Произведения народного художника КР, заслуженного деятеля искусств республики Адылбека Байтерекова отличаются своей индивидуальностью и самобытностью. Ещё в годы учёбы во Фрунзенском художественном училище имени С. Чуйкова и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина его работы привлекали к себе смелостью и самобытностью в воплощении форм и цвета. Эти отличительные качества художник не утратил и сегодня, о чём свидетельствует экспозиция его персональной выставки “Живопись. Графика. Войлок.”, открытой в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева и приуроченной к 70-летию художника.
Адылбек Эсенгулович – один из ведущих современных живописцев страны. Творчество его, всецело посвящённое поиску собственного художественного языка и стиля, отличает способность трансформировать свой, не похожий на других, пластический язык, из года в год совершенствуясь профессионально и оказывая несомненное влияние на развитие изобразительного искусства.
Его живописной манере свойственно тонкое и чуткое проникновение в тематику различных жанровых направлений, а потому она не укладывается в схему существующих ранее художественных течений. Работы Байтерекова композиционно лаконичны, рисунок доведён до знака, сюжетная линия условна, фактура придаёт дополнительный эффект, создавая свето-цветовую вибрацию и ощущение движения в пространстве. Одно из ключевых достоинств его творчества, как отмечают его коллеги по творческому цеху, – это умение размышлять над возможностями линии и цвета в скрытом ритме повторений, а также способность избавляться от всего второстепенного и незначительного.
В начале 90-х годов он приступил к работе над сложной темой – древними наскальными изображениями Саймалуу-Таша. Это обращение к символам практически вытеснило натурность, локальный цвет утвердился в границах графического знака, появилось декоративное звучание плоскости. Художник создал ряд ярких своеобразных полотен, которые просто покорили публику его персональной выставки в Москве “Узоры на камне”.
Известно, что петроглифы чудесным образом проявляются при закате и восходе солнца. Но как только освещение меркнет, рисунки исчезают. Этот эффект, прозванный специалистами “первобытным кино”, наверняка поражал наших предков. Почувствовав природу древних изображений, практически трансформируя и стилизуя археологический материал, художник обогатил его, наполнив новым современным эстетическим и духовным содержанием, и смог придать ему дополнительный смысл с помощью живительной силы цвета, который как бы возродил символ из тьмы далёких веков. Эта живописная тайнопись автора, облачённая в достойные одежды красок и холстов, и делает его искусство притягательным и впечатляющим. Войлочные композиции, например серия “Дневник кочевника”, воочию в этом убеждают. Свой опыт, приобретённый в искусстве, художник тратит на новые эксперименты. Его авторская техника создания работ из войлока зиждется на стыке профессионального и народного искусства, а потому приобретает совсем новое художественное звучание.
Для своих работ художник использует сырьё только натурального цвета – белого и чёрного, отсюда и особая впечатляющая выразительность композиций. В них есть тонкое чувство стиля и современности, высокий профессиональный уровень автора, что позволяет специалистам считать авторскую находку художника современным ноу-хау в искусстве. Несмотря на небольшие размеры, композиции воспринимаются монументально; недаром же ему поступали предложения увеличить их до масштабов настенных панно. Автор также намеренно не даёт названий некоторым композициям, тем самым приглашая зрителя к соучастию в их восприятии и трактовке. Придуманная им технология, по мнению искусствоведов, даёт художнику возможность извлечь ранее неизвестные достоинства материала, что обеспечивает полную прозрачность, доходящую до ажурности фактуры поверхности. Плотная тяжёлая материальность войлока исчезает, уступив место изысканной элегантности подачи такого демократичного и утилитарного сырья.
Выставленные живописные и графические полотна Байтерекова веско говорят о нём как о мастере кисти, предельно честно и требовательно относящемся к своему искусству. Поэтому его творчество, искреннее и впечатляющее по глубине и накалу заложенных автором мыслей и чувств, не только притягивает и восхищает, но и заставляет по-настоящему сопереживать вместе с самим художником. Тонко и талантливо раскрывая в своих работах: триптих “Нагима. Торекул. Чингиз”, “Конфуций”, “Последняя рыба в море”, “Весенняя забава”, “Ночное освещение”, “Атланты”, “Бал-бал”, “Время”, “Клятва”, “Утро”, “День-ночь”, “Осенняя страда”, “Бокал вина”, “Человек-солнце” и других, он остаётся верен себе, своей человеческой сути.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”