Возвращение на круги своя

Любой закон не догма. Меняется жизнь, меняются и законы. Но так скоро, как это у нас происходит, — ещё надо поискать такую страну. Два месяца просуществовал Указ Президента «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 9 января 2024 года № 1. На днях в него внесли изменения: из-под действия моратория выводятся налоговая и таможенная службы, а также вновь актуальны проверки «по вопросам соблюдения законодательства в сфере пищевой безопасности и проверки Национального банка КР».

 

Генеральной прокуратуре совместно с администрацией Президента поручено провести анализ системы учёта проверок субъектов предпринимательства, проведённых государственными органами, и разработать механизм учёта проверок в отношении субъектов предпринимательства с оценкой их результативности. На всё про всё даётся две недели.

 

Причина поправок — обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и экономической стабильности Кыргызской Республики, объясняет Минэконом. А что в стране изменилось за столь короткое время, что потребовался ещё один указ главы государства на свой же указ? ВВП растёт, планы по сбору налогов
фискалы перевыполняют, инфляция обуздана. Почему тогда, мы вернулись к тому, от чего ушли?

 

Если проследить историю введения и действия моратория в стране, то последние десять лет отечественные предприниматели находились под его защитой. Запрет на проверки, как переходящее красное знамя, переходил от одного правительства к другому. А бизнес по-прежнему роптал, периодически, как выпадал случай, жаловался на противоправные действия правоохранительных органов, ревизоров госорганов.

 

С другой стороны, когда шли жалобы от потребителей на качество продукции и плохое обслуживание, то проверяющие структуры своё бездействие объясняли существованием моратория, запрещающего любое внешнее вмешательство в работу бизнеса. Чтобы проверить предприятие, требовались веская причина или заявление жалобщика. Зачастую люди отказывались от претензий, так как не хотели тратить время либо свою желчь изливали в соцсетях, чтобы общество знало, где торгуют нечестно, в каком общепите лучше не столоваться.

 

Представители бизнес-сообщества относительно моратория разделились на два лагеря: одних всё устраивало, другие говорили, что давление проверяющих структур не ослабло, несмотря на запрет проверок. Они были не против, чтобы их государство администрировало, выступая за плановые налоговые проверки и против внеплановых.

 

Но, как показала жизнь, пока фискалам и предпринимателям не получается быть партнёрами. Сейчас всё возвращается на круги своя. А виной тому то, что некоторые представители бизнеса не выдерживают экзамена на мораторий, пользуясь им в погоне за прибылью: могут и мертвечиной торговать, и на асфальте сэкономить, и в ресторане обсчитать, и в частной клинике человека инвалидом сделать.

 

Такие вопиющие случаи, которые часто случаются в нашей повседневной жизни, и дают карт-бланш надзорным органам. Им как-то надо реагировать на жалобы людей. Тогда под проверки попадают и добросовестные налогоплательщики, которые дорожат своим имиджем. И это вместо того, чтобы защита потребителей стала нормой, как чек после покупки. Кабмину проще сделать шаг назад в вопросе моратория, чем два шага вперёд в создании реальной системы защиты потребителей.

 

Какой вывод напрашивается? Кабмину нужно более тщательно подходить к разработке законопроектов, не множить их, как на ксероксе, а просчитывать все плюсы и минусы, прислушиваться к советам и рекомендациям экспертов от бизнеса, которые не враги своей стране.

 

Лариса ЛИ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *