Фотовыставка под таким названием открылась в Национальном музе изоискусства имени Г. Айтиева. В церемонии её открытия участвовали посол Японии в Кыргызстане Хидэки Года и заместитель министра культуры, информации, спорта и молодёжной политики КР Гульнара Абдыкалыкова. Выставка подготовлена и организована Японским фондом, и на ней представлено 80 работ 11 японских фотографов.
Её экспозиция как бы поделена на два раздела, в одном из которых помещены фотографии эпохи 1930-1940 годов, а во втором – снимки, показывающие японскую столицу после 2010 года.
Глава японской дипмиссии выразил надежду, что путём сравнения фотоснимков двух эпох у зрителей углубится понимание прошлого, настоящего и будущего такого всемирного мегаполиса, как Токио, и они сумеют погрузиться в уникальную атмосферу японской столицы.
Контраст между Токио прошлого и настоящего видится в каждом кадре: на одном снимке можно заметить неприметный индустриальный пейзаж, а на другом – тысячи рекламных щитов и вывесок на городских улицах. Множество фотоснимков посвящено лицам города, особенно часто встречаются портреты современных японцев. Фотоснимки Токио двух временных периодов создают чёткие образы прошлого, настоящего и будущего.
В первый раздел выставки вошли лучшие фото из журналов “Кога” и “Ниппон”. Первый, по сути, сформировал искусство фотографии в Японии. Однако если он работал на внутреннюю публику, то “Ниппон” представлял культуру Японии за рубежом, он знакомил иностранцев с японской фотографией 1930-х годов. Это чёрно-белые работы, в которых настойчиво поднимался вопрос, как Токио постепенно из города средневекового наконец-то превратится в город современный, технологичный, в котором соединятся восточные и западные культуры.
В экспозиции также можно найти серии снимков центральной части Токио, сделанных фотографом Кинео Кувабарой. Кроме этого, на выставке экспонируются работы Куидзиро Ииды, Хёуэ Сакумы, Масао Харино. Представленные фотографии пронизаны духом эксперимента и показывают Токио как постепенно трансформирующийся в “современный город” из железа, стекла и бетона, возрождающийся после великого землетрясения Канто. Во втором разделе размещены фотографии современных японских фоторепортёров Нобуёси Араки, Дайдо Мариямы, Мики Нинагавы, Синтаро Сато, Синьи Аримото, Нацуми Хаяси, Мотоюки Дайфу, Кенты Кобаяки.
Тут следует напомнить некоторый исторический контекст: в 1923 году Токио был разрушен сильнейшим землетрясением Канто. В сороковые годы он сильно пострадал от бомбардировок, и городу пришлось буквально возрождаться из пепла. Благодаря инвестициям в послевоенный период столица Японии видоизменяется. Тот Токио, который мы видим на снимках 30-х годов, вступает в диалог с тем, что мы видим на фотографиях, выполненных в период после 2010 года. Но изменилась не только архитектура, произошли перемены и в культуре страны. И именно это можно заметить по фото современных авторов, которые представлены во втором разделе музейной экспозиции. Это диалог поколений, времени, разного менталитета. Всё-таки фотографы Японии 30-х годов – это люди, воспитанные на традициях, а фотографы современности, если можно так сказать, уже впитали в себя более новые веяния. Современные авторы при помощи новых возможностей и средств, нового художественного языка и образов демонстрируют те изменения, которые произошли в самом японском обществе.
В работах отдельных авторов этот диалог весьма заметен. Особо выделяется Сато Сантаро, который соединяет символ новой Японии – телебашню Токио Скай Три – с традиционным праздником цветения вишни (сакуры) и городом Фудзи (знаменитой Фудзиямы). Современная телебашня, которая стала рукотворной доминантой города в противовес Фудзияме, сочетается с Ханами – традиционным праздником цветения вишни. Когда эти три пласта соединяются в одной фотографии, то получается очень интересная тема для размышлений о новаторстве, значении традиций и диалоге традиций и новаторства в жизни современного человека, не важно, японец он, кыргыз, русский или другой европеец.
Другие авторы показывают в своих работах вопросы индивидуальности и субкультуры. Это весьма яркие работы, и в них исследована современная субкультура Японии. Снимки – достаточно нестандартные, они показывают, как меняется японское общество и начинает выходить на первый план не социум, а человек как единица этого общества со всеми своими причудами и неожиданностями. На примере этих фоторабот можно увидеть, как изменились страна и сам Токио, как изменились люди, которые там живут, как индивидуальность начинает преобладать над обществом в глазах художника.
Словом, на фотовыставке японских фотографов мы увидели столицу их страны во время, предшествовавшее Второй мировой войне, где они использовали высокоразвитые средства фотографической выразительности для создания ярких образов городского пространства, в котором традиции и современность соперничали друг с другом. С другой стороны, Токио с 2010 года, взяв на себя обязательства по противостоянию и преодолению меняющихся социальных условий после великого восточно-японского землетрясения Канто, продолжает переживать значительные преобразования по случаю летней Олимпиады 2020 года. Фотографы Японии также пытаются подчеркнуть свою индивидуальную точку зрения, используя постоянно меняющиеся средства фотографического выражения, появившиеся благодаря быстрой оцифровке. Сравнивая фотоснимки этих двух разных периодов, мы увидим прошлое, настоящее и будущее Токио. Организаторы выставки японских фотомастеров надеются, что представленные на ней работы своими специфическими образами помогут зрителям глубже понять японскую столицу как огромный город с множеством разных лиц.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”