В Национальном музее изоискусства открылась художественная выставка “Возрождённое наследие” (“Жанданган мурас”). Её организаторы видят главную цель этого творческого проекта в том, чтобы, основываясь на известных картинах классиков живописи, воссоздать исходную версию традиционной кыргызской одежды и украшений, всемерно способствовать возрождению и распространению методов их изготовления среди населения, а также продвижению исторической реконструкции и традиционных знаний о ремёслах.
Для работы над своим проектом его участники выбрали знаменитое произведение известного русского художника Василия Верещагина “Богатый киргизский охотник с соколом”. Специалисты и народные мастера изучили традиционные костюмы и украшения кыргызского охотника с научной и этнографической точек зрения и при изготовлении каждого изделия и предмета вручную применяли традиционный древний способ, стараясь ни на йоту не нарушить исторически принятый порядок ремесла.
Сама выставочная экспозиция “Возрождённое наследие” представляет, на наш взгляд, ещё одну значимую уникальную возможность показать современному зрителю секреты и особенности национального ремесленничества. К примеру, практически забытую тонкую кожу, которую народные умельцы талантливо обрабатывали и вышивали на ней шёлковой нитью.
Один из таких предметов мужского кыргызского обихода, который вышел из современного употребления, – кисе кур (поясной ремень, к которому крепили ножны, отук и иные предметы мужского пользования). В наших национальных музеях сохранилось в полном комплекте всего несколько экземпляров.
Кисе кур – ценный предмет, который передавался из поколения в поколение. В зависимости от положения его владельца кисе кур и предметы, прикреплённые к нему, украшали золотом, серебром и медью. Представленный в экспозиции выставки кисе кур изготовила мастерица Асель Молдотошева. Для работы ей понадобились железо, серебро, медь, кожа, рог и нить из сухожилий. Мастерица расплавила серебро и привела его к определённой толщине, затем с помощью железных форм вырезала украшения. К готовым припаяла медные застёжки и прикрепила их к поясу. Крючки сделала из железа и покрыла серебром. Для его изготовления понадобилось 250 граммов серебра. Его длина 160 сантиметров, а вес – полтора килограмма.
Для комплекта с кисе куром также изготовлены сумка, ножны и сумка для пуль (патронташ).
***
Другой важный старинный атрибут мужского обихода, представленный на выставке, – кожаные сапоги (сыйда отук). Для их пошива мастера проекта использовали конские сухожилия. Их сушили в тени, затем размягчали с помощью молотка и разделяли вручную. Задняя часть обуви скроена по диагонали, что позволяет приспосабливать её к верховой езде, охоте, не сковывает движений. Подошва и верхняя часть украшены накладной кожей, каблук высокий. Мастер Акылбек Каныбек уулу изготовил выставочный сыйда отук, используя кожу, нити из сухожилий, шёлковые нити и клей. Кожа замачивалась в настойке дубовой коры на 2-3 дня, а затем сушилась на поверхности доски. После мастер смягчал кожу, вырезал детали для сапог и украшал их узорами из шёлковых нитей. Сапоги полностью обшиты нитями из сухожилий. Для этого мастер использовал конские сухожилия, высушивал их в тени, смягчал их, соединял друг с другом и связывал, чтобы получилась прочная нить. Затем фиксировалась подошва, закреплялись края и прибивались молотком каблуки. Для этого использовались берёзовые гвозди, поскольку при воздействии влаги они разбухают и держатся ещё крепче. В конце края сапог мастер украсил серебряными бусами. Весь процесс изготовления сыйда отук занял у умельца один месяц.
***
С интересом посетители выставки познакомились и с такими старинными экспонатами, как кийиз байлак и камчы. Первый представляет собой длинные шерстяные носки, которые носили с наступлением холодов. Их связала мастерица Нуржамал Асангулова. Она выполнила работу, используя традиционный народный метод. Связать такую пару носков можно за один день.
Камчы же представляет из себя один из элементов конской упряжи – кнутовище. Для его изготовления ремесленник Жоломан Суербек уулу использовал кожу, бечёвку, нить из сухожилий и серебро. Сначала он сделал ручку камчы, для чего выровнял деревянную основу ещё в мокром виде. Затем изготовил козью кожу и вырезал её для косы камчы. Её рукоять покрыл серебром, а плётку изготовил из кожи.
***
Самым ярким экспонатом, особенно привлекающим взоры зрителей в экспозиции “Возрождённое наследие”, оказались жаргак шым – мужские брюки из дублёной козьей кожи.
Понятие жаргак означает метод обработки кожи. Такие брюки было удобно носить при езде на лошади. Охотники надевали их на время охоты. Использовались они и для некоторых видов национальных игр, и в повседневной жизни. Изготавливаются брюки из кожи горного козла или же молодого скота. В военное время их носили батыры и бойцы. Для изготовления проектного жырдак шыма “богатого киргизского охотника” (по Верещагину) шесть мастеров (Актерим Акылбек кызы, Нуржамал Асангулова, Гульсана Атамкулова, Бурул Исмантаева, Акылбек Каныбек уулу и Эльдар Мамытов) использовали дублёную козью шкуру и цветные шёлковые нити. Шкуру козы очистили от жира и шерсти, затем окунули в специальную смесь ашакты (из отрубей), потом просушили, смазали маслом и покрыли краской из коры граната и корня ревеня. Раскроили, края штанин прошили тесьмой и украсили узорами из шёлковых нитей. Мастерицы и ремесленники изготовили жаргак шым за три месяца из шкур восьми коз.
***
Для знакомства с продукцией, изготовленной традиционным способом, и её активного распространения участники проекта сняли 11 видеороликов о каждом предмете одежды и каждой вещи. Ролики разместили на интернет-канале общественного фонда “Войлочный мир”.
Проект “Наследие Шёлкового пути в Центральной Азии – культурное наследие Европы” реализуется региональным фондом ЮНЕСКО в Алматы при финансовой поддержке Евросоюза. Всем, кто интересуется кыргызскими национальными традициями, мы настоятельно рекомендуем посетить выставку “Возрождённое наследие”, что поможет глубже узнать древнюю культуру страны, а также стать активным участником в серьёзном культурном диалоге о прошлом и настоящем Кыргызстана.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.