Эти трогательные и поэтичные слова так и просятся в название художественной выставки творческих работ участников программы «Развитие потенциала этнодизайна в Кыргызстане», открывшейся в Национальном музее изобразительного искусства имени Г.Айтиева. Она реализуется в формате международного проекта «Коридоры наследия Шёлкового пути в Центральной Азии –международные аспекты Европейского года культурного наследия», который финансируется Евросоюзом и реализуется региональным офисом ЮНЕСКО в Алматы.
Её экспозиция посвящена продвижению традиционного кыргызского войлочного ковра – ала-кийиза. В многогранном выставочном собрании были широко представлены богатые иллюстрации, панно, керамические предметы интерьера, инсталляции, модный показ трёх коллекций одежды, художественные полотна с изображением ала кийиза и несколько войлочных панно в сочетании разных техник и стилей (ала-кийиз, шырдак, вышивки, кожа, курак), которые выступают как единая основа, объединяющая всех участников творческого проекта.
Выставку вступительным словом открыли руководитель проекта по развитию потенциала этнодизайна в КР Миррахим Токтогулов, секретарь Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в КР Сабина Солтонгельдиева, представители Евросоюза в Кыргызстане и регионального офиса ЮНЕСКО в Алматы.
Ключевая цель выставки – привлечение молодых мастеров и специалистов к правильному и ответственному использованию в своей профессиональной деятельности элементов традиционной национальной культуры. Искусство изготовления традиционных войлочных ковров (ала-кийизов и шырдаков) является одним из ярких элементов нематериального культурного наследия кыргызского народа. Кыргызы традиционно использовали их в быту, процесс изготовления войлочного ковра достаточно трудоёмкий, в него могут быть вовлечены несколько семей. Такой ковёр способен прослужить долгие годы.
Однако традиционное искусство их изготовления оказалось под угрозой исчезновения, что было вызвано рядом причин. В 2012 году по инициативе ремесленников «Искусство изготовления традиционных войлочных ковров ала-кийиз и шырдак» было внесено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как нуждающееся в срочной охране. Это способствовало возрождению и сохранению знаний и навыков изготовления войлочных ковров. Немало усилий было принято для привлечения внимания общественности, особенно молодёжи, к разнообразию традиционных ремесленных народных знаний и навыков, связанных с культурой производства войлочных ковров.
Ала-кийиз – это кыргызский войлочный ковёр с вкатанным узором, чаще всего двухцветный ( синий с красным, оранжевый или белый с коричневым). Сам узор крупный, имеющий мягкие округлые очертания, обычно в виде спиральных завитков (так называемых рогов барана).
Когда вы попадаете в выставочный зал, наполненный национальным ковровым великолепием, вас невольно окутывает вполне понятное тепло, это тепло юрты – традиционного исконного жилья кыргызов. В Кыргызстане издавна изготавливают уникальные войлочные ковры, и открытая в столице выставка ещё раз в этом прекрасно убеждает. Ала кийизы одновременно выкладывают из войлока его композицию, которая в итоге и составляет ковёр. Рисунок здесь, в отличие от чёткого узора на шырдаке, также удивительном национальном прикладном изделии, подчеркнуто размытый. По-кыргызски «ала» и означает пятнистый. К примеру, горы Ала-Тоо переводятся как пёстрые, ала-кийиз – это пятнистый или пёстрый ковёр.
Ала-кийизы, которые были представлены на выставке, в длину достигают нескольких метров, а в толщину – несколько сантиметров. В традиционном прикладном национальном искусстве основных элементов рисунка – два: кочкор муйуз (рог барана) и ит куйрук (хвост собаки). Оба завитка – дань народного уважения тем животным, которые на протяжении многих столетий кормили, согревали и охраняли людей. Они встречаются в узорах каждого шырдака и ала-кийиза.
Талантливые мастерицы, весьма искусно видоизменяя рисунки кочкор муйуз и ит куйрук, гармонично сочетая их с другими, составляющими единую творческую композицию элементами, создавали замечательные, вдохновенные традиционные изображения людей, животных, птиц, деревьев и цветов.
Представители ЮНЕСКО вручили сертификаты за лучшие творческие работы участникам проекта, студентам, обучающимся по профильным направленниям в вузах столицы. Среди них художники-мастера, художники-керамисты, графические дизайнеры, дизайнеры одежды. В их числе художник-мастер Кымбат Урматбек кызы, которая пояснила нам, что создавала свой ала-кийиз «Защитники», чтобы внести свой вклад в сохранение и защиту культурного наследия предков. Автор верит, что её работа обладает защитной силой, соответствующей названию этого панно. Белые узоры по краям символизируют духов предков, которые защищали своих потомков и продолжают делать это, чтобы сохранить кыргызский народ и его землю.
Другой молодой автор Алина Сыдыкова посвятила целый цикл витражных картин «Священная связь» материнской молитве священной Умай эне – матери всех живых существ. Молитва выступает тут как средство обращения к высшим силам за защитой, благополучием и благословением.
Сцена изображена так, чтобы представить пространство, где мать обращается к Умай эне. Это уютный уголок, окружённый символами природы и материнства. Молитва матери – акт любви и надежды, связывающий её с высшими силами, такими как Умай эне. Автор использовала для создания впечатляющих витражных иллюстраций яркие насыщенные цвета: зелёный, синий, золотой, красный.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”