Если рассматривать в измерениях веков, эр, эпох и долгосрочной перспективе
Сегодня в Кыргызстане полное изобилие продуктов питания благодаря труду земледельцев, в основном на 1 млн га поливных земель, золотом фонде государства — основе продовольственной безопасности — при инвестиционной, технической и семенной поддержке правительства.
В полную нагрузку работают кафе и рестораны, пансионаты и здравницы, ломятся столы на непрерывных тоях и свадьбах. Практически нет семей, для которых имеются ограничения в продуктах питания, особенно в сельской местности.
Наконец, к аграрному бизнесу начала проявлять интерес молодёжь благодаря открытию окна на экспорт плодово-ягодных культур в другие страны и применению теплиц для овощных культур. Это даёт надежду на возрождение села и возврат молодёжи в аграрную отрасль.
Строятся перерабатывающие предприятия и логистические центры. Ориентир — на возрастание доли экспорта, рост доходов земледельцев и ВВП страны.
Но сегодня всё же ставится вопрос о путях удержания достигнутых успехов и выживания государства в будущем в связи с прогнозами катастрофического сокращения расходов рек с 2030 по 2040 год под воздействием глобального изменения климата. По данным Министерства природных ресурсов, ожидается сокращение до 44% к 2100 годам (данные Министерства природных ресурсов).
По высказываниям учёных, изменение климата имеет цикличность в 200 лет, что и наблюдается сейчас, после чего наступит эпоха заполнения русла рек Кыргызстана. Но до этого, к 2200 годам, вполне возможно снижение стока рек в 2-3 раза и более. Судя по изменению климата и водности в регионах уже сегодня, когда на водных ресурсах держатся сельское хозяйство, гидроэнергетика, туризм и в целом вся экономика и комфортная жизнь в стране.
Какие же последствия могут ожидать страну от роста засушливости и безводия:
— рост засушливых и неводообеспеченных площадей приведёт к падению урожайности культур, страну захлестнёт нехватка продовольствия, растительного сырья для перерабатывающих предприятий, зимних кормов для животноводства. Уйдут на второй план вопросы экспорта сельхозпродукции, бесплатного школьного питания;
— дефицит продовольствия также подорвёт стабильность работы успешно создаваемых в последние годы предприятий лёгкой промышленности и заводов по выпуску автомобилей, труб и другого оборудования, приостановит развитие спорта из-за нерегулярного питания;
— потеряет актуальность политика развития гидроэнергетики и туризма — отраслей, ориентированных на энергию бурных рек, красоту речных долин и обилие кыргызской кухни. Поднимется вопрос развития атомной энергетики.
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы прогнозы изменения климата и сокращения водных ресурсов не сбылись, были ошибочными. Но это не избавляет правительство и учёных от ответственности перед народом, если страшные прогнозы начнут сбываться и страну захлестнёт волна голода и смертей.
Очевидно, что по всем отраслям реальной экономики нужно искать схему выхода из положения в тяжёлые времена, корректировать планы развития. Поэтому правительство начало развивать широкомасштабные программы по адаптации к изменению климата на пути к зелёному будущему. Это меры по реабилитации ирригационных систем, строительству новых водохранилищ, внедрению капельного орошения, переходу на закрытые системы водораспределения, выведению засухоустойчивых сортов, кластерному и тепличному сельхозпроизводству, расширению зелёного покрытия.
Но нет комплексной долгосрочной программы, как обеспечить продовольственную безопасность при резком падении стока рек в 2-3 раза к 2100-2200-м годам. Как поднять урожаи в 2-3 раза, чтобы компенсировать их снижение при сокращении площадей орошения от нехватки воды и водообеспеченности полей.
В то же время возможность получения высоких урожаев доказана исследованиями Института земледелия ещё в 80-х годах прошлого столетия. На опытных участках получали до 110 ц/га пшеницы — основного продукта в обеспечении продовольственной безопасности (при сегодняшних урожаях в 20-35 ц/га). Есть научные данные по повышению урожайности картофеля, кукурузы, сахарной свёклы и масличных культур.
Слабой стороной исследовательских работ в те годы была техническая невозможность распространить опыт в производственных масштабах, особенно по водным технологиям и водной компоненте формирования высоких урожаев, так как по вопросам хороших семян и удобрений в стране нет серьёзных ограничений, подобных безводию.
Предложенная идея — в переносе опыта учёных в производство на большие площади с применением современных прорывных технологий. Закладка широкомасштабных исследований по всей республике на культурах, важных для сохранения продовольственной безопасности.
Такая возможность стала реальной после разработки Институтом ирригации (бывшей при Союзе головной организацией по автоматизации мелиоративных систем) уникальной системы автоматизации водоучёта и водораспределения «АСУ-вод» (по заказу Службы водных ресурсов), уже признаваемой в мире и соседних странах. Ожидается охват автоматизацией всей республики к 2028-2030 годам.
Концепция получения высоких урожаев «АСУ-вод-урожай» строится на базе применения широких возможностей программного обеспечения системы «АСУ-вод», в создании оптимальных режимов орошения и питания на базе исходных цифровых геоданных (больших данных — БД) и технологий беспроводных коммуникаций.
Таким образом, применение этой системы позволит получать сегодняшние объёмы продукции, несмотря на снижение объёмов поливной воды. При повышении урожаев можно использовать меньше земель, а остальную часть поставить под пары, чтобы восстановить плодородие.
Проект комплексный, с необходимостью привлечения институтов по ирригации, земледелию, экономике и проектных организаций. Требуется поддержка Минсельхоза, Минприроды, Минцифры и руководства регионов.
Первые шаги уже сделаны — Минсельхоз учредил создание специального Центра развития цифровизации при Институте ирригации как бывшем НИИ всесоюзного значения по комплексной автоматизации мелиоративных систем (ВНИИИКАМС). Служба водных ресурсов разместила госзаказ институту на создание пилотных систем автоматизации, пока в Чуйской области. Разрабатываются Концепция цифровизации управления водными ресурсами для целей орошения, проекты по созданию экспериментальных «АСУ вод — урожай» в Чуйском районе для северного региона и в Баткенском районе на юге республики.
Это проблема общегосударственного значения, межотраслевая, поэтому реализовывать её решение логично при администрации Президента. Возможно, с научной координацией Институтом стратегических инициатив или специального научного центра по проблемам продовольственной безопасности.
К. КУЛОВ, директор Центра развития цифровизации
и систем управления водными ресурсами Кыргызского НИИ ирригации.