Образовательный зуд

Образовательный зуд

Чтобы покончить с реформами, давайте проведём… еще одну реформу

 

Затеяли очередную реформу в образовательном секторе. Никто не отрицает, что там есть большая, скажем прямо, огромная проблема. Попытке решить эту проблему — десятилетия. Но, как говорится, воз и ныне там. Однако надо делать что-то, а не сидеть сложа руки. И делают: конкурс среди директоров школ, объединение вузов, увеличение заработной платы учителей… всё это из одной области. Но не получится ли как в крылатом выражении: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

 

Признаемся, что таких реформ было много на нашем веку со времён первого Президента. Он убедил в своё время, многим сказав: поддержите реформы и будете жить как в Швейцарии. Где он сейчас и как живёт, а где народ, и как он живёт, всем известно. Наверное, он имел в виду себя, а народ просто не понял его. Хотя тогда была эйфория, активность, жаркие споры, поддержка… Такого сейчас нет. Почему? У народа выработался устойчивый иммунитет на все реформы, они смотрят на это как на очередное мероприятие для галочки, без воодушевления, потому и многие даже не знают, о чём речь.

 

А у чиновников отработанные приёмы — тихо поддерживать и заполнять ненужные кучи бумаг, и вовремя отрапортовать перед вышестоящим органом, потом хоть трава не расти. Главное, сохранить своё тёплое место. Не получится ли так в очередной раз?!

 

Со старины ещё все знают, что знание бывает в голове, а не в кармане. А оттого что повышается заработная плата, строятся школы, покупается новое оборудование, ничего не меняется. Реформа важна или результат? А где он? Конечная цель реформы образования в современном мире — международный стандарт. Сколько бы мы ни придумали местных стандартов, они ничего не решают. А последнее не только наша головная боль, но и такой богатой страны, как Россия, и всего постсоветского пространства.

 

Сейчас в интернете идёт огромный поток информации. При желании можно получить её в сотни раз больше, чем в школе. И потому школьное образование везде считают скучным. Не секрет, что почти все школьники часами сидят в соцсетях. Нет никакой нужды, чтобы кто-то рассказывал, объяснял, отвечал на вопросы, которые тебе непонятны. Нажал на кнопку и получил поток объяснений, информации. Осваивай! Но от этого мало что зависит. Быть умным или неумным — мало что значит у нас. Как подбирают кадры? По образованию, интеллекту или по другому принципу? Не по первому, это уж точно. Иначе не оказался бы водитель в аппарате бывшего Президента. Таких примеров полно, и народ об этом знает.

 

Приведу один пример, я был свидетелем этого. Одна молодая особа окончила вуз с красным дипломом и на руках имела международный сертификат высокого ранга — С1. К слову, этот документ не имеют не только профессорско-преподавательский состав вузов, но даже заведующие кафедры в данной отрасли. Обращалась она по поводу трудоустройства в разные органы власти: МИД, Минобразования и другие… и получала отписки. Махнув на всё, устроилась в международную организацию, где приняли на хорошо оплачиваемую работу с первого раза. Таких примеров много. Сертификат С1 признаётся ведущими университетами мира, такими как Оксфорд, Гарвард… и мировыми компаниями: Sony, American Express, BMW, Coca-Cola… Как журналист я официально обратился в Минобразования: наши аттестаты, дипломы не признаёт ни одно государство мира (за отдельными исключениями), а С1 — весь мир, почему так? Получил официальный ответ: да, так и есть. Написал бывшему Президенту, премьер-министру, министру. Привёл примеры Узбекистана, где специальным постановлением правительства обладатели международных сертификатов принимаются на работу автоматически, с двойным окладом и разными льготами. Молчок. Это важное дело или неважное, судить читателям. Мы сами рубим сук, на котором сидим. Говорим одно: «Подрастающее поколение — наше будущее», а делаем другое.

 

Вообще, если быть честными, почему у нас получают дипломы? Для служения государству и народу? Для того чтобы быть высокообразованным человеком, соответствовать требованиям дня, вызовам времени? Нет. Одни получают диплом для того, чтобы поехать обратно в свой аул и получать стабильную зарплату. Это лучше же, чем пасти коров и овец всю жизнь. Другие — чтобы сделать карьеру. Здесь без диплома никак. Третьих заставляют учиться родители. Одним словом, у каждого свои меркантильные цели. Но не ради получения образования, это точно. Есть, конечно, отдельные, которые хотят учиться, но таких мало. Об этом говорит тот факт, что в зарубежье 80% студентов меняют свою специальность или переходят из одного учебного заведения в другое на протяжении всего обучения. Причин здесь много: выбрали не ту специальность, их не интересует материал, родители заставляли их выбирать ту или иную профессию, условия обучения им не подошли, глаза открылись, и они нашли себе лучшее применение, призвание… Одним словом, они в поиске. Молодые люди ошибаются, и это естественно. Они хотят поправить эту ошибку, потому что от этого зависит их судьба.

 

У нас всё наоборот. Возьмём, к примеру, наши педагогические вузы, которых много. Они конкурируют между собой? Который из них самый лучший? Если есть лучшие, почему их никто не знает, почему пороговый балл для всех одинаковый и почему преподаватели гонятся за абитуриентами, а не наоборот? Почему студенты не переходят из худшего в лучший? Это говорит о том, что все одинаковы и студенты учатся только для того, чтобы получить диплом. Многие из них учатся не по призванию. Быть учителем — это прежде всего любить детей. Потом остальное. Если такого качества нет, того человека нельзя близко подпускать к детям. Его ничего не изменит — ни новая школа, ни повышенная зарплата. Отсюда у нас много школьных проблем. Они тянутся не только годами, но и десятилетиями, и без результата.

 

Значит, нужна реформа. Никто этого не отрицает. Но у нас какой-то специфический подход к этому. Сразу и массово. Как можно поставить массовый опыт, тем более после нескольких неудач?! Сперва покажи это на определённом участке, оцени, выяви плюсы и минусы. Потом, если будут хорошие результаты, распространи. Тем более любая реформа не сразу даёт всходы, а результаты будут через годы в лучшем случае.

 

Да, проблема есть, причём большая. Даже с высоких трибун временами звучит критика в адрес образовательной системы. Но во всём ли они виноваты? Мы учёбу давно ассоциируем с рынком. Кажется, вузы давно уже не готовят специалистов, а продают дипломы. Иначе бы мы не оказались в таком плачевном состоянии. Количество людей с высшим образованием неимоверно, а страна в долгах как в шелках, безработица, низкая зарплата, миграция…

 

Вот ещё одна картина. Из работающих мигрантов в России почти 50% имеют дипломы о высшем образовании, но большинство из них работают официантами, посудомойщиками, дворниками, охранниками… В то же время везде в России пестрят объявления: требуются строители, педагоги, врачи… Про очень высоко оплачиваемых геологов и металлургов и слов нет.

 

Кто виноват? Почему не идут туда работать? Причина ясна — диплом куплен, знаний нет. Как человек с высшим образованием может пойти в дворники, садовники, не понять… Наверное, такое происходит только с нами.

 

Всякие объяснения, оправдания не нужны никому. Необходимо просто серьёзное отношение к образованию. Это краеугольный камень любого государства и народа. Как говорили мудрецы, «завтрашний день — это продолжение сегодняшнего». Если сегодня ничего не делать, ждать лучшего завтрашнего дня не стоит. Это аксиома. И потому, желая удачи новой реформе и высказывая свою точку зрения, хочу сказать: всё-таки попытка что-то улучшить лучше, чем бездействие.

 

Ш. Ш. НАЗАРАЛИЕВ,

собкор.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *