Новый асфальт, белая разметка, бордюры, лотки арычной системы, широкие тротуары – вроде, всё как надо. Но чего-то не хватает, чтобы улица имела законченный вид. Поскольку она ещё и столичная, да и в южном городе без деревьев никак не обойтись. Конечно, для них и проложены эти лотки для поливной арычной воды. Возникает вопрос: а что с деревьями не так? Куда они подевались, созданы ли для них условия в результате масштабной реконструкции дорог в Бишкеке? Будем разбираться.
Простые замеры рулеткой показали такие результаты: ширина полосы для посадки деревьев по ул Абдырахманова после реконструкции дороги – от 35 см до 70 см. Эти цифры колеблются в зависимости от того, растут ли там деревья. Если да, то посадочная полоса чуть шире, если их нет, то полоса сужается за счёт искривления укладки линии лотков. Строители дорог умудрились впритык к стволам поставить бордюры автомагистрали, а с другой стороны стволов уложили лотки, зажав тем самым деревья между бетонными конструкциями. В результате чего создалась драматическая ситуация для дальнейшей жизнедеятельности зелёных насаждений вдоль улиц Бишкека.
Необходимо искать выход из создавшейся ситуации. А сложная она потому, что во вновь созданных условиях деревья долго существовать не смогут. Зажатые в бетонные бордюры и асфальт, они к тому же растут на почве, засыпанной камнями и щебнем после ремонта дорог.
Ранее в статье “Закатали в асфальт” от 9 января 2024 года уже шла речь о том, что строители дорог высыпали на обочину камни, гравий и старый асфальт прямо возле деревьев и кустарников. Работу проводило муниципальное предприятие “Бишкекасфальтсервис”.
Следовательно, необходимо вычищать приствольные круги и подсыпать плодородную почву в них. Но эти меры помогут лишь как-то улучшить условия произрастания существующих насаждений. А что делать с посадками новых, если мест для них не оставили? Их придётся изыскивать на тротуарах, там, где пешеходы способны обойти насаждения. Примером могут служить европейские города, на тротуарах которых расположены посадочные места для деревьев, составляющих зелёные тоннели улиц в этих городах. В Турции бывали многие и могли там всё увидеть. Свежим примером может служить Сербия, после посещения которой этим летом я спешу поделиться увиденным.
В Белграде, столице Сербии, повсюду растёт очень много платанов. Это крупные деревья с огромной раскидистой кроной и мощным стволом. Улицы, благодаря этим деревьям, выглядят великолепно! Смыкающиеся с двух сторон кроны создают зелёные тоннели. Шагами я замерила посадочные ямы возле них. Их ширина: два на два метра. В середине этого квадратного участка – мощный ствол, который имеет ещё достаточно места для роста и развития на этой территории. Место расположения приствольных участков под деревья как раз в зоне пешеходного движения.
А сейчас, поскольку новые тротуары в Бишкеке имеют хорошую ширину, которая составляет около трёх метров, то мы можем “позволить” деревьям расти на наших улицах, разместив их именно здесь. Та часть тротуара, которая примыкает к автодороге и соприкасается с лотком арычного полива, может вместить в себя ряды вновь посаженных зелёных насаждений. Интервал и ширина посадочных ям будут зависеть от породы деревьев, и чем выше и раскидистей их крона, тем интервалы должны быть больше. И если уж создавать новое и проверенное озеленение на улицах города, то вполне можно отдать предпочтение платану восточному, который хорошо зарекомендовал себя в местных климатических условиях. Такое озеленение будет сделано на века, поскольку платаны долговечны, а некоторых их экземпляры доживали до двух тысяч лет, как знаменитый платан Гиппократа, который растёт до сих пор на острове Кос в Греции. Под ним древнегреческий доктор читал лекции своим ученикам.
ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ПЛАТАН?
Он быстро растёт, крона очищает атмосферу, мощная корневая система укрепляет почву, неприхотлив, мало болеет, даёт красивую древесину для мебельного шпона и других изделий, используется в медицине.
ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЛАТАН?
Платан, он же чинар, стал символом милосердия, твёрдости характера и морального превосходства на Востоке.
Элина СТЕЙНБЕРГ.