В мемориальном доме-музее имени С. Чуйкова открылась художественная выставка, посвящённая 108-й годовщине восстания кыргызского народа против национального гнёта царского самодержавия. Поводом к нему стал царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужской части коренного населения Туркестана в возрасте от 19 до 43 лет на военно-тыловые работы. Эти события привели к народному бунту Уркуну (исходу), погибли около ста тысяч человек, ещё несколько сот тысяч бежали, опасаясь расправы, в Китай. Вернуться домой многие смогли только после Октябрьской революции 1917 года.
В выставочной экспозиции представлено около 20 репродукций известных полотен мастеров отечественной живописи, а также работы современных художников страны. С вступительным словом на церемонии открытия экспозиции выступили руководитель объединённой дирекции мемориальных музеев Бишкека, заслуженный деятель культуры Арман Мамаханова и советник Президента, кандидат исторических наук Арслан Койчиев, автор популярной книги «Мисмилдирик», где рассказывается о трагической судьбе кыргызов во время восстания 1916 года.
Среди особо известных картин, посвящённых этой теме, в экспозиции работы, написанные к 20-летней годовщине восстания С. Чуйковым, В. Образцовым, В. Васильевым-Есиным, В. Рындиным, А. Игнатьевым, Л. Дейманом. Последний раз эти полотна были на выставке, посвящённой столетию всенародного восстания против царизма. Экспозицию дополнили и исторические композиции современных отечественных мастеров кисти С. Бабаджанова и Н. Ахметова. Подобная выставка — это попытка художников внимательно вглядеться в память предков и вернуть из исторических анклавов и архивов, казалось бы, уже забытое историческое прошлое. И на этой основе создать новые образы и выразить собственное отношение к событиям давно минувших лет. Затронутая тема — больная, трагичная, серьёзная и творчески сложная. Раздавались голоса: мол, живописцы и до них уже достаточно и полно воплотили её. Да, художники вбирают, впитывают, ассимилируют богатство, которое накопила живопись. Тем не менее они твёрдо стояли ногами на земле кыргызов и уделяли своё нравственное внимание её богатой культуре, которой также гордились.
В экспозиции — целый ряд полотен Семёна Чуйкова, который посвятил теме Уркуна немало своих картин. У него даже есть большой и основательный труд, написанный специально о восстании 1916 года («Киргизское восстание против царизма 1916 года», «Бегство повстанцев в Китай», «Из колониального прошлого киргизов» и другие). На первой автором изображён, пожалуй, один из самых кульминационных моментов восстания. Почти весь первый и второй планы картины заполняют фигуры восставших людей — пеших и всадников. Один персонаж эмоционально обращается с призывом к остальным. Чуйков хотел показать яростный порыв народных масс, их единство, волю к борьбе. Он стремился добиться максимального эмоционального воздействия. Лица повстанцев искажены гневом, все фигуры деформированы, колорит картины тревожный, бледно-серый, на лицах — обречённость. На дальнем плане видится флаг из трёх полос — белой, синей и красной. Это символ Российской империи.
Рядом полотен представлен в экспозиции и ещё один кыргызстанский классик — Владимир Образцов. Его полотнам свойственны острота композиционного решения и яркая декоративность цвета. Присутствуют они и в картине «После восстания» (её иное название «Идут»). Эта работа выполнена в примитивистском стиле, но уже в полном согласии с правящей тогда идеологией, которая в то время до определённой степени корректно трактовала исторические события. Восстание уже подавлено, и по улице городка либо посёлка конвоируют бедняков-кыргызов. На лошадях автор изобразил солдат из местных богатеев (бай-манапов). Слева на полотне возле стены стоят три фигуры: русский кулак, бай из
местной знати и офицер Российской империи. Они с видом победителей как бы обсуждают план дальнейших действий. На них же с нескрываемой ненавистью уже надвигается представитель рабочего класса, но его удерживает его сторонник либо друг.
Наш рассказ будет неполным, если мы не упомянем о работах современных интерпретаторов трагической истории, художниках, писавших на тему восстания 1916 года уже в наступившем веке. Здесь выделяется масштабное полотно заслуженного деятеля культуры Сабиджана Бабаджанова под названием «Уркун, 1916». Бабаджанов в этой работе показал свои лучшие изобразительные достижения художника-графика: его историческая композиция сочетает удивительное чувство цвета, детальность проработки, наполненность энергией и чувство любви к родине.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»