Сквозь серые трещины зданий увидеть зелёный луг…

Консорциум музеев в партнёрстве со столичным мемориальным Домом-музеем имени М. Фрунзе организовал экспозицию и пригласил ценителей киноискусства на выставку «Динара Асанова: кино вне времени и пространства», посвящённую выдающемуся советскому и кыргызскому режиссёру Д. Асановой.

Она родилась в октябре 1942 года в семье кыргызского журналиста Кулдаша Асанова. Отец в том же году погиб на фронте, так и не увидев свою дочь. Динара Асанова прожила на свете всего 42 года, сняла несколько фильмов, но навсегда осталась в памяти любителей и почитателей кинематографа как режиссёр драматичных и эмоциональных картин, ставящих зачастую очень острые вопросы (фильмы «Жена ушла», «Ключ без права передачи»). Эти работы не развлекали зрителей, а заставляли задуматься о том, как мы, люди, относимся друг к другу, и учили смотреть на себя и свои поступки со стороны.

Её интересная и познавательная экспозиция всецело погружает посетителей в мир одного из самых смелых и искренних кинематографистов ХХ века, чьи фильмы остаются актуальными во многом благодаря глубокой социальной тематике и уникальному режиссёрскому стилю и подходу. Выставка объединяет ключевые моменты из жизни и творчества режиссёра. Динара Асанова, родившаяся в Киргизской ССР, стала символом советского кино, поднимая в своих работах острые проблемы социализации подрастающего поколения. Её ленты, такие как «Рудольфио», «Пацаны», «Ключ без права передачи», «Не болит голова у дятла», «Беда», «Чтобы ты выбрал», «Никудышная», «Милый, дорогой, любимый, единственный», «Незнакомка», «Дети раздора» и другие, до сих пор вдохновляют профессиональное сообщество и волнуют зрителей.

Ген киноискусства рано зародился в её душе и сердце. Она самозабвенно полюбила кинематограф, ещё в школе решила посвятить себя этой ипостаси. Фильм своего будущего руководителя курса во ВГИКе, легендарного Михаила Ромма «Тринадцать» Динара смотрела столько раз, сколько его у нас в тогдашнем Фрунзе показывали. Окончив школу, девушка пришла трудиться на киностудию «Киргизфильм», потребовав у дирекции взять её кем-нибудь, хотя бы дворником. Дворником она не была, но перепробовала многие студийные профессии, побывала заведующей реквизитом, удалось поработать в группе Ларисы Шепитько на съёмках ее картины «Зной». В 1960 году Динара даже снялась в эпизодической роли в картине режиссёра Алексея Очкина «Девушка Тянь-Шаня». Её молодость, миниатюрность и восточный тип лица пришлись в этом случае как нельзя кстати. Спустя время студия выдала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИКом.

Неповторимая творческая атмосфера вуза околдовала Динару, и она решила, что должна сюда поступать. Подала документы на факультет режиссуры, но потерпела неудачу. Асанова не привыкла пасовать перед трудностями и вуз всё же покорила, хотя и с третьей попытки. Она попала в мастерскую М. Ромма и Б. Столпнера. В 1970 году Динара сняла свою первую ленту (дипломную работу) по рассказу Валентина Распутина «Рудольфио», где главную роль сыграл известный бард и журналист Юрий Визбор. После окончания вуза приехала домой в Киргизию, но на родной студии её ожидали годы простоя. И девушка решила ехать в Ленинград, на «Ленфильм», где впоследствии ей улыбнулась удачная творческая судьба. Она сняла здесь все свои триумфальные ленты, но на 43-м году жизни умерла прямо на съёмках от остановки сердца. Незавершённой осталась её картина «Незнакомка». После этого фильма Динара собиралась приняться за съёмку картины по айтматовской повести «И дольше века длится день», сценарий которой был написан кинодраматургом Марией Урматовой (супругой Чингиза Айтматова). Через несколько лет после кончины Д. Асановой по этому сценарию на студии «Туркменфильм» режиссёр Ходжакули Нарлиев снял фильм «Манкурт». Как жаль, что Динаре не суждено было осуществить этот проект…

Героями её работ зачастую становились подростки, которые не были похожи на идиллических персонажей типа «пионер всем ребятам пример». Нет, это были, мягко говоря, непростые характеры, как в её замечательной картине «Не болит голова у дятла». Или — и вовсе очень сложные персонажи, живущие в неладах с законом и окружающим миром (как герои фильма «Никудышная»). Мало кто из советских режиссёров посвятил себя изучению таких «неудачных» киногероев, и мало кто учил нас с экранов быть мягкосердечным и уметь прощать. Выходило, будто тот, кто в жизни оступился, не заслуживал того, чтобы его услышали или хотя бы попытались понять. А Динара, по словам её коллег, «сквозь трещины серых глухих зданий всегда была готова увидеть зелёный луг». Д. Асанова прожила очень короткую жизнь, но успела очень многое сделать для кино и для всех нас. Её фильм «Пацаны» стал символом социального кино о подростках, показав, что каждый человек, даже с самым трудным прошлым, заслуживает шанса на лучшее будущее. Важным элементом её творчества были темы личных взаимоотношений, душевных конфликтов и самоопределения.

На стендах и выставочных витринах посетители смогут познакомиться с различными материалами, журнальными и газетными материалами о режиссёре Динаре Асановой. Кстати, здесь есть и несколько подшивок газеты «Советская Киргизия» со статьями о киноработах Динары. Многие написаны нашим уже ушедшим коллегой Александром Боровым, который более 30 лет трудился в редакции. Есть на стендах и личные вещи режиссёра, её магнитофон «Брянск», кинокамеры, которыми снята большая часть её прекрасных картин. Выставка продлится до 22 ноября. В её формате пройдут показы документальных и художественных фильмов Динары Асановой. Экскурсии по выставке позволят почитателям киноискусства глубоко узнать и понять современность творчества нашей выдающейся землячки.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.