На днях поезд, гружёный 50 стандартными контейнерами с фотоэлектрическими модулями, отправился из китайского города Ухань, провинция Хубэй, Центральный Китай, в столицу Узбекистана Ташкент по маршруту Китай-Центральная Азия. Это первый специализированный поезд с фотоэлектрическими модулями, следующий из Уханя в Центральную Азию. Его запуск способствует дальнейшему развитию «зелёного» сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии.
В последние годы Китай оказывает содействие государствам Центральной Азии в переходе к возобновляемым источникам энергии и защите окружающей среды. Страна ведёт строительство экологически чистых энергетических установок, продвигает внедрение водосберегающих технологий орошения в сельском хозяйстве и участвует в оздоровлении экологии Аральского моря. «Зелёный цвет» стал характерной особенностью взаимодействия между Китаем и другими странами-участницами совместного строительства «Одного пояса — одного пути» в Центральной Азии.
Центральная Азия, которая богата ветряными, солнечными и водными ресурсами, имеет огромный потенциал развития возобновляемых источников энергии. В Казахстане, по состоянию на конец 2022 года, общая установленная мощность ряда проектов в области возобновляемых источников энергии, таких как ветроэлектростанция «Жанатас», Тургусунская ГЭС и ветропарк в Акмолинской области, построенных при участии китайских предприятий, превысила 1000 МВт. Возведённая китайской компанией «под ключ» солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 220 МВт переменного тока в Самаркандской области Узбекистана, обеспечит электроэнергией 264 тыс. домохозяйств и позволит ежегодно сокращать выбросы углекислого газа примерно на 237 тыс. тонн.
«Ускоряется реализация проектов в области возобновляемых источников энергии, при использовании традиционных энергоносителей акцент делается на экологической безопасности. «Зелёный цвет» стал одним из ярких моментов энергетического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии. Кроме того, китайские электромобили пользуются популярностью у жителей Центральной Азии, а некоторые китайские автопроизводители даже открывают заводы в регионе и сотрудничают с местными компаниями в налаживании локализованного производства», — сказал в интервью корреспонденту газеты «Жэньминь жибао» заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии общественных наук Китая Ян Цзинь.
Аральское море расположено на границе между Узбекистаном и Казахстаном. Под влиянием глобального потепления и ряда антропогенных факторов некогда четвёртое по величине озеро в мире столкнулось с серьёзным экологическим кризисом. Согласно данным, площадь Аральского моря в настоящее время сократилась более чем на 90% по сравнению с 1960 годом, большие участки бывшего дна озера превратились в голую землю и солёные почвы или покрылись соляной коркой.
Заметные результаты в оздоровлении экологии Аральского моря принесло сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии. В последние годы китайские предложения по восстановлению экологии Аральского моря, включающие создание сети автоматического мониторинга метеоусловий и качества воды в бассейне Аральского моря, выращивание солеустойчивых растений для снижения засолённости почв, продвижение водосберегающих технологий орошения, совместное строительство с местными университетами центра обработки больших данных и совместных лабораторий и др., получили признание и одобрение стран Центральной Азии.
Как считает Ян Цзинь, бурное развитие «зелёного» сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии обусловлено двумя движущими факторами, а именно: согласованностью стратегий развития и высокой степенью взаимодополняемости. По его мнению, Китай и страны Центральной Азии имеют стремление к развитию «зелёной» экономики и повышению способностей к устойчивому развитию. Они богаты традиционными видами энергоресурсов, отличаются большим потенциалом для развития возобновляемых источников энергии и, в целом, испытывают острую потребность в переходе от экстенсивной, высокоэнергоёмкой модели развития к «зелёной» низкоуглеродной экономике. Китай славится огромным рынком энергопотребления и нуждается в «зелёном» международном сотрудничестве. Помимо этого, Китай обладает технологическими преимуществами в развитии солнечной, ветряной и гидроэнергетики, производстве электромобилей и др., что позволяет ему помогать странам Центральной Азии в «зелёном» переходе. Идеи «зелёного» сотрудничества Китая и стран Центральной Азии совпадают, у них есть взаимодополняющие преимущества, что также соответствует нынешней глобальной тенденции «зелёного» развития.
Китай и страны Центральной Азии — это дружественные соседи и всесторонние стратегические партнёры. В последние годы, по мере углубления всеобъемлющего взаимодействия между Китаем и Центральной Азией, совершенствуется концептуальная основа «зелёного» сотрудничества на высшем уровне. Продвижение «зелёного» взаимодействия и «зелёной» экономики служит одним из важных направлений развития в рамках таких многосторонних механизмов сотрудничества, как совместное строительство «Одного пояса — одного пути», саммиты Китай — Центральная Азия, Шанхайская организация сотрудничества и др. Эти механизмы сотрудничества обеспечивают важные площадки для диалога и достижения консенсуса в области «зелёного» сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.
«Китай и страны Центральной Азии постоянно расширяют сферы и масштабы «зелёного» сотрудничества. В настоящее время взаимодействие между сторонами также углубляется в таких областях, как цифровая экономика, трансграничная электронная коммерция и туризм, что также относится к сфере совместного строительства «Зелёного Шёлкового пути», — отметил Ян Цзинь. По его словам, в будущем ещё предстоит полностью раскрыть потенциал «зелёного» сотрудничества между Китаем и Центральной Азией. Это может придать новый импульс экономическому развитию обеих сторон и сотрудничеству в более широких сферах.
Ли Цзябао