Сунь Цзяньмин: Производство стройматериалов имеет большие перспективы для развития

Кыргызско-китайский международный промышленный парк «Шёлковый путь»

Кыргызстан расположен во внутренних районах Центральной Азии и является важным транспортным узлом и торговой страной вдоль «Пояса и пути». В последние годы с постепенным развитием экономики Кыргызстана и увеличением численности населения индустрия недвижимости в стране постепенно развивается. Однако из-за отсталых технологий и недостаточной производственной мощности Кыргызстан по-прежнему сильно зависит от импорта новых строительных материалов, необходимых для строительства недвижимости.

Выгодно ли инвестировать в производство строительных материалов в Кыргызстане? Каковы существующие возможности и проблемы? Недавно журналисты редакции «Шёлковый путь. Культурное развитие» посетили индустриальный парк строительных материалов Кыргызстана — кыргызско-китайский международный промышленный парк «Шёлковый путь», чтобы найти ответы на эти вопросы.

Развитый промышленный парк

Кыргызско-китайский международный промышленный парк «Шёлковый путь»

Отправившись на восток из Бишкека, столицы Кыргызстана, и проехав полтора часа, вы доберётесь до кыргызско-китайского международного промышленного парка «Шёлковый путь» в селе Ивановка. Карта мобильного телефона показывает, что расстояние между этими двумя локациями составляет около 45 километров. А после улучшения главных дорог в Бишкеке дорога займет около часа. Как только журналисты оказались в промышленном парке, они заметили интересную вещь: телефон автоматически переключился на казахское время, в то же время они получили смс с напоминанием о безопасности.

«Смотрите, неподалеку расположено казахское село. Дорога от Бишкека до нас удобная, и мы находимся близко к Казахстану», — рассказывает руководитель парка. В промышленном парке есть административное здание, столовая и жилые помещения для сотрудников, которые могут вместить около 150 человек. По словам одного из китайских сотрудников, они обычно питаются и живут в парке. Парк находится всего в 3 километрах от села Ивановка, предметы первой необходимости можно купить в ближайшем селе, а на выходных можно съездить за покупками в город Кант, что очень удобно.

Как известно, в советский период этот индустриальный парк был заводом по производству военного снаряжения. После распада Советского Союза территория была заброшена многие годы.

В 2017 году китайский бизнесмен Сун Цзяньмин купил парк и переименовал его в китайско-кыргызский международный индустриальный парк, начав работу по восстановлению территории. По словам Сун Цзяньмина, площадь парка составляет 27 гектаров, в нем есть трёхэтажное офисное здание и пять производственных цехов. Пережив сложный период пандемии COVID-19, с постепенным восстановлением и развитием экономики Кыргызстана индустриальный парк также получил новые возможности для развития. Сун Цзяньмин попытался воспользоваться моментом и превратить его в индустриальный парк строительных материалов, чтобы обеспечивать местный рынок строительных материалов необходимыми комплектующими. В настоящее время в парке расположены завод по производству газобетонных блоков автоклавного твердения и фабрика пластмассовых изделий.

Как говорит Сун Цзяньмин, в отличие от других промышленных парков, в кыргызско-китайском международном индустриальном парке «Шёлковый путь» есть административное здание, общежитие, столовая и оборудованные мастерские. Производителям, которые размещаются в этом парке, нужно только установить оборудование, чтобы начать производство, это значительно снижает инвестиционные затраты.

Помимо этого, деятельность индустриального парка способствует развитию местной экономики и созданию рабочих мест. Индустриальный парк отдаёгат приоритет местным специалистам, большая часть продуктов и товаров закупается в селе. В течение многих лет парк оказывает помощь малообеспеченным жителям села и школам, за что получил признание со стороны администрации села Ивановка.

Завод AAC решит проблему импорта строительных материалов

Кыргызско-китайский международный промышленный парк «Шёлковый путь»

В цехе площадью 8000 квадратных метров, который находится ближе всего к административному зданию индустриального парка, несколько экскаваторов и десятки рабочих ведут строительные работы. После сноса старого здания здесь будет заложен фундамент для линии по производству газобетонного блока автоклавного твердения  (AAC). Директор цеха господин Чжан занимается производством газобетонных блоков уже 25 лет. По его словам, он посетил Кыргызстан в 2023 году и обнаружил — в  стране существует значительный дефицит производства строительных материалов, что делает эту область весьма перспективной для инвестиций.

«В Кыргызстане на данный момент 80% строящихся объектов все ещё возводятся с использованием традиционного красного кирпича из глины. Красный кирпич имеет большой вес, низкую скорость строительства, высокую стоимость, относительно слабую сейсмостойкость и не подходит для строительства многоэтажных зданий. Поскольку спрос кыргызского народа на жильё продолжает расти, традиционные здания из глиняного красного кирпича явно не могут удовлетворить потребности городского развития. Новые материалы для стен заменят традиционные материалы», — говорит он.

По его словам, газобетонный блок автоклавного твердения (ААС) — это строительный материал с пористой структурой, который обладает лёгким весом, экологической безопасностью и рядом других характеристик. Этот материал имеет небольшой вес, что облегчает его транспортировку и установку. Обладает теплоизоляционными свойствами, экологически безопасен, большого размера, что позволяет сократить время строительства и затраты на рабочую силу. В настоящее время производство газобетонных блоков в строительной отрасли в Кыргызстане полностью зависит от импорта. Директор Чжан сообщил, что запуск этой линии по производству газобетонных блоков решит проблему зависимости Кыргызстана от импорта. Строительство линии планируется завершить в декабре 2024 года, а пробное производство начнётся в марте 2025 года, предполагаемый годовой объем производства составит 300 000 кубометров.

Новые возможности для индустрии строительных материалов

В этом году исполняется восемь лет как Сун Цзяньмин работает в кыргызско-китайском международном промышленном парке «Шёлковый путь». В 2021 году для укрепления сотрудничества парк присоединился к «Байташ групп», став дочерней фирмой этой компании. Сун Цзяньмин полон надежд на будущее развитие промышленного парка. Он сказал, что осуществлять инвестиции за рубежом — это очень сложное дело. Только тщательно изучив обстановку, выбрав правильное направление и освоив рынок, можно получить отдачу от долгосрочных вложений.

По его мнению, наиболее важным для китайских компаний при выходе на зарубежные рынки, при осуществлении инвестиций, является обеспечение непрерывного производства.  Если рынок, на котором они работают, сможет полностью усвоить производимую продукцию, у компании появится возможность для устойчивого развития.

Центральная Азия — это экономически развивающийся регион. Например, Кыргызстан является важным транспортным узлом вдоль «Пояса и пути». Экономика страны растёт, что приводит к увеличению спроса на такие основные товары, как строительные материалы. Таким образом, инвестиции в производство строительных материалов в Кыргызстане представляют собой отличную возможность.

Предупреждая китайских бизнесменов, заинтересованных в инвестировании в Кыргызстан, он сказал, что из-за недостаточно развитой инфраструктуры для строительства заводов, процесс строительства может идти медленно. Поэтому перед инвестированием нужно быть морально готовыми к этому. Он добавил, что в Китае для строительства завода, начиная от заливки фундамента и возведения зданий до установки оборудования, достаточно сделать один звонок, и можно выбрать из нескольких компаний. Все сопутствующие задачи могут быть быстро решены в короткие сроки. Но при инвестициях за рубежом это сделать не так просто.

На примере Кыргызстана можно сказать, что в настоящее время в стране ещё не существует полноценных сопутствующих услуг. При строительстве завода 80% возникающих проблем, возможно, придётся решать с помощью ресурсов из Китая: технические задачи потребуют отправки китайских специалистов, а необходимые материалы — транспортировки через границу. Всё это увеличит стоимость строительства и продлит сроки его завершения.

Однако Сунь Цзяньмин отметил, что Кыргызстан является важным торгово-транспортным узлом, и его отсталое промышленное производство предоставляет множество возможностей для китайских бизнесменов, заинтересованных в зарубежных инвестициях. А производство строительных материалов имеет большие перспективы для развития.

Если вас интересуют инвестиции, можно позвонить по номерам: 505903333, 552903333, 772903333.

 

Лю Ин