Свой мир на пространстве холста – выставка Константина Шкурпелы

выставка художника Константина Шкурпела

Своеобразие творческой индивидуальности бишкекского художника Константина Шкурпелы давно уже привлекает внимание всех почитателей изобразительного искусства в стране, хорошо известен он и за пределами Кыргызстана. Его художественные композиции отличаются экспрессией, темпераментом видения и переживания натуры, лежащей в основе его полотен. Поэтому не осталась без внимания искушенной публики, да и просто любителей живописи и графики его новая выставка, открывшаяся в столичной галерее «Дубовый парк, которую автор назвал «Когда деревья были большими».

выставка художника Константина Шкурпела
Фото: Елена Путалова

В масштабную экспозицию, предложенную автором, вошли его работы, созданные в период с 1973 по 2023 годы. Словом, это большая, весомая и разнотемная ретроспектива известных и ещё незнакомых публике живописных композиций К.Шкурпелы.

Автор – художник непростой, и всякий раз удивляющий своего зрителя. Сам живописец говорит, что «художник – это тот, кто открывает на пространстве холста множество пластических возможностей». Это утверждение напрямую относится к его творчеству, поскольку он свободно себя чувствует в авангардистских направлениях и в реалистичном стиле.

Для многих зрителей К.Шкурпела открывается постепенно, поскольку он автор экспрессивный и мощный, который не списывает действительность точь-в-точь, а формирует и создаёт свой изобразительный мир. Ключевой задачей авторского творчества становится раскрепощение эмоций, отказ от унылого натурализма, надоевших канонов и привычного рисунка. Подобный метод даёт толчок к мощному творческому процессу. Привычный мир в красках преображается в новую реальность, основанную больше на чувствах и переживаниях автора.

Выставка бишкекского художника Константина Шкурпела
Фото: Елена Путалова

Для усиления эмоционального воздействия художник нередко использует коллаж (картины и рисунки накладываются, к примеру, на нотную  – «Окна сарая», «Мотив с дубом», «Цветок», «Осенний мотив»). Автор работает в размашистой  манере, его композиции пропитаны энергией переживаемой эпохи и избранная им цветовая гамма не допускает и намёка на чувствительность, негу, наслаждение («Дом, которого уже нет», «Окна сарая», «Корни дерева», «Старое дерево», «Сарай на даче»).

Уникальность таких композиций и полотен состоит в том, что повторить в точности созданное художником невозможно, потому что переживание сюжета и его исполнение у автора происходят одновременно. Все изобразительные средства, которыми владеет художник, направлены исключительно на то, чтобы усилить воздействие, производимое на зрителей. Это могут быть пятна краски или тона, рисунки линий, не повторяющие контур предмета. И именно в них заложены конкретные переживания, мысли и ощущения живописца.

Выставка художника Константина Шкурпела
Фото: Елена Путалова

Поэтому любая работа («Красные деревья», «Стены у гор», «Май», «Утро в зимнем саду». «Вечер», «Аллея», «Куст облепихи на Иссык-Куле») из представленных в экспозиции «Когда деревья были большими», получает у публики эмоциональный отклик. А некоторые композиции просто приводят в восторг.

Одними из таких работ являются «Аллея тополей», «Вечерний сад», «Утро в зимнем саду». Первое, что бросается в глаза – это энергичное буйство красок. Здесь нет особо чётких предметов, нет главных линий, художник воплощает свои ощущения сочными и заметными мазками, которые резко перетекают друг в друга, и в то же время завораживают игрой цвета. В центре произведений есть что-то заметное, но автор  ненавязчиво даёт зрителю лишь намёк на чуть таинственные силуэты.

Выставка художника Константина Шкурпела
Фото: Елена Путалова

Вот другое полотно «Кот на дереве». Тут тоже нет намёка на постановочный рисунок, всё изображено так непривычно, что у любого смотрящего возникают фантазии, а кто именно  изображён? Раздумывать можно долго, и каждый раз, возвращаясь к просмотру картины, есть вероятность увидеть что-то новое, недосказанное, застать какую-то интересную деталь. Есть в экспозиции и другие работы, где наоборот, что-то реально бросается во взор – элементы настоящего натюрморта, драпировки. Почувствовать перспективу, увидеть силуэты отдельных бытовых предметов, которые автор старается изобразить в виде чего-то абстрактного, такое сочетание привычного и необычного в одном произведении вызывает у зрителя подлинные эмоции.

Выставка художника Константина Шкурпела
Фото: Елена Путалова

Выставка работ К.Шкурпелы, несомненно, оставит яркое впечатление. Поскольку его полотна загадочны и красивы, а ещё и потому, что оказаться за гранью привычной реальности благодаря искусству всегда интересно. Ведь именно в чём-то новом мы открываем для себя больше ярких красок, а значит, способны раскрасить и обогатить свою привычную повседневность. Художник помогает нам размышлять, даёт нашим мыслям невольный толчок, поскольку пространство его холста становится уже и пространством наших чувств.