Main Menu

Религия и терроризм несовместимы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Представители духовенства России, Казахстана, Китая, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана встретились на III Международной научно-богословской конференции «Духовный Шёлковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности», прошедшей в Бишкеке. Священнослужители шести евразийских государств обсудили на ней планы совместного противодействия терроризму и радикализму.

На пресс-конференции, посвящённой встрече, заместитель директора Госкомиссии по делам религий Закир Чотаев отметил, что страны Шёлкового пути всегда стремились жить в мире, согласии, взаимоуважении. Необходимо сохранять и продвигать эти традиционные ценности. «Религия вносит большой вклад в развитие общества. Поэтому она должна взаимодействовать как с государством, так и с обществом для профилактики терроризма и экстремизма. Нужно развивать и межконфессиональный диалог», — подчеркнул он.

По его словам, в Кыргызстане постоянно проводятся мероприятия по предотвращению радикализма и экстремизма. В частности, в школах и университетах читают лекции. «Мы разъясняем нормы закона. Говорим, что живём в светском государстве, где обеспечивают свободу вероисповедания, но не надо путать религию и радикальные экстремистские течения. Вовлечение в них грозит уголовным наказанием», — добавил Закир Чотаев.

Он также отметил, что радикализация молодёжи происходит в основном в Интернете, а не в мечетях. Людей подталкивают к этому недостаточная осведомлённость, социальные, психологические или политические факторы.

«Слухи о том, что что вербовка идёт в мечетях, не более чем выдумка. Я работаю четвёртый год и могу сказать, что за это время не было ни одного случая», — добавил в свою очередь глава Духовного управления мусульман Кыргызстана муфтий Максат ажы Токтомушев.

По его словам, 2 800 имамов ежемесячно отчитываются о проделанной работе, в том числе о радикализации и противодействии.

«Поскольку основной инструмент вербовки — Интернет, у нас, и в России, и в Кыргызстане я замечаю: имамы тоже проповедуют в социальных сетях. Эта большая, хоть и незаметная работа даёт большие результаты. Мы не ждём чего-то, а спасаем души людей», — продолжил тему председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдинов.

Говоря об информационной литературе, он очень высоко оценил действия Чингиза Айтматова, выступавшего защитником гуманистического и миролюбивого ислама во время информационной войны, вызванной действиями псевдомусульман. «Сейчас вновь обострилась проблема псевдоислама. Я убеждён, что только совместными усилиями можно избавиться от этой страшной заразы, завезённой извне. При этом хочу отметить, что однобокие действия госорганов становятся козырем в руках экстремистов», — сказал муфтий.

Например, по его мнению, существует некомпетентная экспертиза исламской литературы, которую проводят люди, мало понимающие тему, и это грозит осложнениями. Поэтому в борьбе с публикациями, злонамеренно искажающими ислам, нужна помощь, в том числе на экспертном уровне.

Ещё один священнослужитель России — заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, доктор философских наук Али Вячеслав Полосин отметил, что вербовщики используют недостатки в работе традиционного духовенства. «Политики продолжают использовать религию для укрепления власти или, наоборот, её захвата. Это называется «радикализм» и «экстремизм», — сказал Полосин.

Он отметил, что радикалы вербуют рекрутов ради политических целей, но для мотивации говорят, что они выступают во имя веры. То есть получается, что проблема больше социально-политическая, чем теологическая. «Вербовщики используют психологические методы и тонко влияют, чтобы превратить человека в своего адепта. В этой связи нами приглашаются психологи, которые могут помочь имамам найти контрмеры против вербовщиков», — заметил замдиректора фонда.

По мнению следующего выступившего — заведующего отделом ДУМК по фетвам, религиозной литературе и халяль-индустрии Равшана Эратова, борьба против радикализации даст результат, если проблему будут совместно решать госорганы и общество. «Муфтият и мечети должны готовить профессионалов высокого уровня, которые смогут остановить молодёжь на губительном пути к экстремизму», — сказал Эратов.

Он подчеркнул, что надо продвигать доброту и справедливость. Не стоит дискриминировать, исходя из религии и пола. «Если не остановим дискриминацию, это может привести к радикализации», — отметил представитель ДУМК, призвав к гуманизму и не впадать в крайности.

О серьёзной угрозе экстремизма для страны и развития общества сказал и старший оперуполномоченный 10-го управления МВД Кыргызстана Мамырбек Копжашаров. Он сравнил данные за 2010-й и 2017-й годы. «За этот период всего выявили 2 603 преступления экстремистской направленности. При этом, если в 2010-м их было 101, то в 2017-м уже 597. То есть они увеличились в шесть раз. Для борьбы с этим явлением нужны консолидация и поддержка общества», — пояснил представитель МВД. Он предложил тщательно изучить религиозную ситуацию в стране, пресекать обучение граждан в сомнительных религиозных заведениях, предпринимать другие меры для борьбы с экстремизмом.

Взявший следом слово первый заместитель председателя Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России муфтий Рушан Аббясов отметил, что сейчас как никогда, важно использовать богатейший и столь поучительный опыт сосуществования на просторах Шёлкового пути. Стремление государств возродить Великий Шёлковый путь и конкретные трансграничные проекты вселяют уверенность в сохранении и приумножение дружественных и партнёрских связей. «Ведь говоря о самых актуальных интеграционных достижениях, мы не создаём что-то с нуля, а опираемся на завещанное нам богатство единства и дружбы», — отметил Рушан Аббясов.

Он также заявил, что при всём многообразии языков и религий, кочевых и оседлых культур, мирно и гармонично сосуществовавших вдоль Великого Шёлкового пути, именно ислам стал ключевым стержнем объединения. «Не случайно по этому пути двигались не только торговцы, но и паломники. Также здесь возникли известные медресе, а положения ханафитского мазхаба прочно утвердились и стали столь созвучны образу жизни тюркских народов. Универсальность ислама и тех духовных ценностей, которые заложены в нашей религии, преодолевали неизбежные барьеры и преграды. Поэтому не случайным является и наше обращение на протяжении уже трёх конференций к общему богословскому наследию и современным исследованиям интеллектуалов из разных стран, воссоздающим картину духовной жизни в оазисах Шёлкового пути. Это не ритуальное, формальное обращение, а большая полезная работа», — подчеркнул Рушан Аббясов.

В завершение он отметил, что исламу как религии чуждо проявление радикальных экстремистских настроений. Самое главное в борьбе с этим негативом — просвещение, донесение достоверной информации об исламе. «Может, у нас и не получается работать на опережение, но мы делаем всё, чтобы этой смуты не было в будущем», — подытожил Рушан хазрат Аббясов.

В конференции также участвовали учёные и эксперты в области религии, представители востоковедных центров, ведущих российских вузов.

Аида ШИРИНОВА.






Related News

Идеология?!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ нашем селе Куланак сильно интересуются идеологией. Некоторые из моих земляков озвучили свои мысли, участвовалиRead More

Конструктивный диалог согласию помог

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроект «Конструктивные диалоги по религии и демократии» успешно реализован Госкомиссией по делам религий, общественным фондомRead More

Добавить комментарий