Акварель как жизнь, или Когда кистью движет вдохновение…

Не скорая помощь

Более 20 акварельных полотен в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа представил бишкекский художник Владимир Кузнецов на своём вернисаже “Размышления с кистью” в столичном мемориальном музее Семёна Чуйкова.

 

Экспозиция демонстрирует, как хорошо работает живописец с цветом и объёмом. Казалось бы, на картине простые цветы, но выглядят они как живые: каждая работа этого автора грамотно выверена с композиционной точки зрения, что, безусловно, помогает и позволяет создать глубину в каждой картине.

 

Техника акварельных работ сложна тем, что мазок кладётся только раз, и потом его уже нельзя исправить. Поэтому художнику, как и сапёру, нельзя ошибаться. У него должно быть чёткое и выверенное разложение цветовой палитры, а также понимание, где должен находиться каждый мазок.

 

В выставочных картинах много света. Декоративность, которая проявляется в прикладном искусстве, накладывает свой отпечаток на отечественных живописцев и графиков. Это когда вроде бы из ниоткуда берётся очень неожиданный цвет, который заметно оживляет созданное полотно. В экспозиционных работах Кузнецова отражена сама многогранная жизнь: воспоминания о детстве, родных и близких, любимых местах и людях. У зрителя работы акварелиста вызывают какие-то собственные эмоции, заставляют его задуматься о смысле бытия, важных ценностях и других философских вещах. Но главное, что равнодушным с выставки акварельных произведений Владимира Кузнецова не уходит никто, подтверждая в очередной раз неотразимую силу изобразительного искусства.

 

Художник показывает нам работы, выполненные за последние три года в присущем только ему авторском исполнении. Мастер кисти своей творческой манерой демонстрирует огромные возможности одной из сложных графических техник живописи. Акварель – материал, работая с которым, никогда не предскажешь, что в итоге получится работа. То есть, начиная картину, автор предполагает один результат, и вдруг неожиданно попадает в иное пространство. Пожалуй, именно это живописца в избранной технике и привлекает. Он находит для себя интересные и неожиданные технические приёмы, пробует всё отработать.

 

 

Конечно, всё это связано с какими-то авторскими впечатлениями: “Закат. Аламединское водохранилище”, “Берег Иссык-Куля”, “Пасмурный день”, “Старые дубья”, “Чёрная вода” – названия выставочных полотен красивы и привлекательны, впрочем, как и сами картины. В экспозиции есть и совсем новые работы. К ним, кажется, автор только приглядывается, а любимыми может назвать более ранние полотна. Впрочем, все они художнику одинаково дороги, поскольку каждый мастер любит свои картины как детей.

 

Акварель всегда работает на полутонах, на каких-то тонких градациях цвета. Она, пожалуй, самая сложная живописная техника, требующая от художника точности, решительности и эмоциональности. Здесь рукой живописца движет только вдохновение. Нельзя ничего переписать, всё создается сразу и сейчас. Художник работает во многих жанрах. Это пейзажи (“Осень в роще”, “Новостройка”, “Лето в горах”), портреты (“Школьница”, “Однополчанин”, “Автопортрет”, “Портрет Ч. Айтматова”), натюрморты (“Виноград”, “Натюрморт с персиками”), условные композиции (“У старого окна”). Иногда это живые фрагменты, эмоциональные зарисовки, иногда – панорамные, полные ощущения свободы и величия гор пейзажи. Особое внимание уделено портретам – эмоциональным и живым. Образ человека – ключевая тема искусства – редко встречается в современном глобальном мире, где-то утратившем понимание ценности и неповторимости личности. Владимир Кузнецов в своих акварелях возрождает интерес к миру человеческой души.

 

Авторская картина “Осенний вечер в Карагачёвой роще” у живописца отличается приглушённой цветовой гаммой, обобщённостью и лаконичностью пластического языка. Художник как бы избегает психологической разработки характеров персонажей, а также любой повествовательности, делая акцент на декоративных элементах изображения, подчёркнутой осязательности предметного мира. В картине “Натюрморт с персиками” автор проявляет внимательное отношение к изображаемым вещам. Проникновением в тихую жизнь предметов ему удалось выразить их колористические и фактурные свойства. Эффект взаимодействия тёплого и холодного цветов повторяется им и во взаимосвязи привычных домашних вещей и традиционной посуды, замыкая этим приёмом цветовую композицию.

 

Как художник Владимир Кузнецов обладает также даром удивляться и восхищаться красотой и искусными деталями окружающей его природы. Каждая её часть вызывает у него желание уловить и запечатлеть и вечное, и мимолётное. Для живописца всякая конкретность окутана бесконечным обаянием неповторимости. Результатом этих творческих поисков и экспериментов стали картины, в которых главными героями выступают цветы. В полотне “У старого окна” всю поверхность занимает видавшее виды окно старого дома, мягкие минорные цвета на втором плане выделяют ключевой объект.

 

Работы художника давно известны не только в нашей республике, но и в ближнем и дальнем зарубежье, они хранятся в частных коллекциях Австрии, Германии, Польши, США, Франции. Автор старается также придать современную трактовку своим работам, а пока у бишкекчан и гостей столицы есть хорошая возможность увидеть новое собрание Владимира Михайловича Кузнецова. Сама выставка будет экспонироваться в музее
С. Чуйкова до начала календарной весны.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.