Дешевле будет умереть?

Немецкий транзит

В Кыргызстане всё-таки будет введён налог на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные препараты. Об этом сообщил председатель Государственной налоговой службы Алтынбек Абдувапов. Правда, пока не ясно, будет ли это сделано на основании какого-либо нормативного акта Кабинета министров или всё же придётся вносить очередные поправки в Налоговый кодекс. В этом случае картину могут подпортить несговорчивые депутаты, но они, как правило, бывают в меньшинстве.

ЧТОБЫ БОЯЛИСЬ

В последнее время стало модным вносить в законодательство различные санкции. То ряд госструктур заклинило на штрафах. Теперь вот налоги. И, конечно же, всё на благо народа!
Так что же такого случилось, что потребовалось экстренно вводить НДС? Да ещё и на лекарства, которые и без того очень дороги, а потребители их в основном малоимущие – пенсионеры и инвалиды.

Введение НДС на медикаменты, как утверждает главный налоговик страны, делается для улучшения администрирования обязательных платежей. Якобы оно недостаточно. Может, так оно и есть, но вот ежемесячно Государственная налоговая служба отчитывается о выполнении и даже перевыполнении плана по сбору. Например, в начале сентября фискалы проинформировали, что за январь-август этого года собрано 187 млрд 718,5 млн сомов налогов и страховых взносов, а установленный план перевыполнен на 7 млрд сомов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года собрано на 29,7 млрд сомов больше.

Шикарные показатели и по итогам первого полугодия этого года: собрано 138,5 млрд сомов налоговых и страховых взносов, что превысило установленный план более чем на 5,2 млрд.
Так что же не так с администрированием?

Далее. Рост экономики на следующий год прогнозируется на уровне шести процентов. Такие данные в ходе общественных слушаний по проекту республиканского бюджета на 2025 год озвучил начальник управления макроэкономической политики Министерства экономики и коммерции Алмаз Абдекиров.

Глава Кабмина Акылбек Жапаров на заседании коллегии администрации Президента заявил, что за последние три года средства бюджета увеличились в два раза. На встрече с представителями Fitch Ratings Inc Еленой Гриндстафф и Oppenheimer & Co. Inc Константином Деркачёвым премьер проинформировал их, что средний темп роста ВВП составил 7 процентов.
Объём ВВП КР по итогам января-июля 2024 года составил более 677 млрд сомов, а темп реального роста ВВП – 8,7%.

Благодаря взвешенной денежно-кредитной политике инфляция замедлилась с 14,7% в 2022 году до 7,3% в 2023-м. ВВП страны составляет 1 трлн 229 млрд сомов, что значительно выше показателей предыдущих лет. На душу населения он составил почти 2 тыс. долларов, тогда как в 2020 году было всего 1 тыс. 230 долларов.

Цифры неверны или есть другие истинные причины (проблемы с администрированием не в счёт), почему вдруг НДС на лекарства всё же появится? Выступая на коллегии ГНС по итогам полугодия, Акылбек Жапаров заявил, что “несмотря на положительные результаты деятельности Налоговой службы, перед фискальным органом стоят новые задачи, связанные с минимизацией теневой экономики и дальнейшим улучшением качества налогового администрирования”. Видимо, налоговики ничего лучше придумать не смогли, как предложить НДС на лекарства.

Кстати, введение этого вида обязательного платежа активно поддерживает и глава Минздрава Алымкадыр Бейшеналиев. Он заявил, что за счёт НДС поднимутся экономика и зарплата медиков. Так, экономика у нас на какой высоте, а что касается зарплаты медиков, то каким образом это произойдёт? Или чем больше врач будет выписывать пилюлек, тем щедрее будет вознаграждение от фармакомпаний? Так что ли?

КТО КОМУ БУДЕТ ДОЛЖЕН?

Не секрет, что хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включён в цены на товары и услуги. Повышение НДС – ключевой фактор, который ускорит инфляцию. Однако Кабмин всё время твердит, что этот показатель устойчивый.

– Очевидно и то, что введение налога на добавленную стоимость означает увеличение расходов каждого платёжеспособного гражданина, – пояснил кандидат экономических наук Эльдар Абдыкашев. – Подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего – товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например, одежда, бытовая техника, недвижимость, медицинские услуги. Лекарства в данном случае не исключение. Уверен, что введение НДС приведёт к делегализации фармрынка и уменьшению налогооблагаемой базы. Увеличение стоимости лекарств повысит нагрузку на бюджет закупаемых средств для Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Дешевле будет умереть?

В свою очередь исполнительный директор Фармацевтического союза Кыргызстана Алмазбек Алтыбаев полагает, что введение налога на добавленную стоимость на лекарства приведёт к двум важным последствиям – резкому росту цен на них и увеличению контрабанды.

Кстати, по оценкам независимых экспертов, на сегодня незаконный ввоз лекарственных средств и медицинских изделий составляет от 30 до 40% от общего объёма. Ряд экспертов полагает, что за счёт введения НДС ещё часть препаратов уйдёт в тень. Теневой ввоз может достигнуть 60%.
Они также считают, что НДС на лекарства – предмет особого внимания, поскольку это напрямую влияет на доступность медикаментов для населения.

– В стране ставка НДС на большинство товаров и услуг составляет 12%. Однако для определённых категорий товаров, включая лекарства, предусмотрены налоговые льготы. Важно отметить, что с 2016 года у нас действует нулевая ставка НДС на импортируемые и производимые на территории Кыргызстана медикаменты. Это означает, что на лекарства не начисляется НДС, что позволяет снизить их стоимость для конечного потребителя и обеспечить доступность медикаментов, – считает эксперт Алинэ Алеутова. – Нулевая ставка НДС на лекарства помогает не только снизить финансовую нагрузку на население, но и поддерживает развитие

отечественного фармацевтического производства. Производители лекарств могут конкурировать на рынке, не будучи обременёнными налоговыми выплатами, что также способствует улучшению качества и расширению ассортимента предлагаемых продуктов.
Однако у Кабмина, Минздрава, налоговиков и других госструктур другое видение этой проблемы. В Мин-экономики, например, считают, что проведённый ими анализ показывает, что цены каждый год растут. И то, что государство теряет от освобождения НДС, не влияет на устойчивость стоимости лекарств. Просто сердце радостью обливается за компетенцию таких чиновников.

Оно, конечно! Налоговое администрирование для страны куда главнее, чем доступность лекарства для собственного народа.

СВОИ ЗА ГОРИЗОНТОМ

Добро бы, если подобные фискальные идеи помогли бы своим фармпроизводителям. Может, оно и было бы так, если бы доля импорта препаратов была чуть меньше, а не 97%. Беда в том, что своих компаний, производящих лекарства, у нас катастрофически мало, и тенденций к их увеличению вряд ли можно ждать в ближайшее время.

Этот бизнес только зарождается, и не факт, что он будет развиваться на должном уровне. Соседние страны в этом направлении уже давно впереди, и угнаться за ними будет очень сложно.

Правду сказать, местных производителей вызывают, выслушивают, что-то обещают, но не факт, что делают, и на этом всё.

Объём отечественного производства лекарств для внутреннего рынка вот уже на протяжении нескольких лет не может превысить 3%. Остальные 97% завозятся в страну более чем из 30 стран. Причём даже из тех, куда Кыргызстан поставляет сырьё, которое впоследствии используется в зарубежной фармотрасли. Например, Индия занимает второе место после России в списке импортёров медпрепаратов в КР.

Если же говорить о международном уровне, то доля кыргызской фармацевтической продукции на рынке того же ЕАЭС составляет менее 1%.

Между тем у нас имеются все возможности развивать этот сегмент. В республике есть лекарственные травы, мёд или, например, знаменитое кыргызское мумиё. Однако имеющийся потенциал не используется в полной мере. Причина тому – слабое развитие местной производственной инфраструктуры, которая должна опираться на научные разработки, а их очень мало. Закупка зарубежных технологий – финансово недосягаема.

Да к тому же долгое время кыргызские компании-производители лекарств были оставлены наедине с рынком и жёсткой конкуренцией с сильными иностранными производителями. Государство не только не могло помочь отечественному бизнесу, сколько не знало, как это сделать. Предпринимались разные шаги, начиная от налогового благополучия и заканчивая клятвенными обещаниями помочь с технологиями и рынком сбыта. Все усилия оказались тщетными.

Словом, долгое время большая часть имеющихся ценных лекарственных трав уходила за границу, где перерабатывалась, принося прибыль и развитие зарубежным компаниям. Их продукция возвращалась к нам уже в виде готовых лекарств, цена которых в десятки раз превышала стоимость сырья.

Кстати, 16 июня прошлого года глава государства Садыр Жапаров на совещании по ситуации с недофинансированием госпредприятия “Кыргызфарма” раскритиковал работу Минфина и Минздрава, а Кабинету министров поручил тщательнее изучить состояние отечественной фармацевтики и сделать всё возможное для её поддержки, так как она, по его словам, “имеет важное социальное и экономическое значение для страны”.

Прошло больше года… И?! Неужели, кроме введения НДС, больше нечего предложить?

Любовь БОРИСЕНКО.