Этот мир придуман ими, или Фантазии мастеров прикладного искусства

Танец, ласкающий землю

Такие выставки особенно привлекают, ведь каждый мастер и мастерица вкладывают в свои изделия душу, и их творения уникальны. В столичном мемориальном доме-музее народного художника КР Ольги Мануйловой открылась экспозиция прикладного искусства, где выставлены работы шести народных мастеров. Свои эксклюзивные изделия продемонстрировали публике народные мастера Нурзат Жээнбек кызы, Мааткерим Абышев, Курманбек Карыпов, Анарбай Нышанов, Рустам Мамбетов и Жакшылык Чентемиров.

 

 

Истоки народных промыслов кыргызов уходят в глубь веков, имеют свою историю и свой путь развития. Кыргызский народ является прямым наследником и последователем древней культуры, сохранившейся на огромных просторах Великого Шёлкового пути. В народных промыслах у кыргызов в прошлом преобладали валяние войлока, обработка кожи, дерева и гончарное ремесло. Особое место в народном прикладном искусстве занимают изделия из металла, ювелирные украшения, посуда.

 

В открывшейся экспозиции мастера выставили различные изделия: декор, предметы и украшения быта. Множество творений ручной работы в экспозиции не оставили равнодушным ни одного посетителя – восхищение вызвало всё: украшения, предметы быта, деревянные птицы, фигурки и художественные композиции, керамика, посуда, глиняные кувшины, настенные гобелены.

 

Замечательные ткацкие произведения показала мастерица гобеленов Нурзат Жээнбек кызы. В её работах “Кун ою”, “Тоолор”, “Сырынды санта”, “Одуванчик”, “С птичьего полёта”, “Микромир”, диптихе “Человек и космос” ощущается гармоничный обобщённый декоративный стиль автора, основанный на пластической выразительности динамичных линий и разнообразии оттенков благородной цветовой палитры. Ковры исполнены в технике гладкого и смешанного творчества и отличаются большим разнообразием сюжетов. Они изображают знаковые символы и образы древней кочевой культуры, неповторимый и красочный облик природы Кыргызстана. Её гобелены, наполненные солнечным светом, теплотой души и положительной энергетикой, излучают счастье и радость от созерцания жизни, свежести и чистоты окружающей автора природы.

 

Целую “семью” керамических изделий (декоративные вазы “Капсуль”, “Бутон”, вазы из глины и лазури, терракотовую вазу “Ветер”, фруктовницы, винные и молочные кувшины) выставил на широкое обозрение художник-прикладник Мааткерим Абышев. Автор показал своё мастерство и любовь художника-керамиста в его владении цветом, формой, объёмом и пространством, включая эстетику и культуру подачи идеи, образного решения, без которых немыслимо подлинное произведение искусства. Творчество М. Абышева отличают удивительная пластичность, лёгкость формы, образность и изящество деталей. Каждая его работа из 11 представленных в экспозиции – это отдельное самостоятельное произведение, и каждое уникально. В этом и есть своеобразие и ценность его творчества.

 

Почти два десятка работ продемонстрировал на выставке мастер деревянной скульптуры Курманбек Карыпов. Взяв в соавторы неподражаемую природу, он создал неповторимую галерею образов-манекенов и сюжетные композиции, умело вглядываясь в окружающий его мир чарующей природы. Выполненный мастером деревянный образный мир фигурок и композиций людей, птиц и животных (“Грация”, “Африканский страус”, “Горлица”, “Павлин”, “Удод”, “Лебедь-шатун”, “Тетерев”, “Голубь и элик”, “Коршун”, “Степной орёл и змея”, “Иссык-кульское чудище и динозавр”, “Чёртик на арене цирка”, “Жираф”, “Олень”) способен жить собственной жизнью либо собираться в пространственные натюрмортные композиции. Они создают зримое впечатление постоянной трансформации, склонной к движению. Работы К. Карыпова по праву становятся украшением музеев, выставок и частных коллекций.

 

 

Отдельной частью выставочной экспозиции в мемориальном доме-музее О. Мануйловой стали ювелирные изделия, представленные художниками Анарбаем Нышановым (комплект “Чинара”, серьги “Тигровый глаз, сердолик, коралл”, браслет и кулоны), Рустамом Мамбетовым (композиция из мельхиора “Кемер кур” и чачпак) и Жакшылыком Чентемировым (ювелирная подвеска “Бирюза”, брошь с камнями и кольцо из перламутра, бирюзы и коралла). Мастера продолжают традиционное направление развития ювелирного искусства. На выставке в Бишкеке ими представлены изделия всевозможных форм и размеров.

 

Творчество художников отражает одну из тенденций развития ювелирного искусства КР, ориентированную на обращение к классическому наследию. Используя традиционные формы ювелирных изделий, отшлифованных в течение веков, мастера бесконечно варьируют их, переосмысливают и обогащают. В их работах прослеживается стремление к декоративному – традиционные композиции авторами усложняются, появляются новые элементы. Также ими сознательно нарушаются правила ношения тех или иных изделий, что даёт немалую возможность дальнейшего успешного и активного развития пластического языка отечественного ювелирного искусства.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *