В Кыргызстане институт бизнес-омбудсмена образовался 31 декабря 2018 года.
Такой необычный подарок к новогоднему празднику предпринимателям преподнесло правительство в целях защиты прав, свобод и законных интересов предпринимательской деятельности. Был изучен опыт существующих институциональных и правовых основ деятельности подобного учреждения в других странах.
Например, в Казахстане он работает с 2005 года. В Российской Федерации аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей образован Президентом Владимиром Путиным в 2012 году. Каждая страна создавала данный институт по мере необходимости, по требованию времени. Существование института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кыргызстане – это преимущества не только для сферы бизнеса, но и для самих потребителей. Если бизнес развивается без коррупционных факторов и прочих финансовых бюрократических проволочек, то продукция или услуга имеют наиболее выгодную себестоимость для самого потребителя.
Что конкретно входит в обязанности бизнес-омбудсмена, какие функции выполняет институт и на какую помощь можно надеяться предпринимателям? На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя бизнес-омбудсмена в Кыргызстане Сергея Пономарёва. Человека, который не понаслышке знает структуру предпринимательства и механизмы его управления.
– Сергей Васильевич, расскажите о специфике работы института.
– Мы ориентированы на местных предпринимателей, а также внутренних и внешних инвесторов. Наш институт создан как досудебный, чтобы предотвратить судебные споры между субъектом предпринимательства и, например, государственным органом. Как только дело переходит в суд, мы не можем диктовать судебной власти, что и как делать. В наши функции входит защита бизнеса от произвола государственных, местных органов самоуправления и сектора госпредприятия.
– Кому подотчётен институт бизнес-омбудсмена?
– Высший орган, который определяет стратегию, планирование и политику нашего института, – наблюдательный совет. Он состоит из трёх блоков: первый – правительство, один голос. Второй блок – международные организации, которые оказывают финансовое содействие бюджету института. Они также имеют один голос. Стоит отметить, что мы не бюджетный орган, то есть государство на нас деньги не тратит. И третий блок – это бизнес-сообщества, туда входят пять крупнейших бизнес-ассоциаций, которые прошли по критериям отбора, и ещё две, не попадающие в эту пятёрку, но они на ротационной основе меняются ежегодно. Поэтому бизнес-сообщества по формуле 5+2 тоже имеют один голос.
– Что входит в функции наблюдательного совета?
– Наблюдательный совет определяет стратегию института бизнес-омбудсмена, принимает отчёты, избирает бизнес-омбудсмена и его заместителей. Это достаточно сложная процедура, потому что его необходимо выбрать единогласно. Освободить от должности так же проблематично, так как увольнение должно производиться едино-
гласно.
– С кем постоянно взаимодействует институт бизнес-омбудсмена?
– Наши государственные органы – это партнёры. Потому что без политической воли сложно защищать интересы предпринимателя. Ещё одни партнёры института – журналисты: полезно обращаться к СМИ, тогда процессы становятся не закрытыми, а публичными. Люди, которые нарушают права других, не любят, когда процесс придаётся огласке.
– Сколько дел вам удалось рассмотреть за время становления института?
– За этот небольшой период мы рассмотрели 244 жалобы. Вернули бизнесу средства, которые незаконно должны были уйти в госбюджет, – чуть больше 2 млрд. сомов. Если возникают споры с налоговыми органами, мы на законном уровне помогаем бизнесменам, и вопросы решаются. Надеемся, что в скором времени наблюдательный совет даст добро на разработку методологии, по которой можно будет просчитывать и другие вопросы, связанные с капитализацией. Например, бизнесмен тратит своё драгоценное время, блуждая по коридорам власти, он теряет не только рабочее время, но и деньги на транспортировку, не занимается в данный момент бизнесом, не управляет компанией. Наша цель – улучшить инвестиционный климат, предпринимательскую среду и повысить деловую активность в Кыргызстане. При большой конкуренции это выгодно прежде всего потребителю, так как у него есть право выбора и соотношение цены и качества. Вопросы развития экономики тесно взаимосвязаны с предпринимательской деятельностью. Бизнес всегда был и будет локомотивом развития экономики.
– С какими проблемами к вам приходят предприниматели?
– С самыми разнообразными. Это касается в основном участников малого и среднего бизнеса, так как они далеко не всё знают о своих правах и о тех регуляторах, которые сегодня разрабатываются правительством. Когда мы проводим встречи в регионах с предпринимателями, многие говорят, что не знали о контрольно-кассовых машинах, например, или об электронных счетах-фактурах, и возникает масса вопросов, которые касаются жизни предпринимателей и их бизнеса. На такие встречи мы обычно приглашаем представителей государственных органов. Но мы не можем заставить бизнес-сообщество изучать законодательство. Как говорится, у каждого есть право выбора. Например, смотреть какую-то развлекательную программу или изучать информационное пространство, где прописываются регуляторы, касающиеся непосредственно его бизнеса.
– Какими навыками должен обладать бизнес-омбудсмен?
– Прежде всего человек должен прекрасно разбираться в экономике. Иметь опыт в сфере регулирования бизнеса, понимать данный вид деятельности. Быть “чистым”, то есть незапятнанным в скандалах. Бизнес-омбудсмен Робин Орд-Смит имеет достаточно большой международный опыт, прекрасно знает нашу страну изнутри, потому что не один год был послом в Кыргызстане. Он видит все перипетии законодательства, в том числе в работе с госорганами. Лично я как заместитель омбудсмена имею двадцатилетний опыт в сфере защиты бизнеса. Мой коллега Нурлан Мусуралиев ранее был вице-президентом Торгово-промышленной палаты. У нас достаточно сильная и опытная команда в экономических, юридических и финансовых вопросах. Все услуги и консультации для бизнесменов мы оказываем на безвозмездной основе. На официальном сайте бизнес-омбудсмена есть проекты законов, которые мы рассматривали и внесли соответствующие рекомендации. Всего их по устранению системных проблем около трёхсот, из них более 60 уже приняты, примерно 10 находятся в стадии разработки, но, к сожалению, есть и непринятые.
– То есть ваша команда может вносить какие-то рекомендации и предложения по изменениям в нормативно-правовые акты?
– Мы даже обязаны это делать. В постановлениях правительства заложены функции защиты бизнеса, но, когда мы получаем жалобу от одного предпринимателя, потом похожую из другого региона, потом третью, понимаем, что проблема неединичная. Если она системная, затрагивающая масштаб всей страны, например, регулирование налогов или социальные отчисления, обязательные для всех, то мы выносим рекомендации. Обычно проблема связана с несовершенством законодательства. К примеру, в прежнем Налоговом кодексе 2021 года в пункте 3 статьи 15 говорилось, что если есть пробелы, коллизии и противоречия, то это толкуется в пользу налогоплательщика. На практике же этого не было. Когда субъект бизнеса подаёт апелляцию в вышестоящий орган, республиканская налоговая поддерживает районную, тогда предприниматель подаёт в суд и, как правило, проигрывает. В новом Налоговом кодексе появилось определение “орган, уполномоченный в фискальной политике”, – это Министерство экономики и коммерции. Если субъект бизнеса обращается в Мин-экономики за разъяснениями, после этого Государственная налоговая служба обязана выполнить предписания, полученные от министерства. В свою очередь после рассмотрения всех нюансов мы выносим рекомендации государственным органам. У нас существует принцип прозрачности, и после утверждения наблюдательным советом отчёта за квартал мы всю информацию размещаем на сайте www.boi.kg, и любой желающий может её посмотреть. Если накапливаются рекомендации, на которые госорганы не реагируют, обращаемся в администрацию Президента. Мы используем все возможные инструменты, чтобы субъект бизнеса остался доволен.
– А довольны ли бизнесмены вашей помощью в решении их споров?
– Когда закрываем дело, просим, чтобы предприниматель заполнил анкету. Слава Богу, отзывы всегда положительные. Совсем недавно мы совместно с Министерством экономики и коммерции сделали гайд по проверкам государственных контролирующих органов. Ведь проблема в том, что многие предприниматели не знают своих прав и обязанностей. И когда приходит проверяющий, а законов бизнесмен не знает, возникает ситуация – “если человек не занимается политикой, то она займётся им”. То есть появляются дополнительные коррупционные риски. Это, конечно, не значит, что проверяющий – коррупционер, нет. Просто в любой момент кто-то может воспользоваться этим незнанием.
– Если я продаю пирожки и работаю по патенту, могу обращаться к вам за консультацией и называть себя предпринимателем?
– Конечно, к нам обращаются все бизнесмены, имеющие как малый, средний, так и большой бизнес. Физические лица, которые работают по патенту, индивидуальные предприниматели или юридические лица, такие как ОсОО, ЗАО, ООО. Главное, чтобы субъект бизнеса зарегистрировался как налогоплательщик.
– А может ли к вам за консультацией обратиться человек, который только хочет открыть бизнес?
– Этим занимается Центр обслуживания предпринимателей при Министерстве экономики и коммерции. Если человек хочет открыть бизнес, он приходит туда и получает консультацию. Когда субъект работает в бизнесе и понимает, что его права нарушены, мы его проконсультируем бесплатно. На нашем сайте есть специальная форма для заполнения жалобы. Мы принимаем запросы через сайт, по электронной почте или в офисе.
– Можете назвать международные организации, которые финансируют вашу деятельность?
– Европейский банк реконструкции и развития оказывает финансовую поддержку. А например, Совет Европы постоянно проводит тренинги по борьбе с коррупцией. Потому что в наши функции входят не только защита бизнеса, но и внесение рекомендаций по устранению системных проблем, а также прозрачность госорганов и снижение коррупционной составляющей. Поэтому изучение опыта других стран Центральной Азии и Европы очень важно для нашего развития.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
P. S. Роль института бизнес-омбудсмена в Кыргызстане очень важна и своевременна, так как не всегда механизмы законодательства понятны начинающему предпринимателю. И, чтобы оградить себя от недобросовестных чиновников и излишних проволочек, необходимо обращаться к профессионалам, которые могут чётко и аргументированно разъяснить бизнес-сообществу его права и законы.
От редакции хочется выразить огромную благодарность Сергею Васильевичу Пономарёву за столь интересное интервью. Всё изложено доступным языком, очень понятным как простому обывателю, так и начинающему бизнесмену.
Когда верстался номер
С горечью сообщаем о скоропостижной кончине бизнес-омбудсмена Робина Орд-Смита.
Редакция газеты “Слово Кыргызстана” выражает глубочайшие соболезнования коллегам и близким. Разделяем боль и горечь невосполнимой утраты.