На протяжении 30 лет «свободного плавания» Кыргызстана теневая сторона экономикистала проблемой номер один на пути развития государства. Как «отбелить» серую зону и мотивировать бизнес играть по правилам, рассуждали участники прошедшего в Бишкеке Национального форума «Налоговая реформа и её влияние на развитие предпринимательства в Кыргызской Республике».
Встречу провели Министерство экономики и коммерции вместе с Объединением юридических лиц «Бизнес-ассоциация JIA». В дискуссии приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, представители администрации Президента, Кабинета министров, бизнес-сообщества, международных организаций и гражданского сектора. Забегая вперёд, скажем, что тема форума вызвала широкий интерес и привлекла внимание даже делегатов из регионов.
Открыл встречу глава Минэкономики Данияр Амангельдиев, который сразу обозначил главную цель форума — обмен мнениями, знаниями и опытом в сфере экономики и управления. Он также заметил, что социально значимый инструмент успешной реализации налоговой политики — это Налоговый кодекс. Он же выступает и гарантом правового взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами.
В 2022 году вступила в силу новая редакция Налогового кодекса, и по результатам проделанной работы межведомственная рабочая группа с участием представителей госорганов и бизнесменов посчитала, что в целом структура и принципы Налогового кодекса не должны подвергаться коренным изменениям. При этом вновь принятый документ призван адаптировать налоговое законодательство к современным экономическим условиям, продолжить совершенствование цифровизации налоговых процедур, создать равные условия ведения предпринимательской деятельности и сократить теневую составляющую экономики.
По словам министра, основные направления государственного воздействия на «серую зону» — это:
— создание в государстве хозяйственного законодательства для мотивации граждан заниматься легальной экономической деятельностью. В нём обозначены границы легитимной предпринимательской деятельности и санкции за нарушение этого законодательства;
— поддержка властями предпринимателей и создание условий, приближённых к чистой конкуренции;
— сокращение административных барьеров и давления на законопослушных участников рынка;
— совершенствование налогового законодательства, снижение налогового бремени и ставок без нанесения ущерба бюджетам всех уровней, обеспечение эффективного контроля.
Это, к слову, в своём послании в декабре прошлого и июле текущего года также отмечал Президент Садыр Жапаров.
Новый кодекс — новые правила
Начальник Управления налоговой политики МЭК КР Кубанычбек Ысабеков представил презентацию законопроекта по предлагаемым изменениям в законодательство в сфере налогообложения. Его задачи, в числе прочего, — оказание поддержки субъектам предпринимательства, повышение оперативности принимаемых решений в части налоговых правоотношений, создание благоприятного налогового климата для добросовестных налогоплательщиков и деловой среды. Изменения в Налоговый кодекс подготовлены сейчас, чтобы Жогорку Кенеш их принял и они вступили в силу уже с 1 января 2023 года, пояснил Ысабеков. По его словам, «собираемость налогов сейчас ниже, чем хотелось бы».
По новому проекту, для предпринимателей, занятых в торговле, вводятся пониженные ставки единого налога. Но они должны будут применять контрольно-кассовые машины и электронные счета-фактуры. Документ также предлагает установить срок действия патентов для торговли до 1 января 2024 года.
В основном изменения касаются общепита, туризма и швейной отрасли. Ранее убрали порог по объёмам выручки, после которого следовал НДС. Сейчас действует норма, согласно которой при годовом заработке свыше 30 млн. сомов предприниматели автоматически становятся плательщиками НДС. Также предложено установить единую ставку страховых взносов для индивидуальных предпринимателей — 6% от размера среднемесячной заработной платы в разрезе районов и городов страны. Эта ставка не будет зависеть от выбранного налогового режима.
Как объяснил Кубанычбек Ысабеков, согласно статистике, малый бизнес составляет почти 99% от общего количества предпринимателей, но платит всего 13% налогов от суммы сборов. В то же время крупные налогоплательщики представлены 0,6% от общего числа субъектов, при этом они выплачивают 81,4% налогов.
Новый проект законодательства предусматривает создание специального налога для деятельности в зонах торговли с особым режимом. Годовую сумму налога на ведение такой деятельности предприниматели станут платить ежемесячно равными долями. Применять его начнут в отношении тех, кто работает на рынках, отнесённых к стратегическим объектам. Перечень таких зон торговли с особым режимом и требования к их обустройству установит Кабмин.
Со слов представителя Минэкономики, в таких зонах нельзя будет использовать патент на торговлю. Тем, кто платит этот налог, запретят торговать товарами на остальной территории страны. Подобный вид налогообложения не распространяется на те товары, для реализации которых требуются специальные лицензии или разрешения.
Также он отметил, что, по официальным данным, теневая экономика составляет 23-24%, но по оценкам и исследованиям независимых экспертов её доля может достигать и 40%. Для сравнения: в развитых странах она составляет максимум 10-15%.
Специалист уверяет, что большая доля «серого» капитала крутится в сфере патентной коммерции.
«Работающие по патенту признавались, что их обороты гораздо выше заявленных, и они бы хотели перейти на единый налоговый режим. Но надо смотреть в будущее и развиваться. Предлагается освободить от налогообложения малый бизнес и начинающих предпринимателей», — рассказал представитель министерства.
Добавим, в январе — августе в бюджет в виде налога на основе патента поступило
1 млрд. 680 млн. 73,8 тысячи сомов.
Плодись, бизнес, большой и малый!
В то же время экс-замминистра экономики Эльдар Абакиров напомнил, что, несмотря на небольшие отчисления, малый бизнес создаёт много рабочих мест. И цель государства — не заставить всех платить налоги, а обеспечить граждан работой.
По итогам первого полугодия этого года налоговые доходы составили 104 млрд. сомов, что на 57% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако существенный прирост обеспечили таможенные поступления и «Кумтор». Без учёта этого предприятия налоговые доходы выросли всего на 2%. Если за отчётный период прошлого года от горнорудной компании поступило 3,2 млрд. сомов, то в этом году сумма превысила 20,2 млрд. Также за счёт импорта выросли таможенные сборы — с 20 млрд. сомов до 30,7 млрд. сомов. Отсюда и столь существенные показатели сборов.
«Получается, что бизнес платит те же налоги. Внедрение ККМ и принятие нового Налогового кодекса не привели к увеличению доходов стабильно работающего бизнеса», — даёт краткий анализ Абакиров.
Бывший замминистра подчеркнул, что государственная поддержка должна заключаться в налоговом стимулировании и защите инвестиций. Также, с его слов, для резидентов «Парка креативных индустрий» предлагается ввести льготный период до конца текущего года. Были предложены следующие налоговые ставки: в период с 2023 по 2024 год субъекты креативных индустрий должны выплачивать налоги по ставке 0,5%. В период с 2025 по 2026 год ставка поднимется до 1%, а начиная с 2027-го — до 2%.
Туризм по безналичке
Директор Фонда поддержки развития туризма Елена Калашникова рассказала о преимуществах налогообложения для туроператоров со ставкой 4% за наличную оплату и 2% за безналичный расчёт. Она пояснила, из чего состоит доход туроператоров в Кыргызстане:
«Отрасль получает доход от туриста, затем распределяет его между поставщиками услуг. В среднем это $1500 за 10-12 дней. При этом расходы на гостиницу $800 — это совокупность нескольких маленьких гостиниц в разных городах страны. Выходит, при существовавшем налогообложении 4-6% при доходе до 30 млн. сомов этот порог туроператоры легко преодолевали. А вот гостиницы — нет, поэтому они не плательщики НДС.
Соответственно, туроператор со своей прибыли в 7% должен был заплатить 12% НДС, не имея его к зачёту, потому что он распределял свой доход среди мелких поставщиков. Поэтому мы стали неконкурентоспособными по сравнению с соседними странами».
Руководитель фонда также отметила, что поставщики сферы туризма — это юрточные городки, конные шоу, производители сувениров и другие. Все они боятся безналичного способа оплаты. Новая форма налогообложения должна стимулировать игроков данного сегмента рынка к переходу на безналичную форму оплаты карточкой, так как это удобно для всех сторон.
С другой стороны, по словам Калашниковой, туроператор не в состоянии предугадать, перейдёт ли порог в 30 млн. сомов в этом году или нет, так как приглашает туристов по одной цене, а сколько их приедет, становится известно только на следующий год. Туроператор уже закладывает одну налоговую ставку, продавая туры, и ему легче создать другие компании, чтобы раздробить этот налог. Предлагаемый проект является мотивационным и должен предотвратить такие шаги и принести следующие выгоды: страна станет конкурентоспособной в Центрально-Азиатском регионе по части туризма, а также появится возможность для регионов работать открыто, так как возникает понимание, за что они платят.
В целом можно сделать вывод: изменения, внесённые в налоговое законодательство с начала этого года, имели положительный эффект. Однако нет предела совершенству. Налоговый кодекс — не Священное писание, и временами коррективы в него вносить можно, а порой и должно.
Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото предоставлено Министерством
экономики и коммерции КР.