С приходом тепла наступает ямочная страда. Дорожная техника выкатывает на улицы Бишкека, затрудняя и без того сложное из-за переизбытка автомашин движение. Перекрытие одного участка трассы в столице из-за ремонта создаёт массу неудобств городу и его жителям, а когда закрываются одновременно сразу шесть, причём все главные, то жизнь в мегаполисе при сорокоградусной жаре замирает в пробках. На днях председатель Кабмина Акылбек Жапаров решил лично посмотреть, как идёт реконструкция столичных автодорог и социальных объектов.
Миллионы в ямы – обычная практика
Глава Кабмина во время контрольного обхода строительных объектов наставлял сопровождавших его чиновников во главе с бишкекским градоначальником, что необходимо ремонтные работы проводить качественно и в срок.
Возможно, до него дошли жалобы и претензии пешеходов и водителей на плохое состояние тротуаров и дорог, по которым недавно прошлись асфальтоукладчики.
Вот эти улицы и пешеходные дорожки, конечно же, Акылбеку Жапарову не покажут, хотя там тоже был капитальный ремонт, как это сейчас происходит на Ахунбаева, Жукеева-Пудовкина, Манаса, Юнусалиева и других. Его провели по тем участкам, где строители строго следовали требованиям и нормам укладки дорожного покрытия и на асфальте вряд ли экономили.
В Бишкеке на ямочный ремонт мэрия каждый год тратила свыше 30 миллионов сомов, сколько будет израсходовано в этот раз – неясно. Конкретика скрыта в общих цифрах – на решение экономических вопросов в столичном бюджете запланировано 6,4 миллиарда сомов. По всей видимости, расходы возрастут, так как горожане всё чаще стали жаловаться не только на состояние старых дорог и тротуаров, но и на только что проложенные и отремонтированные.
В декабре, несмотря на сырую погоду, МП “Бишкекасфальтсервис” успело под занавес уходящего года сдать в эксплуатацию переулок Аральский. Его жители, которые давно ждали этого события, не успели нарадоваться приходу цивилизации, как уже через два-три месяца после ремонта на дороге появились ямы и ухабы.
И это далеко не единичный случай. Скорее типичный, когда сразу после капитального ремонта начинается мелкий, на который тоже тратятся миллионы сомов. Неравнодушные горожане, чтобы не слыть голословными, снимали видео и фото просевших местами тротуаров, замурованных бетоном деревьев, арыков, по которым никогда не побежит вода, зато будет собираться мусор, и размещали их в социальных сетях.
По словам главного инженера ” Бишкекасфальтсервиса” Урматбека Шаршеналиева, нынче традиционные мероприятия по латанию дыр начали с центральных улиц. Со временем работы у предприятия прибавится, так как мэрия обещает построить три новые трассы.
Надоедливый вопрос столичных жителей: почему так короток век новых дорог – отцов города давно не смущает. Они невозмутимо отвечают, что виной сему погодные условия и растущая армия автомашин, которых зарегистрировано свыше миллиона штук по всему Кыргызстану и 600 тысяч – в одном Бишкеке. Чиновников также не смущают растущие траты на ямочный ремонт. Они считают это делом нормальным.
Как говорится, дожились! Теперь плохое качество работ, свидетельствующее о хищении либо разбазаривании бюджетных средств, стало считаться обычным, далеко не уголовным, делом.
Километры денег
В последние несколько лет дорожная инфраструктура в республике заметно улучшается. Из бюджета на эти цели выделяется всё больше и больше средств. В текущем году расходы Министерства транспорта и коммуникаций на эти цели составят почти 4,451 миллиарда сомов плюс средства государственных инвестиций – около 14,2 миллиарда сомов. Это более чем на 4 миллиарда превышает финансирование 2023 года.
По данным Минфина, за последние три года в республике заасфальтировали около 2,6 тысячи километров дорог. В этом году планируется построить и отремонтировать ещё 660 километров. Чуть менее половины выделяемых средств, как правило, уходит на ремонт и содержание автомобильных дорог. В прошлом году, например, из 4 миллиардов сомов 1,8 миллиарда было потрачено на эти цели.
Отдельно стоит обратить внимание на ремонт дорог в городах и сёлах. За их состояние и ремонт Минтранс не отвечает, деньги на эти нужды должны быть заложены в местных бюджетах. Об этом заявил глава ведомства в ответ на критические замечания о некачественной работе дорожных служб.
Чиновник, по сути, прав. Зона ответственности и финансирование разные, как и подрядчики. Объединяет одно – недолговечность дорожного покрытия и растущие затраты на ремонт. А ещё имеет место откровенное воровство казённых денег.
Некоторые депутаты и СМИ не раз поднимали этот вопрос, проводили расследования по поводу исчезновения миллионов сомов в дорожных ямах. Однако детективная история повторяется из года в год. Ямы, трещины и даже целые участки без асфальта появляются как грибы после дождя.
По словам депутата Жогорку Кенеша Эльвиры Сурабалдиевой, она не может добиться ответа от Кабмина на свой запрос об “украденном почти одном миллиарде сомов, предназначенных на асфальтирование 50 центральных дорог Бишкека”. Парламентарий заявляет, что только в одном из столичных районов ремонт 12 улиц был проведён на бумаге, а миллионы сомов просто-напросто списаны и присвоены.
Заявление парламентария не вызвало скандала, реакции правоохранительных органов, дорожных служб. Общественность так и не поняла: будет ли власть как-то реагировать на обвинения народного избранника? Или мы так богаты, что не будем из-за одного украденного миллиарда народ будоражить.
Ударим акцизом по бездорожью
Недавно Президент Садыр Жапаров подписал изменения в Закон “О Дорожном фонде”, принятые депутатами Жогорку Кенеша в начале года. Нормативно-правовой акт подготовлен для приведения его в соответствие со статьями 334 и 336 Налогового кодекса – для аккумулирования средств и выполнения задач по финансированию строительства, содержания, ремонта, реконструкции и технического развития автомобильных дорог страны.
Согласно закону средства в Дорожный фонд будут поступать за счёт почти половины суммы собранного акцизного налога на сжиженный углеводородный газ, который используется в качестве автомобильного топлива.
Ранее Минтранс предлагал внедрить в жизнь принцип “кто больше ездит – тот больше платит”. Ведомство ратовало за введение сбора с автомобилистов для улучшения дорог. По его информации, из республиканского бюджета выделяется около двух миллиардов сомов (примерно 100 сомов на 1 километр дороги), что является ничтожно малым для надлежащего содержания дорог.
А между тем на начало 2022 года на территории республики было зарегистрировано около 1,4 миллиона автомашин. И завоз техники только растёт. Поэтому дорожное покрытие не выдерживает жёсткой эксплуатации и быстро изнашивается. Министерство транспорта предлагало внедрить опыт других стран, где централизованно аккумулируются так называемые “дорожные налоги и сборы” и адресно направляются на ремонт и содержание транспортных путей.
Такой подход разумный и правильный. Но при одном условии: ремонт и содержание дорог должны быть качественными. Иначе фонд может стать очередной кормушкой для тех, кто привык, а главное, умеет закатывать деньги под тонкий слой асфальта.
Лариса ЛИ.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”