Волшебник кадра

Волшебник кадра

Сегодня каждый сам себе фотограф. Любой может отвести руку с телефоном на полметра, нажать на экран — и вот уже фотография. А не нравится — можно тут же удалить и повторить операцию хоть сто раз. Эркин Болжуров — именитый фотохудожник, Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики — вспоминает те времена, когда съёмка была целым процессом, с тяжёлой техникой и неизвестностью. Да-да, именно неизвестностью, ведь до последнего непонятно, как получилась съёмка, как упал свет. Сколько переживаний он испытывал, пока проявлял плёнку. И какая радость охватывала, если всё удавалось.

 

Будущий фотохудожник родился в селе Токбай Сокулукского района, как он сам любит говорить, между совхозом имени Кирова и колхозом «Путь к коммунизму». В полутора километрах от села, где родился человек, с которым его в будущем тесно свяжет профессиональная деятельность. Спустя столько лет Эркин Болжуров и кинорежиссёр Актан Арым Кубат поймут, что, возможно, их пути и пересекались в детстве, но тогда они ещё не знали друг друга. И не думали, что станут причастными к волшебству съёмки. Судьба свела их лишь в 1976 году в том самом художественном училище. А пока маленький Эркин с интересом разглядывал старый фотоаппарат дяди. Странная штука, больше похожа на детскую машинку: если его перевернуть и возить по полу, то получится знатный трактор. Врум-врум-врум! Именно так мальчик и играл с фотоаппаратом, поняв его истинное предназначение только несколькими годами позже. Самыми дорогими людьми своей жизни Эркин Болжуров называет дедушку и бабушку:

 

— Я всегда считал отцом своего дедушку. У кыргызов раньше, возможно, и сейчас, есть такая традиция — старшего сына отдавать родителям. Вот меня и отдали как старшего. Но я ни о чём не жалею — это были самые лучшие родители. Они научили меня всему, что должен знать настоящий человек.

 

В старом сельском доме была огромных размеров комната. Сейчас она уже не кажется столь большой. Но мальчик всегда удивлялся одному моменту: дяди часто закрывались на несколько часов именно там. А тогда ему было чрезвычайно интересно, что же можно делать в кромешной темноте? Один раз Эркину с братом разрешили войти, и он увидел невероятное: тёмная комната, горит красный фонарь, в углу огромный космический агрегат, в который дяди осторожно кладут бумажку. Ждут несколько минут и опускают её в воду. На бумажке появляются силуэты, а позже они превращаются в родных Эркину людей. Агрегат — вовсе не космический, а созданный человеческими руками аппарат под названием увеличитель. Именно так мальчику захотелось стать волшебником.

 

Мастер всегда с особой теплотой вспоминает родных сердцу людей:

 

— Моего дедушку звали Ишеналы, но к нему прикрепилось прозвище Болжур. Примерно переводится «хорошенький, миловидный». Наше село располагалось между двух дорог. Дедушка, когда был маленьким мальчиком, играл во дворе, и проезжающие мимо аксакалы на лошадях всегда брали его с собой на тои или поминки. Мальчугана лихо подхватывали за воротник и подсаживали к себе на лошадь. Увозили до вечера, а по возвращении оставляли там, где взяли. Так и закрепилось прозвище Болжур. А позже появилась фамилия Болжуров.

 

Фотохудожник всегда гордился своей фамилией. Смотрел заседания в Жогорку Кенеше и думал: «Мамытовых полно, Сулеймановых полно, а Болжуровых нет». Каково же было его удивление, когда он узнал, что есть ещё Ишенгуль Болджурова, экс-министр образования. Но его успокоило то, что её фамилия пишется с буквой «д».

 

Пока беседуем с Эркином Оторбековичем в его фотостудии Музея изобразительных искусств, параллельно рассматриваем работы мастера. Вот этот кучерявый светловолосый мужчина на снимке кого-то напоминает… Ну, конечно, это же французский актёр Пьер Ришар!

 

…Это была невероятная поездка во Францию на целых 12 дней! На кинофестивале почётным гостем был французский актёр. Тогда фильм Актана Арыма Кубата «Беш кемпир» взял сразу пять призовых мест, Эркину посчастливилось поехать в качестве фотографа ленты. Приз зрительских симпатий кыргызскому режиссёру вручал именно Пьер Ришар. А кыргызстанцы подарили ему свой календарь по кураку. Подарок настолько понравился актёру, что он весь вечер не выпускал его из рук.

 

Пока ведём беседу, фотохудожник что-то вспоминает, спешит показать свою реликвию. Малюсенькую выцветшую фотокарточку, которую он где-то случайно нашёл. На ней два солдата европейской внешности. Карточке лет 100 минимум.

 

— Взгляните, что я нашёл! Нина, смотри! Вот так фотографировали раньше! Смотрите, какая резкость, чёткость! Какое качество! Серебро! — Эркин Болжуров бережно держит снимок.

 

…Но вначале был рисунок. Фотохудожник после 8-го класса решил поступить в художественное училище. Думал, хорошо рисует. Смотрит на ложку — рисует, смотрит на кувшин — рисует. А оказалось, что всё не так просто. Существуют такие понятия, как композиция, тени, перспектива. В первый раз в 1973 он не поступил, его работы даже не рассматривались. А двоюродного брата Сагына тогда взяли «кандидатом в студенты», ведь он ходил в изостудию. Но Эркин Болжуров не отчаялся, решил пойти по стопам родственника и пройти дополнительные уроки рисования. Но после 10-го класса, несмотря на пройденную художественную студию, парень вновь не поступил в училище мечты. Ждать следующего года надо было, не сложа руки, и юный Эркин ходит повышать художественное мастерство и заодно решает овладеть навыками вождения автомобиля.

 

— В автоучкомбинате, где сейчас «Дасмия», я был самым младшим из учеников. В течение шести месяцев обучения нам даже давали стипендию. Представляете, мы складывались по 15 рублей и ходили раз в месяц в один из ресторанов: «Сейил», «Киргизия», «Салтанат». Было время! — вспоминает он.

 

Но настоящим автомобилистом Эркин Болжуров станет лишь в 41 год. Зато на велосипеде он исколесил весь Фрунзе и Бишкек. Чтобы не забыть навыки вождения авто, он крепко держал руль велосипеда и представлял, что это машина. Всегда ездил по правилам, следил за движением на дороге. Считает, что за рулём автомобиля многое не замечаешь, а на велике умудряешься любоваться красотами столицы, черпать вдохновение. Крепко держась за руль велосипеда, Эркин из весны въезжает в лето, а из лета в осень.
Первое рабочее место у мастера было на трикотажной фабрике «Илбирс». Рисовал плакаты к 1 Мая, оформлял стенды, доски. А в перерыве любил забегать к брату Сагыну в музей ИЗО. Вот где он мечтал работать на самом деле! Казалось, фотостудия излучает особую энергию. Даже ручка двери в уютную комнату казалось какой-то необычной.

 

Что входит в обязанности музейного фотографа? Здесь четыре основных отдела: скульптура, графика, живопись и прикладное искусство. В каждом отделе есть экспонаты, которые сегодня необходимо оцифровывать, а раньше, когда снимали на плёнку, негативы хранились в огромных тяжёлых папках. Все музейные работы должны быть архивированы и хорошо сняты в нескольких ракурсах. Также немаловажна и работа на открытии выставок.

 

Спустя несколько лет Эркин Болжуров осуществит мечту и станет не только фотографом, но и художником. Параллельно с работой штатного фотографа музея он 10 лет проработал ещё и в «Белом доме», в пресс-службе, официальным фотографом Президентов. Было сложно, но, когда работа любимая, сложность стирается и меркнет.

 

С появлением цифровых фотоаппаратов было много споров, что лучше. Профессионалы долгое время не признавали чуждую новинку техники. По словам фотохудожника, снимок — это живопись. На плёнке лица были разными: тень от листика, цвет кожи, румянец. А сейчас все они яркие, но одинаковые. Их можно подретушировать, убрать недостатки. Фотография стала цениться дешевле.

 

— Мне говорят, чтобы я выкинул старое оборудование для проявления плёнки и эту чугунную ванну, где плавали и преобразовывались фотографии, но я не могу. Это же память, это молодость, это жизнь… — заключает Эркин Болжуров.

 

Старший сын фотохудожника Артур пошёл по стопам отца. Он также выбрал фотографию своей профессией, но в другой направленности. Эркин Оторбекович называет его глянцевым фотографом. Он снимает манекенщиц, конкурсы красоты, показы мод. И делает это в своём неповторимом стиле.

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
Авторские работы
Эркина Болжурова.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *