С момента внедрения маркировки топлива промаркировано более 105 тысяч тонн ГСМ. Государственная налоговая служба совместно с оператором маркировки топлива ОАО «Учкун» с начала внедрения системы маркировки промаркировала свыше 58 тыс. тонн дизельного топлива и 47 тыс. тонн бензина. За это время в октябре поступило 513,3 млн сомов акцизного налога на ГСМ, что на 117,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
С 1 октября 2024 года введена обязательная маркировка как импортируемого, так и производимого в стране бензина и дизельного топлива. А с 1 января 2025 года будет запрещён оборот немаркированных энергетических носителей.
Вместе с налоговиками мы побывали на нефтебазе в селе Сокулук, чтобы ознакомиться с процессом маркировки топлива. Несколько огромных железнодорожных цистерн стояли на путях в ожидании специалистов. Представители ГНС подробно рассказали о целях и преимуществах внедрения системы маркировки бензина и дизельного топлива, а специалисты ОАО «Учкун» продемонстрировали процесс маркировки и анализа с помощью специальных приборов для выявления немаркированной продукции. Эксперты показали, как проходит процесс, и рассказали, какие цели преследует государство своим нововведением.
КАК ПРОИСХОДИТ МАРКИРОВКА…
В Кыргызстан ГСМ поступают железнодорожным транспортом из России, составы приходят прямо на нефтебазы. Импортёры за несколько дней оставляют заявки на приходящий объём топлива, который необходимо промаркировать. Специальные группы — оператор маркировки, сотрудник базы и налоговый инспектор — работают слаженно.
«Оператор проверяет объём и вес на соответствие заявленным параметрам со стороны поставщика ГСМ, и если всё в порядке, то производится маркировка. Допускается отклонение в 2%», — рассказал начальник отдела по контролю за подакцизными товарами и маркировке ГНС Бакыт Акматов.
Молекулярный маркер, используемый в этой системе, представляет собой уникальное соединение, которое проникает в структуру топлива, не подвергаясь вымыванию. Проверяют его наличие специальными приборами, прошедшими сертификацию на соответствие всем необходимым требованиям.
… И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА
Инициировал внедрение маркировки Кабинет министров в лице Минэкономики, чтобы при импорте и продаже ГСМ не нарушалась целостность топлива. Как объяснили в ГНС, некоторые поставщики добавляли различные присадки и смеси, увеличивая объём. Таким образом появлялось неучтённое топливо.
Под видом ГСМ для автомобилей иногда завозилось судовое топливо, которое в КР никогда не импортировалось, а после присадок оно превращалось в дешёвый бензин.
«Сейчас требуется бензин по стандартам «Евро-4» и «Евро-5″. Мы проводим работу по борьбе с контрабандой. Ранее сообщалось, что она составляет 10% от общего объёма, хотя, возможно, и больше. От этого страдают как добросовестные предприниматели, так и потребители. Маркировка поможет исправить ситуацию», — рассказала начальник отдела управления и администрирования косвенных налогов ГНС Чинара Мамырбаева.
Маркировка ГСМ для целостности топлива, по информации налоговой службы, применяется в Саудовской Аравии, Сербии, Албании, Аргентине, Индонезии, на Филиппинах, в Сингапуре и ряде других стран.
ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ «УЧКУН»?
Постановлением Кабмина оператором маркировки было определено ОАО «Учкун» в рамках государственно-частного партнёрства. Госоператор приобретает маркер у сингапурской компании Nanolumi. «Учкун» отвечает за качество маркировки, которая, кстати, эксклюзивная — применима только для Кыргызстана. Маркер настраивается на частотный диапазон индивидуально для страны.
Координатор центра маркировки топлива ОАО Тыныстан Шабданов говорит, что сингапурская компания выбрана на основе требований КР, операторы также обучены работе с маркером Royal, и он — един для всех импортёров ГСМ.
«Эксперты специальным аппаратом проверяют наличие маркера в топливе. Каждый сотрудник ГНС имеет свой логин и пароль для входа в систему», — рассказал представитель «Учкуна».
Возможен ли сговор при маркировке? На это сотрудник ГНС Бакытбек Акматов ответил, что это невыгодно, потому что даже если удастся топливо не пометить и отправить его в продажу, то при проверке, если маркировки не будет, вся партия считается негодной и подлежит изъятию.
«Если добавят одну тонну, а затем изымут 100 тонн, это будет экономически нецелесообразно. Наложат штраф, а материалы передадут в компетентные органы», — объяснил специалист.
После полноценного внедрения маркировки ответственность лиц, которые продают контрабандное топливо на обочинах дорог, вырастет. Это будет расцениваться как реализация немаркированной продукции, а ответственность по административным штрафам возрастёт с 17,5 тысячи сомов до 65 тысяч.
Между тем нефтетрейдеры говорят, что новшество неизбежно приведёт к росту цен на бензин и дизель. На что налоговики парируют: маркировка ГСМ обеспечит прозрачность учёта объёмов производства и импорта топлива, создаст условия для добросовестной конкуренции. Кроме того, она защитит потребителей от контрафактной продукции, улучшит администрирование акцизного налога на ГСМ и увеличит налоговые поступления в бюджет страны. В планах — довести рост доходов на 30% по сравнению с нынешними показателями.
Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»