Очередной кыргызско-российский экономический форум, проходивший на Иссык-Куле, обозначил ряд, на первый взгляд, новых приоритетных направлений двустороннего сотрудничества. Однако, просматривая деловую повестку дня предыдущих аналогичных мероприятий, которые проводятся ежегодно, а некоторые по нескольку раз в год, каких-то особых проектов предложено не так много, как хотелось бы. Обидно и то, что такое знаковое мероприятие практически не освещалось в российских СМИ.
ПЕРСПЕКТИВЫ И САНКЦИИ
Несмотря на то, что Россия на протяжении многих лет остаётся главным стратегическим партнёром нашей страны, по уровню инвестиций в экономику она, согласно данным Нацстаткома, лишь на втором месте. Лидирующую позицию занимает Китай, а замыкает тройку – Турция.
Остаётся надеяться, что достигнутые в ходе форума соглашения помогут исправить ситуацию. Хотя нельзя исключать, что многое будет зависеть от западных санкций, которые, к сожалению, в разной степени ощущают на себе как Россия, так и мы.
Напомним, ряд коммерческих банков с 16 августа 2024 года приостановил денежные переводы в обоих направлениях через банки России, среди которых “Сбербанк”, “Тинькофф” и “МТС”.
Месяцем ранее прибывший в Кыргызстан представитель управления Минфина США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Уоррен Райан в интервью одному из отечественных информационных ресурсов дал понять, что США приходилось предпринимать односторонние действия там, где их партнёры не могли действовать достаточно оперативно или когда считали угрозу слишком большой.
Представитель американского минфина также напомнил, что 12 июня 2024 года, после опубликования данных по новым санкциям, в число предприятий, попавших под ограничения со стороны США, вошло и кыргызское – поставщик и производитель металлообрабатывающего оборудования и высокоточных деталей для аэрокосмической отрасли.
Не могут пока финансовые аналитики спрогнозировать, как на размерах российских инвестиций в КР может сказаться повышение Центробанком России ключевой ставки до 19 процентов и перспектива её дальнейшего увеличения.
И тем не менее, как заявил глава Кабмина Акылбек Жапаров, в 2023 году товарооборот между Кыргызстаном и Россией превысил 3 млрд долларов:
– Однако лидеры наших стран поставили амбициозную задачу – довести этот показатель до 5 млрд. Мы уверенно движемся к реализации Межправительственной программы экономического сотрудничества Кыргызстана и России на 2022-2026 годы.
По словам заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука, в настоящее время в нашей стране с участием России реализуется 62 инвестиционных проекта. Большое значение имеет и членство Кыргызстана в ЕАЭС. За те годы, что страна входит в союз, втрое вырос ВВП, увеличились налоговые отчисления, улучшился инвестиционный климат.
Однако буквально на следующий день после окончания работы кыргызско-российского экономического форума Акылбек Жапаров связался по телефону с главой правительства РФ Михаилом Мишустиным.
Как сообщила пресс-служба Камбина, “в ходе беседы стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, включая экономические, торговые и культурные аспекты. Акцент был сделан на важности укрепления взаимовыгодных отношений и реализации совместных проектов, которые способствуют развитию обеих стран”. На форуме о чём-то не договорились?
А ИМ ВСЁ РАВНО…
Активную финансовую поддержку реализации двусторонних проектов обещает оказать Евразийский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В ходе работы форума подписаны Соглашение в области инвестиционных проектов и Меморандум о создании системы обращения с отходами в рамках государственно-частного партнёрства. Реализовываться всё это будет с участием ЕАБР, Министерства природных ресурсов КР, группы компаний “Таза Альянс” и другими партнёрами.
В частности, по словам управляющего Дирекции по энергетике ЕБРР Азамата Тюлеубая, меморандум направлен на создание в ряде областей системы обращения с отходами, которая увеличит переработку и использование вторичных материальных ресурсов в промышленности. В ключевые объекты войдут сортировочные комплексы для макулатуры, пластика, стекла и металлов.
А старший управляющий директор ЕАБР Денис Ильин подчеркнул важную роль ЕАБР в финансировании межстрановых интеграционных мегапроектов:
– За 18 лет работы наш банк инвестировал более 15,4 млрд долларов в развитие Евразийского региона, из которых 4,9 млрд – это текущий инвестиционный портфель. Также важна роль ЕБРР в финансировании межстрановых интеграционных мегапроектов: водно-энергетический комплекс Центральной Азии, Евразийский транспортный каркас и Евразийская товаропроводящая сеть при поддержке инфраструктуры.
Повышенный интерес участников форума, как и в прошлые годы, был к проектам в сфере электроэнергии. Кыргызстан испытывает серьёзный её дефицит, хотя при этом в стране увеличивается количество энергозатратных предприятий по добыче криптовалюты. Россия же помогает решить вопрос с нехваткой электроэнергии, например, за счёт стабильных её поставок, а также строительства новых генерирующих мощностей.
На днях заложена капсула под строительство ветропарка “Росатома” мощностью 100 мегаватт. Ежегодно ветроэлектростанция будет производить 280 млн киловатт-часов электроэнергии. Также вчера подписано соглашение, по которому “Росатом” построит малую ГЭС “Чандалаш” в Джалал-Абадской области с установленной мощностью до 30 мегаватт.
ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
И все же, несмотря на часто повторяющуюся на подобных форумах деловую повестку, – сотрудничество в области туризма, энергетики, горнодобыче и так далее – в этот раз участникам был представлен особый проект, вызвавший большой интерес у кыргызского бизнеса: двухместный летательный аппарат.
Нечто среднее между вертолётом и самолётом – автожир, который уже собирается в республике.
Его презентация прошла на выставке, проходившей в рамках работы кыргызско-российского экономического форума.
По словам президента Ассоциации лёгкой авиации Кыргызстана Германа Герстенлауэра, машины уже прошли успешное тестирование. Один автожир – открытый, может использоваться для обработки сельскохозяйственных угодий, второй – закрытый, для перевозки пассажиров.
Сейчас проходит тестирование трёхместный автожир, но пока не найден подходящий для наших условий вариант.
Кстати, это не первая попытка наладить у нас производство самолётов для малой авиации. Увы, предыдущие оказались неудачными, хотя на первый взгляд казались очень успешными и имели поддержку со стороны государства.
Программа создания и развития системы малой авиации утверждена ещё 17 октября 1996 года.
В январе 2004 года правительство страны приняло постановление № 811 “О развитии малой авиации в Кыргызской Республике”. В документе чётко указано, что “власти придают особое значение завершению работ по выпуску первого самолёта А-27М в СЭЗ “Бишкек” для решения задач по развитию малой авиации республики. Машину ласково окрестили “Белый лебедь”. Его даже продемонстрировали руководству – Аскару Акаеву и Николаю Танаеву.
Тогда же Министерству экологии и чрезвычайных ситуаций, пограничной службе и Агентству по контролю наркотиков поручили в двухмесячный срок разработать техническое задание на производство самолёта А-27М с указанием необходимого количества машин, провести работу по привлечению средств или предусмотреть их в своих бюджетах.
Финансисты тоже бросились изыскивать возможности в республиканском бюджете 2004 года.
Генеральную дирекцию СЭЗ “Бишкек” определили органом, ответственным за создание необходимых условий для развития и расширения производства самолётов на совместном предприятии общества с ограниченной ответственностью (компания ЭР-АвиаТ”). Министерству транспорта и коммуникаций указано решить вопросы, связанные с разработкой и утверждением нормативной правовой базы для развития производства самолётов и их использования с учётом международной практики. Увы, проект не состоялся.
В 2016-м снова попытались начать сборку лёгких самолётов. Об этом тогда на круглом столе “Россия – Кыргызстан: состояние и перспективы развития экономического сотрудничества” сообщил заместитель генерального директора компании “Интер ЭВМ” Вячеслав Васягин.
Он заявил, что в проекте по сборке лёгких самолётов на территории Кыргызстана заинтересованы российские и кыргызские бизнесмены.
На первом этапе планировалась только сборка, но со временем, возможно, часть комплектующих должна была производиться в Кыргызстане. Но, увы.
Так что автожир – третья попытка, а Бог, как известно, любит Троицу.
ЛОЖКА ДЁГТЯ
Общественность привыкла, что подобные экономические форумы проходят как под копирку. Но не в этот раз. Полной неожиданностью для всех, и уж тем более для деловых кругов РФ, стало открытое обращение к участникам коллектива ОАО “Араванский хлопкозавод “Ак-Була”, где акционерами считаются 112 человек, в том числе граждане Российской Федерации.
“Уважаемые участники VI Кыргызско-Российского экономического форума! Мы, рабочие и акционеры ОАО “Араванский хлопкозавод Ак-Була” Араванского района Ошской области. В 2021 году направляли обращение участникам III форума. Мы говорили о том, что следователь ГСБЭП (ныне ликвидированный финпол) наложил арест на расходную часть банковского счёта ОАО “Араванский хлопкозавод Ак-Була”, куда поступили 155 млн рублей инвестиций из России по договорам займа от российской компании ЗАО “Боллард” (Санкт-Петербург).
По версии следствия, эти средства якобы отмывались в Кыргызстане. Однако стоит подчеркнуть, что главное управление МВД по Санкт-Петербургу, Ленинградской области, МВД РФ по Василеостровскому району Санкт-Петербурга, УФНС (налоговая служба) по Санкт-Петербургу, Банк Санкт-Петербурга подтвердили законность перечисленных денежных средств. Более того, Генеральная прокуратура РФ направила соответствующее письмо в Генеральную прокуратуру КР, где отмечено, что это недоразумение, и поставила вопрос на контроль.
Эта последняя вынужденная мера обращения, поскольку наши жалобы во все инстанции на незаконный арест денежных средств переправлялись следователю, от которого мы получали стандартный ответ, что “приобщено к материалам досудебного производства”.
Любовь БОРИСЕНКО.
Фото из архива КРЭФ.
Р.S. Забывчивость, бойкот или страх перед правдой? Данный материал планировался в более углублённом формате, с эксклюзивными мнениями представителей бизнеса России и Кыргызстана. Однако по странному стечению обстоятельств журналисты издания правительства “Слово Кыргызстана” не были аккредитованы на Российско-Кыргызский экономический форум. Когда же стали выяснять причину, то она оказалась настолько банальна, что стала вызывать сомнение: неужели такое возможно? И где? Пресс-служба Кабинета министров заявляла, что всеми вопросами по аккредитации СМИ на форум занимается Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР). А в этом ведомстве нас заверили, что список журналистов, которые должны были освещать работу форума, составлялся пресс-службой Кабмина. Вот такой замкнутый круг… А что будет дальше, если уже до такого дошло?!
Неужели это реакция на публикацию в нашем издании материала главного редактора Тамары Слащёвой “А не пошли бы вы…”. Кстати, “Слово Кыргызстана” получило массу положительных отзывов от читателей. Поддержку нам выразили многие политические и общественные деятели, а также коллеги из других изданий. Благодарим вас, друзья.
Корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”