В актуальную повестку дня Кыргызстана вновь внесён вопрос о строительстве прямой дороги из Алматы на Иссык-Куль. Недавно этот проект обсуждался на региональном Инвестиционном совете. Отчёт АБР представлял национальный координатор Экономического коридора Алматы-Бишкек (ЭКАБ) Кылычбек Джакыпов.
ЭКАБ является пилотным экономическим проектом в рамках программы Центрально-Азиатского регионально-экономического сотрудничества (ЦАРЕС). Сам проект предполагает строительство новой автодороги в 490 километров и реабилитацию старого пути в 394 километра, что позволит сократить расстояние до Чолпон-Аты на 260 километров. А время поездки – более чем на два с половиной часа. Больший отрезок трассы пройдет по территории Казахстана. Само строительство прямой трассы будет проходить в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП). Согласно отчёту Азиатского банка развития (АБР) у проекта альтернативной дороги имеется выгодный для обеих стран экономический потенциал.
К примеру, предполагается, что дополнительный рост ВВП для Казахстана составит от 31 до 95 миллионов, а для Кыргызстана – от 53 до 194 миллионов долларов в год. Также ожидается заметный рост инвестиционного и туристического потоков, что позволит создать в двух государствах новые рабочие места.
Стоимость строительства на 2025 год, в зависимости от выбранного маршрута и категории дороги, планируется в диапазоне от 80 до 600 млн долларов. Планируется также, что дорога будет платной, с начальным тарифом 15 долларов и ежегодной индексацией на 6%. Для реализации проекта потребуется его одобрение Жогорку Кенешем Кыргызстана и соблюдение нормативно-правовой базы Казахстана, учитывая, что свыше 90 % дороги будет проходить по его территории.
Само строительство дороги Алматы – Иссык-Куль предполагает три варианта его реализации: западное, восточное и прямое прохождение трассы. Реализован проект будет по принципу ГЧП и включает в себя платный проезд, чтобы окупить затраты инвесторов.
Первый вариант предполагаемой трассы
Западный маршрут проходит из Алматы через города Узенгаш и Кемин – в Чолпон-Ату. Предполагается провести дорогу через перевал Новый Кастек (высота 2461 метр) или Манасчи (высота 2108 метров). Весь маршрут составит 260 или 351 километр в зависимости от выбора перевала.
Путь через Масанчи длиннее: он равен 5 часам, а проезд через перевал Новый Кастек займет около 4 часов. На этом маршруте предусмотрен и тоннельный вариант, который сократит время в дороге до 3,5 часов.
Строительство гравийной дороги через Новый Кастек обойдется в 81 млн долларов, из которых 73 млн приходится на Казахстан и 8 млн – на Кыргызстан. Минимальный тариф платы за дорогу составит 2,6 доллара. При асфальтовом покрытии трассы стройка обойдется в 94 млн долларов, из которых 90 млн падает на казахскую сторону и 4 млн долларов – на кыргызскую. В этом случае плата за проезд достигнет 2,7 доллара.
Если будет выбран западный маршрут через перевал Масанчи, то он дешевле. Гравийная дорога потребует 92 млн долларов, из которых на Казахстан придется 83 млн, а на Кыргызстан – 9 млн долларов. Плата за проезд по трассе составит около 4,2 доллара.
Дорога с асфальтовым покрытием потребует 113 млн долларов, из которых 5 придется на нашу республику и обойдётся соседям в 108 млн долларов. Асфальтирование этого варианта не скажется на оплате за проезд.
Вариант западного маршрута с тоннелем обойдется в 482 млн долларов. Из них на казахскую сторону ляжет 265 млн, а на кыргызскую – 217 млн долларов. минимальная плата за проезд составит порядка 7,7 доллара.
Второй вариант дороги из Алматы на Иссык-Куль
Если выберут восточный маршрут, то он начнется в Алматы и пройдет через город Турген, плато Асы, долину реки Шилик, по тоннелю под Кунгей-Алатау пройдет в Байсарскую долину, а дальше через Ананьево в Чолпон-Ату.
Общая протяжённость трассы достигнет 216 километров, и по ней можно будет попасть на горнолыжный курорт Турген и в национальный парк Кальсайское озеро. Время в пути по восточной трассе до Иссык-Куля займет порядка 3 часов.
Возведение восточной дороги государством обойдется в 467 млн долларов, из которых 210 млн потребуется с кыргызской и 257 млн долларов с казахской стороны. Плата за проезд составит 7 долларов.
Третий, самый короткий путь на Иссык-Куль из Казахстана
Есть ещё и прямой маршрут, согласно которому трасса будет проходить через Алматы – перевал Озёрный (3,5 тысячи метров высотой) – Чон Кемин – тоннель Кунгей Алатау – поселок Бактуу Долоноту – Чолпон-Ата. Общая протяженность дороги в этом случае составит около 85 километров, а времени займет всего 1 час 40 минут пути.
Зато затраты на строительство тут самые высокие – 586 млн долларов, из которых порядка 557 млн придётся на кыргызскую сторону и 29 млн долларов – на казахскую. Минимальный же проездной тариф по этому варианту составит 7 долларов.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”