После рассмотрения законопроекта «О республиканском бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов» в профильных комитетах к его обсуждению теперь приступили фракции. Несмотря на то, что бюджет-2025 и запланирован с профицитом, никогда ещё к нему у депутатов не возникало столько вопросов. А тут к тому же глава Кабинета министров Акылбек Жапаров заявил, что к 2029 году бюджет Кыргызстана достигнет триллиона сомов. Почему же профицит бюджета не особо сказывается на благосостоянии граждан, а скорее, наоборот? И что же будет с этим самым благосостоянием в 2029 году, когда в казну положат триллион? Депутат ЖК Султанбай Айжигитов — один из немногих, кто поставил данные законопроекта под сомнение. Для того чтобы разобраться в бюджетных казусах, «Слово Кыргызстана» пригласило парламентария в редакцию.
— Султанбай Абдрашитович, вы высказали претензии Министерству экономики и коммерции, потому что они якобы представляют неверные сведения. Почему возникли такие сомнения?
При представлении документа Минфин указал, что за три года ВВП вырос вдвое, даже превысил триллион. При этом утверждают, что реальный рост этого показателя составляет пять процентов по всем трём годам. В этом случае получится не такая уж значительная цифра, и точно не триллион. Проверить это просто. В экономике существуют несколько методов: правила 67, 70 и 82, которые как раз-таки позволяют определить при данном темпе роста экономики, сколько лет необходимо, чтобы увеличить ВВП в два раза. Я произвёл расчеты по методу 70, а именно: сколько лет понадобится при данном реальном росте экономики в пять процентов для того, чтобы удвоить ВВП. Так вот, чтобы достичь такого показателя, нам нужно 14 лет, но точно не три года.
А чтобы это произошло за этот промежуток времени, реальный рост экономики в год должен составлять не менее 24 процентов, но точно не пять, как нас пытается убедить Минфин. Я ничего не имею против их методик расчёта. У них они свои. Раньше пользовались советской, потом перешли на западные. Я просто взял конечные результаты, которые они представили на рассмотрение в парламент, но хочу узнать, каким образом были получены их данные. Если же учесть (по их же информации), что реальный рост экономики у нас в год составляет всего семь процентов, а не 24, то с 640 миллиардов ВВП за три года увеличился всего до 784 миллиардов. То есть разница между реальным показателем и тем, что указывает Минфин, составляет 503 миллиарда.
— Что такое номинальный экономический показатель и чем он отличается от реального?
— Номинальный показатель — это статистические данные, которые суммируются без учёта уровня инфляции. Реальный же идёт с поправкой на инфляцию. В нашем случае получается так, что, если номинальный темп роста удвоился и составил 24 процента, от него следует отнять пять процентов реального, 19 процентов — это чистейшая инфляция. Это очень много, и поэтому всегда показываются только номинальные цифры, но при этом реальные темпы роста. Для чего это делается, непонятно. И после, чтобы окончательно запутать людей, дают индекс цен. Люди, которые не ориентируется в статистике и не имеют доскональных знаний в макроэкономике, запутываются и верят в те данные, что им представлены официально. Я же перепроверил, и у меня получились совсем другие расчёты. Таким образом я доказал, что то, что они называют номинальными показателями, с реальностью имеет очень мало общего.
— Реэкспорт входит в ВВП?
— Основная стоимость — нет, только та добавленная, которую мы вкладываем, например, в хранение или логистику через нашу страну. Хорошо известно, что, с одной стороны, ВВП — это товары и услуги, произведённые на территории страны, с другой, если они реализованы, то это национальный доход. В 2023 году номинально он составил 1,288 миллиарда сомов, но реально всего 784 миллиарда. То есть более 500 миллиардов — это просто пузырь. Не обеспеченный никакими нашими реальными товарами и услугами денежный доход, полученный за счёт повышения цен.
— За последние пять лет импорт товаров увеличился в 2,5 раза. В конце 2023 года этот показатель достиг 12 миллиардов 352 миллионов долларов, тогда как экспорт едва превысил три миллиарда долларов. При таких показателях и такой уровень ВВП?
— Уровень экспорта и импорта показывает лишь структуру нашей экономики. Это говорит о том, что у нас огромный дефицит внешнеторгового баланса. Мы постоянно нуждаемся в притоке капитала извне. И отсюда все наши беды.
— Если бюджет-2025 все же будет принят в таком виде, как его представил Минфин, чем это грозит?
— Дело в том, что подобная политика не нова. В экономике это называется теорией ускорения инфляции. То есть когда увеличивают денежную массу, и таким образом экономика определённым образом оживляется. Но лишь на время, поскольку за печатанием денег реальная экономика расти не успевает. Начинает расти спрос на товары и услуги, соответственно, увеличиваются и цены на них. Это есть соблазн показать бурное развитие страны. Так же получается и у нас. Номинальный темп роста 24 процента, реальный — пять, а разница между ними — это просто накрученная цена. Создаётся иллюзия экономического роста.
Увеличиваются налоговые и таможенные поступления в казну, и в результате вроде бы и бюджет увеличивается. Однако здесь есть оборотная сторона медали. В конечном итоге это приводит к глубокому финансово-экономическому кризису, и выбраться из него очень сложно. Пример тому — великая депрессия в США в 30-х годах прошлого столетия. Или же глобальный кризис, который начался в 2008 году и длится по сей день. Так что желания определённых людей удержаться любой ценой в свих креслах могут, в конце концов, очень плохо кончиться для страны. Эту ошибку уже давно поняли во многих странах мира, а мы, к сожалению, наступаем на те грабли, на которые развитые страны неоднократно наступали последние 100 лет.
Хочу сразу сказать, я никого не пугаю и не критикую, а лишь пытаюсь дать реальную картину происходящего, потому что считаю себя конструктивным экспертом. Ложные данные ориентируют лиц, принимающих решения, на ложный путь, что может отразиться на их качестве. Особенно в долгосрочной перспективе. Другая опасность заключается в том, что всё время будет снижаться покупательская способность нашего национального дохода. Это может привести к срыву государственных решений, потому как рассчитывают на одну сумму, а в реальности она оказывается гораздо меньше. Кроме того, такая политика может привести к неконтролируемой инфляции и экономическому хаосу. Но это в долгосрочной перспективе. И, конечно же, люди. При таком раскладе бюджета, который представил Минфин, получается, что реально граждане богатеют на семь процентов, а беднеют на 19. Словом, несмотря на иллюзорное повышение доходов, население начинает стремительно нищать. Особенно те, кто живёт на фиксированный доход. Бизнес тоже начнёт терпеть убытки.
И всё же самое страшное то, что подобная тенденция в экономике будет иметь место в ближайшие три года. То есть увеличение номинального дохода, который будет существенно отличаться от реального. Я не исключаю, что подобная тенденция нашей экономики может привести нас к более серьёзным негативным последствиям уже в ближайшие три года.
— Выход из сложившейся ситуации есть?
— В своё время я предлагал модель развития нашей экономики, по которой страна могла выйти на ускоренный путь развития без разворачивания инфляционных процессов. Со своими предложениями я был у Президента три года назад, и он не просто одобрил мои предложения, но даже распорядился их применить на практике в пилотном варианте, но, видимо, что-то не убедило чиновников. Я натолкнулся на непробиваемую стену. Суть моего предложения: чтобы увеличить денежные доходы населения с помощью поднятия зарплат, пособий, пенсий и чтобы эти деньги шли на потребление товаров отечественных производителей. Тогда каждый рост фиксированного дохода не будет вызывать инфляции. Таким образом мы могли бы запустить долгосрочное, ускоренное экономические развитие нашей страны, что позволило бы контролировать инфляцию и расти нашему реальному сектору экономики.
— Вы полагаете, при таком количестве импорта 12 миллиардов 352 миллиона долларов и экспорта, который едва превысил три миллиарда долларов, возможен рост реального сектора экономики?
— К сожалению, наш отечественный производитель находится в очень невыгодном положении по сравнению с импортёрами. Например, взять Китай, откуда в нашу страну поступает львиная доля товара. Там очень низкие процентные ставки по кредитам, кроме того, бизнес в Поднебесной получает всю необходимую поддержку: от финансовой до правовой. То есть вся инфраструктура государства работает на развитие и поддержку их бизнеса. Естественно, это и себестоимость товаров, которая очень низкая, что сказывается на их конкурентоспособности. Кроме того, у них развиваются технологии, и государство в этот процесс вкладывает огромные средства, что сказывается на качестве.
Поэтому, даже если наши товары и будут лучше, их себестоимость будет значительно выше. Но поскольку основная масса населения, как я уже говорил, год от года становится беднее, то, разумеется, будет покупать то, что дешевле.
Вопрос о защите наших производителей стоит уже давно, и я в своей модели как раз и предлагал начать с этого. Проблема ещё и в том, что мы — члены различных интеграционных объединений и вынуждены играть по их правилам, которые не всегда нам подходят. Ясно одно — наш внутренний рынок абсолютно не защищён и нуждается в государственной поддержке, что и предлагается в моей модели развития с учётом нашего членства в различных объединениях.
— В таком случае какой смысл в таких условиях открывать новые предприятия? Ведь, по сути, у них не будет рынка сбыта, и они быстро могут обанкротиться.
— К сожалению, ни в ВТО, ни в ЕАЭС, ни ШОС конкретных мер для защиты именно национальных рынков не предусмотрено. Так уж сложилось, что любые интеграционные объединения чаще всегда на стороне сильнейших государств.
Глобальная интеграция всегда на стороне развитых западных стран, а все развивающие государства остаются сырьевым придатком и поставщиком дешёвой рабочей силы. Получается вот такой неравноценный обмен. Покупая по дешёвке наше сырьё, они потом товары из него продают нам же в три-четыре раза дороже. Нам необходимо открытие не просто отдельных предприятий, а системная индустриализация страны на плановой и долгосрочной основе в условиях рыночной экономики.
Корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»