Поэзия и музыка, застывшие в дереве

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Александр Малышев, военный пенсионер из села Новопавловка, создаёт по собственной технологии удивительные и уникальные скульптуры из дерева. Его работы являются украшением многих частных коллекций по всему миру. По мнению экспертов-искусствоведов, скульптуры из дерева Александра Малышева по своему стилю и методам создания не имеют мировых аналогов.

Шаг за шагом

Творчеством Александр Малышев начал заниматься в середине восьмидесятых годов прошлого века.

— Зарплата сотрудника милиции была маленькой, и в условиях начинающегося всеобщего дефицита многие вещи и продукты были недоступны. Я женился в 1980 году, мне очень нужна была книжная полка, а взять её было негде. В общем, решил сделать книжные полки сам.

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Притащил в сарай доски-горбыли, купил за 25 рублей школьный набор «Умелые руки» и начал работать. Так я сделал свою первую книжную полку. Потом сделал вторую полку. Её похвалили друзья. Потом я начал собирать инструменты, в то время даже электрическая дрель и фуганок были в дефиците. Друзья помогли собрать первый токарный станок, и я, закрывшись в сарае, начал творить. Сильно уставал и часто ранил на станке пальцы. Мне делали операции, но мыслей оставить творчество у меня не возникало. И постепенно стали рождаться новые идеи, я перешел на объемные композиции. Опыта у меня совершенно не было, не мог сосну отличить от березы, но день за днём, год за годом я работал над своими идеями, воплощая их в дереве.

Первый мой гарнитур — полки и журнальный столик — купил Союз художников в конце 80-х годов за 150 долларов. Тогда для меня это были огромные деньги. Да я вообще тогда доллары впервые увидел, — вспоминает Александр Малышев.

Самое поразительное то, что Александр не является профессиональным резчиком по дереву. Творчеством занимается в перерывах между домашней работой, уходом за многочисленными животными, общественной жизнью. Дальнейшее развитие своего творчества он видит в постоянной повседневной работе.

Сталь, камень и музыка

Александр, по его словам, не был обременен традиционными знаниями и навыками в деревообработке и поэтому шёл своим путем. В результате открыл свой путь в создании скульптурных композиций из дерева.

С древесиной скульптор работает по собственной уникальной технологии: он не пилит и не рубит дерево, он «рвёт» древесину на специально сконструированном и изготовленном станке.

Затем деревянная заготовка обтачивается с помощью разных наждачных камней, затем поверхность изделия шлифуется и обрабатывается, пока не получится законченный образ. После скульптор покрывает свои творения специальным лаком, при этом количество слоёв лака может доходить до сотни. В таком виде его произведения искусства могут храниться долгие годы!

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Любая скульптура Александра Малышева начинается с идеи, которая может быть подсказана стихами классиков, например Шекспира, или навеяна классической музыкой, например «Временами года» Вивальди или «Лунной сонатой» Бетховена. Вот так, под воздействием стихов и музыки, возникают художественные образы.

Можно попытаться отнести творчество Александра Малышева к художественному анимализму. Скульпторы-анималисты видят в животных и птицах мощное проявление красоты и гармонии природы. Все его птицы, насекомые и звери выполнены в динамической манере и содержат в себе скрытый смысл, застывший в моменте движения, создавая таким образом неповторимый образ. В анимализме, как в искусстве, самое трудное — передать характер животного. Если не будет тонкого понимания взаимодействия природы и животных, то не получится единой скульптурной композиции.

Первой работой Александра стала «Сова». Уж очень нравится ему эта птица — символ мудрости и проницательности. Потом были десятки других скульптур: от значительных — высотой до двух метров, до миниатюрных — размером в несколько сантиметров. Скульптор сегодня даже не помнит, скольких животных и птиц он изваял из дерева за сорок творческих лет. Самая большая композиция скульптора — это «Птица Феникс» высотой почти под два метра, самая маленькая — «Пчела» — всего 3 на 4 сантиметра. На одну скульптуру резчик по дереву может затратить от нескольких дней до нескольких лет. И это не зависит от размера скульптуры, а связано с замыслом её творца. Например, в композиции «Дог» над выражением морды собаки и формой хвоста работал полгода.

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Впервые мир узнал о творчестве скульптора из Кыргызстана в 1994 году на международной выставке в городе Анкара (Турция).

В Анкаре его работы впервые оценили эксперты-искусствоведы мирового уровня. Несмотря на высокую оценку, они так и не смогли определить ни стиль, ни формат его творчества. По результатам выставки организаторы приобрели одну из работ мастера — трость — и затем подарили её министру культуры Турции.

На выставке экспонировалась одна из его скульптур «Бабочка». Скульптура вместе с подставкой высотой 1 метр 70 сантиметров была изготовлена из столетнего дуба. «Бабочка» Александра — символ вечности, но жизнь каждого человека перед дыханием вечности хрупка, словно крыло бабочки.

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Одним из своих знаковых произведений Александр считает созданную им композицию «Жар-птица». Скульптура изготовлена из трёх сортов дерева: столетнего дуба, можжевельника и карагача. Произведение символизирует собой непрерывность вселенского бытия. Жар-птица, или птица Феникс, — это символ бесконечности Вселенной, символ бессмертия. По легенде, Феникс, сгорая, возрождается из пепла. Виноградная лоза внизу композиции — символ плодородия и одновременно напоминание о том, что все народы мира из одного корня. Чаша внизу композиции — это Чаша бытия, которая бывает сладкой или очень горькой, но испить её до дна придётся каждому из нас — никого сия чаша не минует.

Художника обидеть может каждый

Несмотря на мировую известность и участие во многих международных выставках, в Кыргызстане творчество Александра Малышева представлено недостаточно. Обо всех выставках, в том числе и международных, скульптор узнает сам и участвует в них по собственной инициативе и за свой счёт. По мнению автора, чиновники из Минкульта просто используют талантливых мастеров в своих целях.

 

— Лет семь назад мне позвонил чиновник из Минкульта республики и радостно сообщил, что в Японии будут проходить дни Кыргызстана и мне выпала большая честь — мои работы будут на выставке представлять Кыргызстан. Я уже было обрадовался, но мне пояснили, что повезёт их в Японию представитель министерства, который представит мои работы наилучшим образом и объяснит японцам, что и как. Я отказал в категорической форме. Думаю, вы поняли, почему, — рассказал Малышев.

Поэзия и музыка,  застывшие в дереве

Несмотря на трудности, Александр не планирует прекращать заниматься творче-ством и экспериментировать. Вообще, стремление к творчеству — это страсть, но хорошая, связанная с естественной потребностью человека познавать окружающий мир, делать его лучше.

Талантливые представители искусства, мастера своего дела, увлечённые своим делом, — счастливые люди, для которых само творчество ради творчества есть основа и радость жизни.

Максим КЛИМЕНКО.
Фото автора.