В Москве в концертном зале Московского института стали и сплавов прошли финальные выступления и церемония награждения лауреатов и победителей конкурса сценических постановок “Без срока давности: в зеркале исторической памяти”, в которых участвовали театральные и творческие коллективы учреждений высшего образования России, профессионально не связанные со сферой культуры и искусства.
Это 44 студии и студенческие театры из 20 российских регионов и зарубежных государств. Участники конкурса представили на суд жюри сценические версии произведений на военно-историческую тему. Экспертный совет определил из всех представленных композиций финалистов и лауреатов конкурса. Организаторы – Российское историческое обществ (РИО), фонд “История Отечества” и Министерство науки и высшего образования РФ. Ключевая цель творческого ристалища – сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников и о сопротивлении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях.
В составе жюри – специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой, заместитель министра науки и высшего образования РФ К. Могилевский, режиссёр, доцент кафедры актёрского мастерства Театрального института имени Б. Щукина В. Маркин, глава правления Российского исторического общества Р. Гагкуев, заведующая отделом информационной политики и комплексной безопасности Министерства науки и образования РФ А. Гуреева.
Экспертный совет назвал трёх финалистов конкурса, которыми стали участники творческой студии Российского государственного геологоразведочного университета имени С. Орджоникидзе “Под куполом”; молодёжный театр Псковского государственного университета “Ахтеатр” и творческий коллектив Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина “Продвижение”. Самодеятельные артисты отразили в своих сценических композициях самоотверженность и патриотизм студентов и преподавателей в годы Великой Отечественной войны, героические подвиги простых советских солдат и показали свои сценические версии самых сильных литературных произведений о Великой Отечественной войне.
Первое место жюри присудило музыкально-театральному коллективу “Продвижение” за драматическую композицию “Чтобы помнили”, второе занял студенческий коллектив из Псковского госуниверситета, а третьими призёрами стали студенты Российского геологоразведочного госуниверситета.
Экспертный совет назвал также лауреатами в специальной номинации “Они сражались за Родину” памяти героев-молодогвардейцев театральную студию “Юность” института филологии и социальных коммуникаций Луганского государственного педагогического университета; театр “Переход” имени Геннадия Кириллова Рязанского госуниверситета им. С. Есенина и театральную студию “Сфера” Уральского государственного экономического университета.
Выступая перед участниками финального тура, Михаил Швыдкой подчеркнул значимость познания через культуру: “Большинство людей узнаёт об истории через культуру, каким бы на самом деле ни был кардинал Ришелье, а он сыграл важную роль в становлении французской государственности и культуры, всё равно в глазах многих он мерзавец. Культура очень серьёзно влияет на историческую память, и когда мы говорим о Великой Отечественной войне, то много интересного узнаём из произведений, написанных во время самой войны или после неё. Например, “В окопах Сталинграда” Виктора Некрасова или “Звезда” Эммануила Казакевича. Сегодня эта тема приобретает особый смысл и звучание. Конкурс, проводимый Российским историческим обществом, связан именно с тем, чтобы историческая память, под каким бы влиянием она ни складывалась, должна нести правду”.
Член жюри Константин Могилевский отметил, что своими постановками, творчеством они работают с главным материалом – людьми, с человеческими душами и разумом. И это так значимо: “Вы также работаете и над самими собой, обращаясь к сложной трагической исторической теме, изучаете её, пропускаете через себя”, – сказал он.
А руководитель музыкально-театральной студии КРСУ “Продвижение”, заслуженная артистка КР Галина Кетова подчеркнула значимость общей памяти Кыргызстана и России: “Со сцены актёр имеет возможность говорить про волнующие его смыслы. Важно, что мы говорим об истории и нашей общей памяти, о Победе, наших предках. У Чингиза Айтматова, чьё 95-летие мы отмечаем в этом году, есть слова о манкурте. Они о человеке, не помнящем свою мать и семью. Мы не манкурты! Мы помним!”
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Александра ШАЛЕИНА.