Мотоциклисты с регалиями в Кыргызстане

Мотоциклисты с регалиями в Кыргызстане

Специально ко Всемирному дню туризма мы побеседовали со знаменитымипутешественниками. У нас в гостях Виктор Михайлович Пантыкин — президент клуба «Горизонт» (Алтайский край, Барнаул), мастер спорта СССР по автомототуризму, трёхкратный чемпион СССР, чемпион России, заслуженный путешественник РФ.

 

Иду по осеннему городу, любуясь его пейзажами, радуясь солнышку, которое слегка греет, и вижу выстроившиеся в ряд мотоциклы, а возле них людей в спортивной одежде. Номера у мотоциклов российские, а значит, это группа туристов, и я начинаю их расспрашивать.

 

— Здравствуйте, вы откуда, почему так много мотоциклов?

 

— Мы из Барнаула, мы мототуристы, — ответил мне один. — Работаем в компании «ТурсМото», я судья Всероссийской категории по автоспорту, — представился первый.

 

А второй — коренастый и очень улыбчивый — заговорил со мной открыто и просто.

 

Я слушала его, удивляясь, как много он повидал и где только не был. Он мастер спорта СССР по автомототуризму, трёхкратный чемпион СССР, четырёхкратный чемпион России, заслуженный путешественник России, почётный работник Министерства образования и науки РФ, спортивный судья первой категории, мастер туризма международного класса — Виктор Пантыкин. Изумлению моему не было предела! Я ничего не знала об этом человеке, а он такой титулованный! И мои сыновья-мотоциклисты не рассказывали мне о нём. Информация в интернете пестрила яркими страницами биографии этого необычайного человека: «походы века», восхождения, сложные высокогорные туры — это всё про нашего сегодняшнего гостя.

 

В этот день передо мной открылся целый мир мотоспорта, в частности, мототуризма. Это направление самостоятельное и хорошо развито в России. Договорившись вечером этого же дня о встрече, я собрала компанию поклонников мотоспорта: сыновей и их друзей. В назначенный час гости порадовали нас своим визитом. И беседа началась.

 

— Уважаемые гости, рады приветствовать вас за нашим столом в кругу любителей мототехники! И для начала хочу задать такой вопрос: чем отличается мототуризм от мотобайкеров и мотоспорта?

 

— Мотоспорт и мототуризм — это близкие дисциплины. А вот в чём отличие байкеров от мототуристов, могу сказать коротко и ясно. Что такое мотоцикл? Мотоцикл для байкера — это средство самовыражения, чем круче байк, чем больше на нём хрома, тем он круче. А что такое мотоцикл для мототуриста? Это прежде всего средство достижения каких-то целей — спортивной, познавательной. Такая лошадка, которая должна везти седока и в гору, и под гору, и не только его, но и груз, возможно, и пассажира на далёкие расстояния. А байкеры, насколько я знаю, далёкие расстояния не сильно любят.

 

— Сколько километров вы накрутили за всю свою жизнь?

 

— Я проехал около 500 тысяч км, а это значит, более 10 раз вокруг Земного шара.

 

— Какой сложности туры в мототуризме?

 

— В спортивном мототуризме существуют чёткие регламенты, и он делится на шесть категорий сложности. Сейчас мы с клиентами совершили тур третьей категории сложности, то есть средней тяжести поход.

 

Сколько должен он продолжаться, какой протяжённости, какие участки там должны быть, зависит от категории сложности тура. Для наглядности скажу: первая категория — это движение по асфальту 1000 км за пять дней. А шестая — 1600 км за 13 дней, но это участки очень сложные, это звериные, конные тропы, переправы, автономия (отсутствие людей), болота высокогорные, может, даже ледники. Там, где может пройти либо лошадь, либо человек с рюкзаком, либо зверь. Наш мотоцикл в снаряжённом состоянии весит 250 кг, баки большие — по 40 литров. Например, мотоспортсмен может проехать на одном баке максимально 1000 км. Мототуризм — это коллективный спорт.

 

— Сейчас у вас какой маршрут, куда вы направляетесь и где конечная точка?

 

— Конечная точка — Бишкек. Делаем круг 2000 км. Бишкек -Токтогул — Джалал-Абад — Нарын, вокруг озера Иссык-Куль, заезжаем в Джети-Огуз, ущелье Сказка, посещаем самые интересные места, ночуем в Чолпон-Ате и возвращаемся в Бишкек.

 

— Падали ли вы с мотоцикла так, что думали: это конец?

 

— Мотоциклист должен уметь падать. Помню, это было в Карпатах. Мы ехали на озеро Синевир. Перед нами мостик из двух брёвен. Каждый спортсмен умеет выполнять упражнение, которое у нас называется «бревно». Нам предстоит проехать от пропасти метра три. Я еду первый по этому мостику. Помню, заехал на бревно, и меня бросило вправо. Вижу, что лечу вниз с кинокамерой, и понимаю, что сейчас так же за мной летит мотоцикл. Приземлился я, а его нет… Поднимаю голову вверх, а он висит на бревне на руле и раскачивается…

 

А было вот что. На мостике на левом бревне торчал небольшой сучок, на который я не обратил внимания. А у мотоциклов с левой стороны есть кронштейн, на котором держится боковая подставка. Чиркнув этим кронштейном по сучку, я потерял равновесие и упал.

 

Другая история. Переправа через бурную горную реку. Мы наводим переправу. Мне ребята говорят: «У тебя «Ява» (мотоцикл) самая тяжёлая, давай её бросим, и если она переправится, значит и другие мотоциклы тоже переправим. Мы натянули верёвки, блок.

 

Зацепили мотоцикл, он доходит до середины реки, верёвка провисает, колёса касаются воды, и она мотоцикл закрутила-закрутила… На наше счастье ребята на той стороне быстро вытянули его. А так мог пропасть мой мотоцикл. Их таких не менее трёх валяется по горам: либо бензин кончился, либо сломался, а отремонтировать очень сложно. Но ни один никто не взял. Был случай: в 1985 году бросили мотоцикл, а в 1986 году поехали забирать, но один из наших сломал ногу, и пришлось вертолёт вызывать. Мотоцикл пролежал ещё три года. В 1988 году снова поехали за ним, приезжаем, а мотора нет, нашли его местные жители, сняли и на лошадях увезли. Хотя мотоцикл был укомплектован полностью.

 

— Только дождевик, литр воды на каждый день. А за нами следует автомобиль ГАЗ «Садко». Это наша техническая поддержка. В нём: запасной мотоцикл, холодильник, вода, генератор, кофемашина, чемоданы, инструмент и др. Мы предлагаем туры в интернете. Желающие покупают путёвки на сайте. Мотоциклы предоставляем мы. У нас четыре градации цен: клиент на нашем мотоцикле, клиент на нашем мотоцикле с пассажиром, клиент на своём мотоцикле, клиент на своём мотоцикле с пассажиром. Продажей я не занимаюсь, моя цель: встретить — показать — проводить.

 

— Виктор, вы возглавляете колонну мототуристов?

 

— Да, я задаю скорость, останавливаюсь в самых интересных местах для сьёмок, экскурсий, в музеях. Мы с удовольствием посетили музей Пржевальского в Караколе и «Рух Ордо» в Чолпон-Ате. Мимо знаковых мест не проезжаем. Плыли на яхте по Иссык-Кулю, купались в горячих источниках, были на башне Бурана, и всё, что есть интересного на нашем пути, мы посещаем.

 

— Сколько дней занимает минимальный тур?

 

— У нас есть минитур выходного дня. Это три дня с пятницы по воскресенье. Есть туры на 3-5-7-9-16 дней. Обычно на отдых останавливаемся в отелях. По Монголии 16 дней мы путешествуем и ночуем в палатках, там отелей нет, порой и местных вообще нет. Есть такие три тура: это котловина больших озёр на западе Монголии и юге Тувы, абсолютно безлюдное место — плато Укок. В остальных турах ночуем в отелях, турбазах, юрточных кемпингах, стараемся беречь клиентов.

 

— В эти туры едут мужчины или женщины тоже?

 

— В основном мужчины. Например, мы объявляем, что в этот тур может ехать пассажир, а во второй, третьей и даже четвёртой категории сложности категорически нельзя ехать с пассажиром. Иногда просят: «А можно покороче и попроще?». Отвечаю: «Купили, так что терпите».

 

— Из каких стран приезжают туристы в эти туры?

 

— Со всех континентов люди бывают. Но с 2014 года иностранцев поубавилось. В этом году две группы немцев записались, но потом отказались.

 

— Вопрос как эколога. Если вы, путешествуя, увидите экологические нарушения, например, кучи мусора, вырубленный лес и т. д., то, пожалуйста, по возвращении расскажите мне об этом.

 

— Если мы останавливаемся на кофе-брейк, то не только убираем за собой, но и забираем всё, что оставили нерадивые туристы. Не понимаю я их! Ты приехал на пикник, привёз пиво, напитки в пакете, ну так и собери в этот же пакет бутылки и отвези их до какого-нибудь села, где наверняка есть мусорные контейнеры. По Монголии, например, мы везём свои мешки с мусором четыре дня до мусорного бака в ближайшем посёлке.
У нас в Алтайском крае живут немцы, где-то около ста тысяч. Там даже район один так и называется немецким. Мы делали автопробег на 9 Мая, и так получилось, что оказались на проводах призывников-немцев в российскую армию. А у нас куча мотоциклов, с которых может немного бензин капать на асфальт. Так вот эти немцы подходят и говорят: «А можно, чтобы на асфальте не было пятен?». И мы под каждый мотоцикл положили лист бумаги и камешки.

 

Причём эти мотоциклы стояли ночью в том поселке без охраны. Но я всё равно всю ночь провёл в машине сопровождения, приглядывая. Потому что в некоторых районах наши мотоциклы воровали не раз, а в немецком районе никто к ним не подошёл.

 

— Много мотоциклов у вас угоняли?

 

— У меня — мотоцикл «Ява», пришлось даже раз ехать в путешествие на мотороллере «Турист». Бывали случаи, когда три или четыре «мотоболки» украли. Это такие мотоциклы, у которых переключение скорости и тормоз есть и слева, и справа. На них в футбол играют.

 

— «Ява» тогда была самым популярным мотоциклом в Средней Азии?

 

— Тогда это был самый крутой мотоцикл. Я вспоминаю ваши «Явы» в Азии — спереди два сигнала и шесть поворотников, сзади то же самое. Рули, багажники — всё из нержавейки. Справа три поворотника, слева три поворотника, сверху ещё два стоп-сигнала. Такой руль мне подарил товарищ из Самарканда. Я его «доработал»: сделал перекладину, чтобы он высоким получился, и написал слово «Алтай». Мотоциклы с этим рулём объехали полмира. Например, едет сборная Советского Союза на соревнования, и среди них — члены нашего Алтайского края. И тогда я давал руль на время выступления. На соревнованиях спортсмен ставил руль, и все читали слово «Алтай». Но позже я продал «Яву» с этим рулём, о чём очень жалею. Надо было отдать в музей спортивной славы в Барнауле. Там уже мой костюм, шлем, медали и много чего.

 

Монголия, Китай, Казахстан и Россия проводят соревнования на Алтае. Они стали настолько популярны, что вошли в программу ШОС. Сейчас эти игры почти как ваши Игры кочевников. А у нас идут соревнования «Большой Алтай», куда приглашаются команды из этих стран. Есть шесть региональных федераций от Монголии — две региональные команды из провинций Баян-Улгий и Ховд, от Китая — Синьцзян-Уйгурский автономный округ, региональные команды от Казахстана — Восточный Казахстан, от России — Алтайский край и Республика Алтай. Статус соревнований — международный, поэтому допускаются команды из других стран, например, из Кыргызстана и даже из Израиля приезжали.

 

Соревнования длятся несколько дней. Это конный спорт, авто-, мото-, вело-, горный, водный и т. д. Естественно, включены национальные виды спорта, например, перетягивание каната. Проводит эти игры Федерация спортивного туризма Алтайского края. Естественно, при поддержке администрации Алтайского края.

 

Всего направлений в туризме было девять, а с этого года десять, так как добавилась скандинавская ходьба. Вообще, спортивный туризм — это достаточно интересно. Потому что он даёт возможность пофантазировать при составлении тех же маршрутов. Они делятся по категориям сложности. Первая — для начинающих, вторая и третья — для середнячков, а четвёртая, пятая и шестая — для высших достижений. По пятой и шестой категории проводятся чемпионаты России, международные соревнования. Проходишь маршрут, делаешь видео-, фотоотчёт. После чего эксперты дают оценку. На основании экспертных оценок выдаётся общий балл, и у кого балл выше, медаль золотая, и так далее.

 

— На какие категории делятся мотоциклы?

 

— Они делятся на спортивные, кроссовые, эндуро, то есть мотоциклы двойного назначения. Мотоциклам кроссовым запрещён выезд на трассу, а есть чоперы — мотоциклы дорожные, на которых байкеры передвигаются. Но когда они съезжают с ровной дороги, то едут с трудом, потому что они для другого предназначены. И есть мотоциклы класса спорттуризм.

 

В 1988 году я впервые в истории мотоциклизма залез на мотоцикле на высочайшую вершину Восточной Сибири — гору Мунку-Сардык (3491 м) и написал об этом статью. Её опубликовали в трёх журналах: «Мотто», Moto Expert и «Супербайк». И завод решил за такую прекрасную рекламу подарить мне мотоцикл ЗИД 200. А сюда мы приехали на небольших мотоциклах. Они считаются маленькими гусями с объёмом двигателя 650 кубов. А есть большие гуси — 1250 кубов — это просто монстры.

 

— Дайте, пожалуйста, своё напутствие молодёжи.

 

— Парням скажу, если мототуризм, как говорится, не цепляет, то и не надо, а если тянет, путешествуйте, посещайте свой родной край, у вас есть, на что посмотреть. Как говорил Николай Иванович Пржевальский, человек живёт, пока путешествует. Вот этим я бы и определил своё напутствие. У вас наверняка есть Федерация спортивного туризма, это общественная организация, сотрудничайте.

 

Потом знаменитые гости раздавали автографы. Мне досталась подпись на визитке, парням — на тетрадках, а самым крутым стал автограф Виктора Пантыкина на моторе мотоцикла одного из парней. Счастью молодёжи не было предела! Я уверена, что в душах этих ребят зародился дух романтики и здорового авантюризма, тяги к приключениям и стремлению преодолеть себя. Знаменитые личности стали им примером.

 

 

Элина СТЕЙНБЕРГ, старший преподаватель кафедры лесоводства

и плодоводства факультета агрономии и лесного хозяйства

Кыргызского национального аграрного университета

имени К. Скрябина, независимый эксперт.

 

 

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий