на новые вызовы современности и не может противостоять радикальным идеологиям, а также не обеспечивает информационную безопасность, мир и согласие.

Путём взаимодействия государства и религии, закреплённого на законодательном уровне, можно избавиться от существующего недоверия и настороженности между духовенством и светской властью. И, самое главное, переход отношений государства и религии на новый качественный уровень имеет первостепенную роль в укреплении основ кыргызской государственности, конституционного строя, обеспечении гармоничных отношений внутри общества, защите национальных интересов.

Отрадно, что религиозные организации исторически представленных в Кыргызстане конфессий (ислам, православное христианство) в последние годы стали постоянными участниками различных мероприятий по профилактике правонарушений, противодействию проявлениям религиозного экстремизма и иному содействию правоохранительным органам. На мой взгляд, чтобы достичь гармоничного сосуществования светского государства и ислама, направленного на обеспечение суверенитета, стабильности, мира и согласия, сторонам необходимо использовать все имеющиеся механизмы диалога, прилагать усилия к взаимному пересмотру и изменению отношений. При этом обе стороны должны стоять на позициях конструктивизма и равновесия и не видеть друг в друге врага или соперника.

Своевременное и продуманное включение религиозных общин Кыргызстана в социально-экономические процессы в свою очередь укрепляет структуры кыргызского общества, решает не только духовно-нравственные, социальные проблемы, но и актуальные межрегиональные, межклановые, межнациональные вопросы. Необходимо отметить, что укрепление авторитета муфтията безусловно способствует внутриобщинной интеграции, повышению статуса мусульманской общины, гармонизации межнациональных отношений.

Предстоит определённая работа по организационно-правовому закреплению сотрудничества, формированию собственной национальной модели государственно-конфессиональных отношений.

Разумеется, достижение полнокровного гармоничного сосуществования светского государства и ислама в нашей стране требует немалых усилий и времени, но я твёрдо уверен, что свободолюбивый, гордый и мудрый народ Кыргызстана, следуя курсом демократизации общества, безусловно, постепенно достигнет этой замечательной цели — гармоничных отношений в обществе.

Болотбек ИШЕНАЛИЕВ,
мусульманин.






Related News

Идеология?!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ нашем селе Куланак сильно интересуются идеологией. Некоторые из моих земляков озвучили свои мысли, участвовалиRead More

Конструктивный диалог согласию помог

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроект «Конструктивные диалоги по религии и демократии» успешно реализован Госкомиссией по делам религий, общественным фондомRead More

Добавить комментарий