Сила творческого духа, или Когда говорит глина

Садыр Жапаров: “ Моя главная задача - построить  достойную жизнь для моего народа”

В Национальном музее изобразительного искусства имени Г. Айтиева открылась большая экспозиция керамических композиций известного художник Эшболота Токтогонова “Сила духа”, посвящённая 80-летию автора. Подобная встреча мастера керамики со зрителем – подарок публике и профессионалам, а также просто любителям изоискусства.

 

Представленные в зале композиции смотрелись вполне органично, но были и те, что требовали иного антуража. Тематика весьма обширная и техники работы тоже разнообразные. Многое вызывало немалый восторг, а над другим стоило поломать голову…

 

Работы художника самобытные, неожиданные в решении избранной темы, привлекающие
секретом авторского обжига, который позволил получить удивительный блеск или, наоборот, грустную тусклую окраску. В экспозиции – изделия плотные, подвижные, малоформатные и монументальные, холодные и пылающие, где-то серьёзные и добрые. Вдруг начинаешь понимать, что перед тобой не красивость, а красота. Порой даже не верилось, что всё это создано, в общем-то, пусть из специальной, но глины. Особенно привлекают авторские работы – декоративные вазы, керамические поделки и художественные композиции “Тайная радость”, “Двое”, “Восток”, “Медитация”, “Напряжение”, “Крылатые горы”, “Экология”, “Земля Алтая”, “Мурас”, “Древности”, “Лабиринт”, “Воин”, “Крик”.

 

Даже в многофигурных керамических произведениях мастеру удаётся найти стержневой образ, не дающий композиции “рассыпаться”. Удивительно, как свои собственные чувства и впечатления художнику удаётся выразить в керамике. Недаром замечательный живописец Марк Шагал называл художников вместилищем эмоций. Вот и неким визуальным особняком стоит художественная керамика Токтогонова из его авторской серии “Тищина” (“Высота”, “Цветок”, “Мелодия”). В них есть от живописи, где проступают тени, полутона, образная фигурность. Мы обычно воспринимаем керамику как-то объёмно с нескольких сторон. В работах Токтогонова мастерство автора изящно, эмоционально, порой воздушно, канонично и лаконично выдержанно. А композиции также соответствуют его авторскому видению и пониманию красоты.

 

В представленных работах стихия керамики как будто ясна. Керамика сродни земле: близка ей по составу и закалке в огне и под солнцем, где она обретает твёрдость и каменную крепость. И вот эта, казалось бы, ясность и говорит о мудрости человеческой жизни и силе духа людей, которые не ломаются перед вызовами и испытаниями истории. Так и теплота керамики в работах мастера не затухает и не перестаёт привлекать художника. Эшболот Токтогонов – один из основоположников национальной керамики, она исторически живописна и нередко повествовательна. У мастера она в некотором роде – эпический “сказ”, близка и к живописи, архитектуре, скульптуре.

 

 

Его работы удивительно отражают время, в котором на смену традиционным изделиям приходят концептуальные произведения: на смену классики, но не на замену. Потому что художник по природе созидатель, и какие бы катаклизмы и перемены ни происходили за окнами мастерской, он остаётся живым, воспринимаемым, и продолжает созидать, пока живёт. В этом сила творческого и человеческого духа подлинного художника, которая, безусловно, вдохновляет Эшболота Токтогонова и заставляет через “искусство живого огня” говорить каменную керамику.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *