Кем был отец Президента — Кемель Токаев?

ОДКБ: своевременно реагировать на меняющуюся  ситуацию

Волею судьбы я впервые поехал в Алма-Ату в ноябре 1979 года, и с тех пор вплоть до сегодняшнего дня моя судьба тесно переплетена с судьбой наших казахских братьев. С какими только великими писателями и поэтами: А. Нурпеисоввым, О. Сулейменовым, К. Мухамеджановым, Ш. Муртазой, Д. Исабековым, О. Бокеевым, Б. Мукаевым, учёными-академиками: З. Кабдоловым, З. Ахметовым, Т. Какишевым, Р. Бердибаевым, М. Мырзатаевым, М. Жолдосбековым — мне ни посчастливилось познакомиться, завязать отношения, тесно пообщаться. Благодаря их советам, их благословению я и добился своих сегодняшних успехов. С тех пор я активно участвую в научных, литературных и культурных мероприятиях, проводимых в Казахстане, побывал на казахской земле не менее 400 раз.

 

Недавно, находясь в одной из таких поездок, я посетил библиотеку. Там мне на глаза попалась книга Президента Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева «Слово об отце» («Акем тууралуу толгонуу»), которую я с большим интересом прочитал. То, как Касым-Жомарт Кемелович повествует о различных событиях, связанных с его отцом, описывает их, не приукрашая и не впадая в субъективизм, придаёт ей убедительности в глазах читателя. Когда читаешь приводимые фактические материалы, касающиеся жизненного пути его отца и матери, перед глазами, как на картине, вырисовываются пережитые ими трудности и успехи, радости и невзгоды.

 

Когда я только взял эту книгу в руки, конечно же, в первую очередь меня интересовал не столько отец Касыма-Жомарта Токаева, сколько он сам, Президент соседнего государства, то, какой он человек, каковы его истоки как личности, что он думает о своём отце и о людях вообще. Ведь обычно текст, раскрывающий образ другого человека, даёт прежде всего информацию о самом написавшем его человеке, его понятиях, мировоззрении. Читая эти воспоминания, я обнаружил, что Касым-Жомарт Токаев поистине сын своего отца, знающий всё о том, с кем дружил отец, чьим единомышленником он был, как относился к тому или иному событию, о его творчестве. Это особенно удивительно сегодня, когда, как кажется, отцы и их взрослые сыновья разговаривают друг с другом большей частью о семье и житейских проблемах, в остальном же заняты каждый своим делом, своими интересами, и отношения их уже не имеют прежней близости. В воспоминаниях Касыма-Жомарта Токаева о времени, в котором жили его отец и его современники, мы видим, насколько уважительно он относится к людям, насколько благовоспитан и далёк от мудрствования и высокомерия, как справедливо и беспристрастно умеет давать оценку жизни и тому, как она течёт и развивается, видим его сдержанность.

 

Когда Касым-Жомарт Токаев стал Президентом, сразу же разнеслась весть о том, что в 30-е годы его дед приехал в Кыргызстан, и детские годы его отца Кемеля прошли во Фрунзе (нынешний Бишкек). Прочитав книгу «Слово об отце» («Акем тууралуу толгонуу»), я ещё раз убедился, какие огромные страдания пережили наши братья-казахи в 30-е годы. В то время по всему Казахстану распространился голод, и тысячи людей переселились с семьями в Кыргызстан и так смогли выжить. «Поэтому на семейном совете решили добираться до города Фрунзе, с тем чтобы переждать там тяжёлые времена и попытаться спастись от голода, буквально косившего казахские поселения», — пишет об этом К. Токаев. И сегодня братья-казахи не забывают то трудное время и выражают свою благодарность кыргызскому народу.

 

Когда они приехали во Фрунзе, дед К. Токаева познакомился с семьёй русского человека по имени Яков и нашёл у него пристанище, чтобы пережить трудные дни. Если с одной стороны им пришлось нелегко добывать пропитание на каждый день, то с другой — его бабушка была разбита параличом и не могла ходить. Когда читаешь о трагических событиях тех лет в книге воспоминаний Касыма-Жомарта Токаева «Слово об отце», буквально «волосы встают дыбом» от того, что там описывается.

 

Как-то его дед купил на заработанные «кровью и потом» деньги старые сапоги и пошёл с двумя сыновьями на базар, чтоб обменять сапоги на хлеб. Когда они бродили по базару, милиционеры, увидев двух исхудавших, одетых в ветхую одежду мальчишек, схватили их, приняв за сирот. В произведении эта история описывается следующим образом: «На детские крики и заверения о том, что они не беспризорники, что у них есть родители, милиционеры не обращали никакого внимания. Один из них, по воспоминаниям отца, весь изрытый оспой и оттого казавшийся ещё более страшным и грозным, пригрозил ребятам тем, что сбросит их в колодец, если продолжат сопротивляться. После такой угрозы дети притихли, смирившись с судьбой. Через час они уже оказались в детском приёмнике, а после срочного оформления документов их отвезли в детский дом. Так мой отец оказался сиротой при ещё живых родителях, которым оставалось жить совсем недолго.

 

Как я уже писал, в тот трагический день в доме оставалась бабушка со своей маленькой дочерью. Сестрёнка отца играла у печки, греясь от сильного холода. В какой-то момент она оступилась и оказалась в огне той самой злополучной печи. Парализованная мать ничем не могла помочь ребёнку, ей оставалось с ужасом наблюдать, как родное дитя медленно сгорает в огне. Через несколько минут она тоже умерла от пережитого ужаса».

 

Дед, потерявший в одночасье жену и дочь, лишённый двух оставшихся в живых сыновей, махнул рукой на свою тяжёлую судьбу и, уйдя из дома, начал бродяжничать.

 

Двое детей, попавших в сиротский приют, с трудом влачили там своё существование, только и мечтая о том, как бы сбежать. Обсудив между собой побег, они решили бежать не вместе, а по одному. Поскольку отец Касыма-Жомарта был младшим, он остался в сиротском приюте, а его старший брат Касым убежал и начал искать родителей и младшую сестру. Однако его чаяния не осуществились. Не найдя своих родных и услышав от Якова о том, что случилось, он возвращается в приют. «Почему-то отец сделал вид, что крепко заснул. Один из друзей Касыма, по несчастью, шёпотом спросил у него, где он был и что творится за воротами детского дома. Касым, стараясь не разбудить своего младшего брата, ответил, что искал своих родителей. Мой отец лежал тихо, внимательно слушая страшный рассказ брата. Он ничем не выдал испытываемый ужас и, глядя на лунный свет в окне, что есть силы душил в себе горькие слёзы», — пишет К. Токаев.

 

Эти жизненные воспоминания сильнее и драматичнее выдуманной, искусственной фантазии в художественных произведениях. Мне вдруг подумалось о том, какой же холод, наверное, сжимал сердце К. Токаева, какие горькие чувства бередили его душу, когда он с плачем писал приведённые выше слова! Кем бы ни был читатель, казах он или кыргыз, читая об этих трагических событиях, вряд ли он сможет сдержать свои слёзы. И ему захочется разделить и чувства, и всю печаль автора.

 

Тем временем два юноши, Касым и Кемель, выросли, повзрослели. Разразилась Великая Отечественная война, и Касым отправился на фронт, где в феврале 1942 года пал смертью храбрых. На фронт отправился и
отец Касыма-Жомарта. Но он, в отличие от брата, защитив Отечество, вернулся домой живым. У Кемеля Токаева есть автобиографическая повесть, которая называется «Солдат ушёл на войну». О том времени в жизни отца К. Токаев пишет так: «Отцу удалось собраться в кулак, быстро покинуть вагон и выбежать в открытую степь. Вместе с однополчанами залёг под одним из бугров. Несколько привыкнув к оглушительным взрывам, он перевернулся на спину и стал наблюдать за действиями бомбардировщиков. Вражеские «мессершмидты», не встречая никакого сопротивления, вытворяли несусветное. Жертв оказалось несметное количество, особенно среди гражданских лиц. Громко плакали дети, с ужасом видя то, как их родители погибают под бомбами. Сбросив смертоносный груз, немецкие бомбардировщики не успокоились, начался пулемётный обстрел оставшихся в живых людей. Один из самолётов пролетел очень низко над прижавшимся на земле отцом, выпустив длинную пулемётную очередь. Она прошла буквально в нескольких сантиметрах от него».

 

Он пишет об удивительном героизме своего отца в годы войны, ничего не приукрашивая и описывая все ужасы, как они есть. Особую роль сыграл его танк Т-34 в освобождении Белоруссии, Украины и Польши. Кемеля Токаева наградили двумя орденами и множеством медалей.

 

Как же дали имя будущему Президенту? Кто предложил его? Имеют ли к этому какое-либо отношение Касым Тыныстанов и Жоомарт Боконбаев? Среди кыргызов ходят легенды о том, что именно в их честь его назвали Касым-Жомартом. Давайте послушаем, что говорит об этом сам автор: «Кстати, своим именем я обязан дяде, которого, к сожалению, не довелось увидеть, а Жомартом назвала мама, мечтавшая увидеть меня взрослым человеком, наделённым щедростью и широтой души».

 

Его отец Кемель с раннего возраста хорошо учился, любил литературу, особенно интересовался мудрыми произведениями Абая, которые пробудили в нём писательский талант и сыграли большую роль в его становлении как мастера пера. Как истинный коммунист, Кемель честно трудился повсюду, где ему доводилось работать. Как и все люди советской эпохи, он был искренно предан и верил Сталину и коммунистической партии.

 

Как отмечено выше, Кемель Токаев увлекался писательством и в 1945 году поступил в Казахский государственный университет. Он слушал лекции таких великих людей, как Мухтар Ауэзов. В студенческую пору познакомился с Саттаром Имашевым, с которым дружил до конца своей жизни. С. Имашев работал на высоких партийных постах и поднялся до секретаря по идеологии компартии Казахстана. Кемель Токаев был человеком, верным своей дружбе. Он никогда не выбирал друзей, глядя на власть, богатство, землячество. После окончания университета в 1948 году он начал трудиться журналистом в областной газете Джамбульской области, а позже продолжил работу в Алма-Ате в газете «Пионер Казахстана», где стал главным редактором. Кемель Токаев создал в коллективе редакции творческую атмосферу и добился увеличения тиража газеты. Касым-Жомарт Токаев так пишет об этом: «В казахских школах республики она была буквально нарасхват, дети с удовольствием читали публикованные в газете статьи, отличавшиеся свежестью подходов к освещению довольно серьёзных вопросов общественной жизни страны. Отца избрали членом ЦК комсомола республики». Идея о написании художественного произведения также зародилась у него во время работы в пионерской газете. И он создал своё первое произведение «Звёздный поход», взяв события из жизни воинов. Конечно, он столкнулся и с критикой, но, преодолевая трудности силой воли и поставив цель стать писателем, он одно за другим пишет произведения о событиях из жизни милиционеров и чекистов. Творческий процесс оказывается нелёгким, сложным, толкающим на искания и в то же время волнующим. Он вырабатывает свой стиль, художественное мышление, учится строить конфликт, создавать образы героев, глубоко проникать в их внутренний мир, рисовать пейзаж, делать лирические отступления, выстраивать диалоги, пользоваться средствами художественного слова (сравнение, гипербола, метафора), иными словами, осваивает мастерство художественного творчества. В результате на суд читателя выносится повесть «Ташкын» («Поток»).

 

Касым-Жомарт Токаев так оценивает этот процесс: «Эту повесть тепло и с большим интересом восприняли не только казахские читатели, но и любители художественной литературы в Киргизии, Узбекистане и Монголии. В семейном архиве хранятся пожелтевшие от времени многочисленные письма читателей с восторженными откликами на повесть, посвящённую так называемой криминальной теме». Можно сказать, что этой повестью Кемель Токаев зародил в казахской литературе жанр детектива. Как автор, Кемель Токаев не пишет свои произведения лишь на основе жизненных наблюдений, но близко знакомится с материалами представителей МВД, КГБ и, тщательно отбирая те, что необходимы, создаёт свои книги с глубоким знанием дела. Мы много слышали о белогвардейском атамане Дутове, смотрели фильм «Конец атамана», где историческая правда сильно искажена. Но мы ещё не читали произведения, подобного роману Кемеля Токаева «Последний удар», в котором в деталях отражается то, как уничтожили атамана. В книге созданы яркие образы таких исторических личностей, как О. Жандосов и Б. Шагабутунов. В романе точно описывается, как атаманы Дутов и Анненков истребляют множество совершенно безвинных людей на казахской земле. Однако многие события в этом романе вырезала цензура. Творческие споры и разногласия привели к разрыву Кемеля Токаева с близким другом, который был ему как младший брат, — с Муслимом Базарбаевым. В то время М. Базарбаев работал директором института языка и литературы Академии наук. «Отец к тому времени тяжело переживал искусственно и непомерно раздутый скандал вокруг публикации некоторых глав его книги «Последний удар» и отлучение от государственной службы», — пишет об этом Касым-Жомарт Токаев. В 1978 году журнал «Жалын» («Пламя») публикует отрывки из нового романа Кемеля Токаева. Журнальная версия производит сенсацию в литературных и партийных кругах. Оказалось, что в романе он отразил конфликт купца Шарипа Ялымова с видным писателем, поэтом Сакеном Сайфуллиным. «Однако публикация сенсационного материала привела в шоковое состояние блюстителей идеологии, поскольку личный враг выдающегося писателя оказался отцом супруги Димаша Ахмедовича Кунаева. Как часто бывает в подобного рода ситуациях, нашлись люди, которые охотно донесли высшему руководителю республики неприятную весть о журнальной публикации Кемеля Токаева». После этого Кемеля Токаева сняли с должности.

 

Тем не менее произведения Кемеля Токаева издавались тысячными тиражами и быстро расходились. Интересные события, художественное мастерство, психология героев — всё это привлекало читателя. Люди стали больше читать детективные произведения. А произведения писателей, поддерживающих власть и подстраивающих то, что пишут, под интересы политики, не привлекали читателя и пылились в книжных магазинах. Вот как об этом пишет автор: «Читатели знали, что в нашей республике лучше автора «Тихого Дона» или «Поднятой целины» всё равно никто не напишет, а после айтматовских «Джамили» и повести «Тополёк мой в красной косынке» на тему любви более красочно и трогательно тоже никто не сможет высказаться». Здесь мы видим, что и Кемель Токаев, и его сын Касым-Жомарт Токаев высоко ценили произведения Чингиза Айтматова.

 

Интерес к творчеству, более того, даже интриги, достигли такого уровня, что о Кемеле Токаеве подготовили специально критическое мнение в «Литературной газете». Токаевы хорошо знали, кто стал автором названной интриги. И всё же Кемель Токаев продолжает активно творить в своём излюбленном жанре. Он не променял любимую тему на партийную или любовную тематику. В результате родились такие произведения, как «Выпорхнувшая из гнезда птица», «Таинственный след», «Меченое золото», «Ночной выстрел», «Происшествие в Саргабане», которые остаются популярными до сегодняшнего дня.

 

Касым-Жомарт всегда радовался творческим успехам отца, всегда желал ему успехов, а выезжая за границу, посылал ему телеграммы и письма. «Да, он любил жизнь, но главным для него всё же оставалось Дело. И это дело — художественная литература. В большой литературе Кемель Токаев сказал своё Слово. Будучи его сыном, я очень удовлетворён тем, что его Слово стало искренним, правдивым и честным», — говорит Касым-Жомарт Токаев.

 

В книге «Слово об отце» мы встречаем образы многих современников Кемеля Токаева — видных государственных, общественных, научных, культурных деятелей. Касым-Жомарт убедительно описывает их, опираясь на архивные материалы и случаи из жизни. Многих из них я видел, читал их произведения, общался с ними. Это Тахави Ахтанов, Гафу Каирбеков, Музахар Алимбаев, Шерниядан Елеукенов, Олжас Сулейменов, Шерхан Муртаза, Сатимжан Санбаев, Дулат Исабеков, Мухтар Шаханов, Баккож Мукай, Оролхан Бокеев, Абиш Кекилбаев, Ашим Тарази, Зейнулла Кабдолов, Серик Карабаев и другие. Перед моими глазами, словно кинокадры, прошли портреты каждого из них, и я горжусь тем, что так же, как Касым-Жомарт Токаев, имел возможность писать об их произведениях.

 

Вторую часть книги «Слово об отце» К. Токаев посвятил своей матери — Турар Шабарбаевой. Читая книгу, которая так прекрасно описывает её любовь, заботу, сердечность, веру в будущее, я узнал, какую большую роль сыграли родители в образовании Касыма-Жомарта, в формировании его характера, выборе им профессии. И мать благословила сына на его сегодняшнюю судьбу, так, словно загодя знала о ней. Сам же он так пишет о ней: «В конце 60-х годов Алма-Ату посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который, как известно, испытывал тёплые чувства к Казахстану. В погожий летний день я с родителями стоял на проспекте Ленина. Его плотно окружили сотрудники милиции — ожидался проезд в сторону гор правительственного кортежа автомашин. Наконец появился головной автомобиль ГАИ, а затем на огромной скорости промчалась «Чайка», в которой находился советский руководитель. Для всех горожан это оказалось крупным событием — хотя бы несколько секунд лицезреть лик богоподобного в то время
Л. Брежнева. После того как машины скрылись из виду, мама сказала отцу: «Я загадала желание: пусть такая же счастливая участь не обойдёт стороной нашего Жомарта!» Отец благодарно посмотрел на маму, затем перевёл взгляд на меня и сказал: «Дай-то Аллах!».

 

Мечта, чаяние матери осуществились в жизни сына, и он, окончив академию МИД, работал на дипломатическом поприще в Сингапуре, Китае и других странах. Вместе с тем именно мать посоветовала ему вернуться в Казахстан. Это было предвидением Турар Шабарбековны. Сейчас её сын — Касым-Жомарт Токаев — Президент Республики Казахстан. С тех пор как он стал Президентом, международный авторитет Казахстана поднялся на новый уровень. Этому способствовали и его дипломатический опыт и знания.

 

Касым-Жомарт Кемелевич Токаев всесторонне сотрудничает с Президентом Кыргызской Республики Садыром Нургожоевичем Жапаровым. В течение этого года два президента встречались на официальном уровне. И это лишний раз показывает те братские отношения, что существуют между казахским и кыргызским народами.

 

Почему я написал эту статью? Потому что мне очень понравилась книга «Слово об отце» («Акем туралуу толгонуу»), и я считаю, что она послужит замечательным образцом для следующих поколений. Дело не в том, что её написал Президент, а в том, что, описывая секрет того, как человек побеждает трудности в своей жизни, рассматривая вопросы воспитания, образования, общественного развития, дружбы, родственных отношений и прочих вещей, она в итоге даёт ответ на философский вопрос о том, в чём же смысл этой жизни.

 

Уверен, что, если книгу переведут на другие языки, она найдёт отклик в сердцах многих читателей.

 

Абдылдажан Акматалиев, академик.
Ноябрь 2022 года, Алматы.

 

 


Добавить комментарий