Небо красоты. Под ним — двое

Черновик

Это уже не первая выставка творческого художественного дуэта двух самодеятельных художников Нинель Феденко и Галины Нурматовой в столичной галерее «Дубовый парк». Первое знакомство с их живописными работами состоялось здесь же год назад. Один из авторов новой живописной экспозиции, Нинель Феденко, — человек необычный и удивительный. Это не первый показ её работ любителям изобразительного искусства.

Интересно, что серьёзно заниматься живописью Нинель Александровна начала только после 70 лет, взяв в руки кисти после посещения художественной выставки в Германии, где она гостила у одной из своих дочерей. Это была экспозиция картин знаменитого живописца Винсента Ван Гога, которая перевернула что-то в её душе. С тех пор Феденко написала более двух сотен картин, охватывающих самые разнообразные темы. В новой экспозиции представлены как уже созданные произведения, так и совсем свежие работы. Её картины яркие, добрые и познавательные, наполненные глубоким философским смыслом. Это хороший пример того, как важно активно относиться к жизни и окружающему миру, несмотря на возраст, и что свою жизненную мечту можно осуществить даже на восьмом десятке лет. Нинель Александровна перепробовала немало профессий: преподавала в школе, трудилась бухгалтером, работала на телевидении. В общем, профессии, далёкие от творческой ипостаси, хотя о рисовании она мечтала ещё в юности.

Небо красоты.  Под ним - двое

Сегодня количество её картин в стиле примитивизма уже значительно. Одни автор считает удачными и симпатичными, другие нравятся ей меньше. Однако в каждую вложен жар её души и сердца. После посещения выставки Ван Гога она не могла найти себе места и впервые серьёзно задумалась: а что она оставит после себя людям? Какая память останется? Всё вновь сошлось на живописи, и она решила рассказать о своих планах внуку Егору, который сам неплохо рисовал и понимал в изобразительном искусстве лучше других людей из окружения Нинель Феденко.

Небо красоты.  Под ним - двое

Молодой человек поддержал её творческий настрой, купив любимой бабушке краски и кисти, и посоветовал изображать то, что подсказывает ей сердце. Это творческое кредо Феденко с ней и по сей день. Она начинала с тщательного копирования картин классиков живописи, но вскоре стала их как бы дополнять: деталями или изображением знаковых предметов. Так получилось, например, с известным «Чёрным квадратом» Казимира Малевича, куда самодеятельный художник добавила сломанные розовые очки, как бы намекая зрителям, что нельзя всю жизнь смотреть на мир через розовые очки, а нужно быть реалистом и жить собственным умом.

Нинель Александровна также восхищена работами западного художника А. Босхарта, который первым среди живописцев-мужчин стал изображать на полотнах цветы. Поэтому одна из её любимых работ, представленная на выставке, — «Белые маки», которую она создала на одном дыхании, когда кисть, словно заворожённая неистовой магией, без остановки ходила по холсту. Впечатляют и другие её яркие работы: «Музыка дождя», «Звёздное небо», «Лебединый залив», «Принц Лилия», «Подсолнух», «Дорога к храму». В своих художественных композициях Нинель Александровна, презирающая предательство, ложь и всяческое насилие над личностью, воссоздаёт темы, которые её волнуют. Наверное, поэтому её картины неизменно вызывают у зрителей светлые мысли и тёплые эмоции.

Будь то вдохновенный автопортрет «Птица счастья» и любимая кыргызская природа (автор большую часть времени живёт в пригородном селе Горная Маевка, там же написано и большинство её работ), российские и немецкие городские пейзажи, бытовые сюжеты, жанровые истори-ческие реминисценции или сюжетные композиции: «Сон и осень художника», «Зима на озере», «Южный берег», «Ночь в деревне», «Рыбное царство». Словом, всё, что дорого душе и сердцу, всё, что она видит. Именно это и помогает активной и жизнелюбивой Нинель Феденко в её неиссякаемом творческом поиске.

Небо красоты.  Под ним - двое

Другая участница живописного тандема — Галина Нурматова представила на экспозиции цветные фотографии и более 20 живописных работ, также выполненных в стиле примитивизма. Серьёзно увлеклась рисованием она три года назад, но по её словам, живопись манила с детства. Поэтому, взяв два года назад в руки камеру, Галина целиком посвятила себя природным съёмкам. Сегодня примитивизм моден и почитаем. Сложнее найти классическую реалистическую живопись, скажем, уровня Репина или Васнецова. Отчасти люди берут в руки кисти, стремясь рисовать как дети — гениальные в своей раскованности и искренности, чувстве цвета, света и лёгкости восприятия окружающего мира. Некоторые пытаются им подражать, у кого-то это выходит, а у кого-то — нет.

Есть, разумеется, ещё и художники, сохранившие детскую непосредственность души, для которых живопись органична как воздух. Галина Нурматова из их числа. Это здорово — сохранить детскую непосредственность и выразить её в рисунке. Дети не боятся ошибиться и подражать. Они не смущаются нарисовать зелёные волосы или домик вверх тормашками. Страх ошибиться выражается ещё и в стремлении подражать. Да, мы учимся так, и талантливые люди тоже подражали, а затем неожиданно придумали что-то своё. Главное — это своё увидеть, а у Нурматовой это случилось. Ключевое для художника — внутренняя свобода, характерная для авторов-примитивистов. Галина — художник-самоучка, хотя обратиться за советом ей есть к кому: её супруг — известный в стране художник Юлдаш Нурматов (главный художник Национального Русского драмтеатра имени Ч. Айтматова).

Несмотря на наивность и примитивизм, её картины живые, в них присутствует свой внутренний мир: «Караван», «Цветник бабушки», «Синие розы», «Райские яблоки», «Гнездо», «Звёздный танец», «Подсолнух», «Три леща», «Антресоль», «Колыбельная», «Аквариум», «Корабль», «Миры».

Небо красоты.  Под ним - двое

Дело здесь, очевидно, в особенностях взгляда. Все мы видим красоту снежинки, но не замечаем, когда она упала на ладонь. Нам лень её разглядеть и восхититься. Работы Нурматовой имеют общее цветовое поле. Композиции выстроены так, что зритель видит всё, что хотел показать автор. Оставляя только общий эмоциональный фон, она убирает лишнее. Наш мозг сам способен достроить недостающее. Всё зависит от умения видеть красоту вокруг себя. Неважно, это красота снежинки или какой-то ржавой гайки. Наше восприятие индивидуально. Вот, к примеру, картина «Три леща». Кому-то понравится её цвет, кто-то просто любит лещей, а кому-то по нраву рыбьи глаза. И от этого никуда не деться.

Небо красоты.  Под ним - двое

В живописи Галины Нурматовой прочитывается определённый духовный код. Можно увидеть лубок и орнаментальность. Культурный код звучит не только в цветочных орнаментах картины «Важные персоны» или «Райские птицы». Он в эмоциональном авторском фоне, в её жизнелюбии, взгляде на будущее. В картинах и фотографиях, запечатлевших удивительные мгновения родной природы, особенно замеченные автором в небе, есть любование и восхищение каждым мгновением жизни. Она рассказывает о настоящем моменте, о себе и своих впечатлениях. Её искусство действует изнутри и потому близко, оно обнимает и привлекает авторским восторгом от того, насколько прекрасен мир под тем небом, где она дышит и живёт.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.