Пейзажи души кыргызской

Переговоры в Гамбурге

Девять отечественных художников (в основном выходцев из Таласской долины) стали авторами художественной выставки “Таласские мотивы”, экспозиция которой открылась в столичной галерее “Дубовый парк”. Работы выполнены на выездном пленэре, прошедшем в этом же регионе.

 

Руководитель творческой группы – Малабек Бутешов, чьи композиции также вошли в выставочный показ. Вместе с ними почитатели живописи увидели и пленэрные работы Эркина Акназарова, Бообека Арыкова, Жолдошбека Казакбаева, Талая Курманова, Суйутбека Торобекова, Кадыркула Орозматова, Сапарбая Осмоналиева и Абдыкадыра Турусбекова.

 

Работа такого рода всегда сопряжена с преодолением неудобств и помех: ветер, солнце в глаза, холод, изменение освещения, недостаток либо избыток света. В таких условиях художники вынуждены работать быстро, внимательно, собранно и стараться зафиксировать и запомнить ускользающее состояние природы. Это трудно, но и полезно. Участники работают самостоятельно, но случается и по заданиям руководителя группы. Чаще всего предполагаются два основных направления работ на пленэре – живописное и композиционное. В живописном направлении делается упор на изучение разных состояний натуры и изменение освещения. Ключевой смысл композиционного задания состоит в том, чтобы оторвать участников от срисовывания, расширить арсенал средств изображения, научить думать над увиденным и не бояться его трансформировать, подчиняя замыслу автора и намеренно вызывая у зрителя то или иное впечатление от работы.

 

Пленэр – это прежде всего рисование с натуры, когда обостряется художественное зрение, совершенствуется процесс работы с материалом, а чувство света выходит на новый уровень. Живописец не бездушно копирует увиденное, а активно исследует, внимательно изучая окружающий мир и подмечая самые тонкие изменения. Благодаря этой практике, как рассказывают сами художники, приходит абсолютно новое видение цвета, форм и всего пространства вокруг. Перед художником открывается многообразие оттенков, и вот в привычном зелёном обнаруживается красный, фиолетовый, голубой, и тогда его задача – грамотно рассказать об этом в своём произведении.

 

Для художника важно впечатление, а природа как раз его и даёт. Она может меняться и быть разной: вдруг брызнет дождик, а вот уже всё пронизано солнцем и свет уже другой. Новое место работы всегда даёт новые ощущения, люди испытывают новые эмоции. Художник, приезжая на новое место, эти эмоции получает, а потом старается передать в работе свои чувства, мысли и ощущения. Он делает небольшие этюды, по которым в дальнейшем будет писать более обширные и глубокие полотна. Но очень часто первозданность и лёгкость этюдной зарисовки – самая точная, правдивая и особенно ценная. Цель пленэра – постараться отобразить красочность природы, её воздушность и освещённость, запечатлеть, например, момент движения веточки растений, поворот головы животного, блестящий глаз птицы и непостоянство тающих облаков.

 

В экспозиции “Таласские мотивы” представлены работы, написанные акварельными красками (“Девушка в красном”, “У обрыва”, “Оазис” Т. Курманова; “Стадо у реки”, “Полдень”, “Жаркий день в горах”, “Индюшки под деревом” С. Торобекова; “Поэтические горы”, “Деревня в Кара-Каюн” А.Турусбекова; “Окраина Таласа”, “В горах Ур-Марала”, “Утро в Эчкими”, “В Нылды” С. Осмоналиева; “Чат Базар”, “Майлуу Булак”, “Уч кумбез” Э. Акназарова; “Урмарал”, “Талас токон”, “Тоо этеги” Б. Арыкова; “Кара коюн”, “Урмарал суусу”, “Айыл чети” Ж. Казакбаева; “Тынч короо”, “Талас кумбоздор”, “Ур-Марал”, Талас токотонда” К. Орозматова; “На старом кошаре”, “Отцовские предки” М. Бутешова). Они легко передают красочность, воздушность природы, придают особую живость работам. К тому же акварель быстро сохнет, и к концу сеанса работа уже выглядит вполне готовой.

 

Как писал великий Леонардо да Винчи, художник должен учиться у натуры. Живая природа развивает его как личность, это лучшая площадка для его движения вперёд и творческого развития и серьёзная школа для живописца любого возраста. Молодые авторы нередко видят в работе на открытом воздухе возможность найти свой неповторимый стиль, но и для старшего поколения пленэр – это не только “тренировка рук”, но и возможность подсмотреть тему, развитие которой перейдёт в последующие более основательные полотна. Природа неиссякаема в своём совершенстве, а потому каждый раз являет художникам новый урок красоты. Большинство работ, представленных на выставке в “Дубовом парке”, отличает искренность первого впечатления, эмоциональная выразительность и широта композиционного поиска.

 

Привычка мыслить цветом, точная передача светотональных мелодий помогает авторам “Таласских мотивов” вдохнуть в созданные ими пейзажи удивительный момент особой внутренней событийности, что невольно роднит их с душевным откровением. В них – творческая энергия и духовная составляющая. Поэтому и стала возможной эта интересная экспозиция, где живопись и природа соединились в единое целое, творчески сплочённые союзом цветовых ритмов и душевных эмоций, подаренных художникам свиданием с природой.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться: