Мигрантофобия и её последствия

Мигрантофобия и её последствия

22 марта этого года в подмосковном «Крокус сити холле» случилась большая трагедия. В результате безжалостного террористического акта в этом концертном зале погибло, получило ранения и травмы большое количество людей. Исполнителями бесчеловечной акции оказались нелюди, к большому сожалению, представители таджикской национальности. Случившееся послужило спусковым крючком для мощного всплеска антимигрантских настроений в российском обществе.

По многим регионам прокатились стихийные митинги, выступления с требованиями в адрес московского и местного руководства выдворить мигрантов из России, начались открытые нападения на них и избиения, издевательства и оскорбления, даже не только в отношении таджиков, но и узбеков, и кыргызов. Началась буквально охота на мигрантов, причём целенаправленно только в отношении центральноазиатов. Такими фактами переполнено интернет-пространство.

Конечно, понять чувства и моральное состояние простых россиян после такого чудовищного преступления можно: страна воюет с коллективным Западом, на полях сражений в Украине гибнут их дети, братья и отцы, из-за ракетных обстрелов приграничных российских территорий лишаются жизни мирные люди, в том числе дети и женщины. А тут такой удар в спину!

Но совершенно непонятны действия официальных властей! На фоне начавшейся антимигрантской истерии они повели себя довольно странно. Никто из высшей власти публично не призвал не отождествлять этих подонков с целым народом, не подчеркнул, что преступники не имеют национальности. Наоборот, видные её представители, занимающие очень высокие посты в государственной иерархии, органы федеральной и региональной власти сами активно подключились и даже возглавили кампанию «бескомпромиссной» борьбы с мигрантами. Из огромной массы примеров приведём всего несколько. Ярым мигрантофобом показывает себя председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин.

Он публично призывает лишать мигрантов российского гражданства за отказ участвовать в СВО. Вот его слова: «Пока идёт специальная военная операция, надо привлечь их к её проведению. Если ты не готов, будучи гражданином РФ, исполнять свой воинский долг, надо принимать решение о лишении такого человека гражданства».

Вроде человек возглавляет важнейший правоохранительный институт, призванный стоять на страже закона, а не понимает элементарной вещи: обязательной мобилизации в России нет (об этом неоднократно говорил Президент В. Путин), человек может только добровольно участвовать в СВО, следовательно, за отказ лишить его гражданства юридически невозможно. Тогда выходит, что он призывает насильно отправлять новоиспечённых граждан России из числа мигрантов на войну. В таком случае, как же быть с Конституцией России, где говорится о равноправии всех граждан?

Этот же высокопоставленный чиновник поручил силовым структурам продолжить специальные рейды в местах скопления приезжих, в том числе в торговых точках, на стройках, в этнических кафе, спортивных клубах и хостелах, призывать в армию натурализованных граждан России, а также потребовал постоянно об этом ему докладывать. Это уже полный перебор! Санкционированные им незаконные облавы не напоминают ли нам то, что примерно восемьдесят лет назад учиняли фашистские оккупанты на советской земле?

Дальше — больше. Недавно на Петербургском международном юридическом форуме Бастрыкин буквально хвалился: «Мы нашли такую фишку, которая привела к тому, что мигранты стали потихонечку покидать Россию… Отловили 30 тысяч мигрантов, получивших гражданство, и 10 тысяч из них отправили на СВО рыть окопы, создавать укрепления, проводить тыловые работы. Для этого нужны хорошие рабочие руки. Они пополняют ряды наших тыловых подразделений». Не напоминают ли эти репрессии нам то, что творила царская администрация в 1916 году в Центральной Азии?

Бывший до недавнего времени секретарь Совета безопасности России (ныне помощник российского Президента) Н. Патрушев в средствах массовой информации стращал россиян, заявляя, что «спровоцированные рукотворными кризисами потоки мигрантов и временно перемещённых лиц разрушают этноконфессиональный баланс и формируют предпосылки не только для изменения границ, но и для распада стран». Разве такому высокому должностному лицу неизвестно, что «переливы» людей из одной страны в другую, из одного континента в другой — необратимый глобальный процесс, что именно благодаря мигрантам преуспевающими стали многие страны?

Взять хотя бы послевоенную Германию, которая в немалой степени трудами турецких мигрантов быстро восстановилась и стала одним из благополучных государств мира, и никакого разрушения «этноконфессионального баланса» там не наблюдается.

Особенно непримиримой антимигрантской риторикой отличается вице-спикер Государственной Думы Пётр Толстой, которого часть российского общества считает чуть ли не самым истинным поборником интересов русского народа. Его идеи носят радикальный характер и, откровенно говоря, отдают душком великодержавного шовинизма.

Он предлагает наложить запрет на работу в России мигрантам из стран, где русский язык не является государственным. Это же нонсенс в международных отношениях. Ни одно государство мира не диктует такое условие другому государству. А статусом второго государственного языка русский язык обладает только в Беларуси и нигде более. Значит, мигрантам из других стран появление в России должно стать невозможным. В интересах ли это самой России? В нынешних экономических и демографических условиях ответ очевиден — нет.

Второй его тезис: во всех бывших советских республиках объявить русский язык языком межнационального общения — выглядит просто ультиматумом, предъявляемым суверенным государствам. И что это даст? К примеру, в Кыргызстане русский язык на конституционном уровне обладает статусом официального. А разве это спасает мигрантов-кыргызов от массовых облав, унижений и оскорблений? Абсолютно нет.

Следующий опус: запреты на въезд членам семей мигрантов и на предоставление вида на жительство и гражданство (его принцип «Один приехал — один выехал»). Это есть нарушение договоров об СНГ и ЕАЭС, где говорится о свободном въезде и выезде граждан стран — членов этих организаций. Толстой — один из руководителей российского парламента и не может не знать об этом. Но, видимо, великодержавные амбиции перевешивают здравый смысл.

И уж совсем шовинистическим выглядит его высказывание об ограничении свободы передвижения мигрантов не только по территории РФ, но даже по территории её субъекта. Очень напоминает черту осёдлости для евреев в Российской империи.

В своих интервью он постоянно подчёркивает, что места компактного проживания мигрантов превратились в гетто, а их культурные диаспоры — в мафиозные структуры, что легализация ценностей горных кишлаков неприемлема для России, а бывшие советские республики никуда не денутся и никогда не смогут жить обособленно от России. Первая часть этих высказываний настолько одиозна, что даже не хочется комментировать. А относительно того, что бывшие республики никуда не денутся от России, Толстому просто надо трезвым взглядом оглянуться вокруг.

Прибалтика окончательно и бесповоротно ушла от России и превратилась в её врага, Украина стала антиРоссией, отдалились Грузия и Молдова, на очереди Армения. И этот процесс может пойти дальше… Но об этом в конце статьи.

К большому сожалению, мигрантофобия затронула и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Безусловно, Его Святейшество — мудрый, высокообразованный человек и гуманист. Многое из сказанного им относительно миграционной ситуации в России верно. Но есть суждения, которые не могут не вызывать возражения. Сложилось впечатление, что речи Патриарха — это речи не Первосвященника, а политика. Обратимся к ним. Так, на Всемирном фестивале молодёжи-2024 на вопрос молодого кыргызского парня Келдибека о его жёсткой позиции к мигрантам Патриарх ответил, что «условием присутствия мигрантов в России является уважение к стране и её народу и отказ от формирования агрессивно настроенных гетто… Присутствие мигрантов, обусловленное экономическими потребностями, не должно создавать угроз для национальной идентичности России и русских… Мне хорошо известно, как, например, люди иногда боятся консолидированных этнических групп, которые могут прибегнуть и к насилию по отношению к тем, кто им не нравится…».

А вот его мысли, произнесённые на XXV Всемирном русском народном соборе: «…Современные миграционные процессы и их текущий характер представляют серьёзный внешний вызов нашей культурной традиции. Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для русского мира и для России как его духовно-культурного ядра…

Массовые притоки мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших обычаях и традициях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняют облик российских городов, приводят к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны. В некоторых крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадниками коррупции, организованной преступности и незаконной миграции…

Сводки новостей пестрят сообщениями об агрессивном поведении мигрантов по отношению к нашим гражданам. Случаи насилия над женщинами, оскорбления в их адрес, неуважение к пожилым людям — всё это вызывает справедливое негодование очень многих наших соотечественников, желающих видеть более строгое и внимательное отношение к данной проблеме со стороны правоохранительных органов и государственной власти.

В неменьшей степени общественной напряжённости и росту недоверия способствует и то, что российское гражданство всё чаще получают мигранты из стран, чьи культурно-цивилизационные характеристики серьёзно отличаются о тех, которые существуют в нашем отечестве… Если заменить значительную часть российского многонационального народа на другие народы, которые идут своим историческим путём, не принимают нашу идентичность, то наша страна станет другой. Совсем другой, мало похожей на Россию».

В одном из своих публичных выступлений Патриарх Кирил заявил: «Пускай никто нас не пугает русским национализмом. Русского национализма в природе не существует…»

Автор данной публикации неслучайно привёл достаточно длинные высказывания Патриарха, с тем чтобы не было упрёков, что его отдельные фразы вырваны из контекста.

***

Итак, попытаемся поразмышлять над тем, что сказал высший иерарх православия. Первое, об угрозах национальной идентичности России и русских. Опасение абсолютно беспочвенное. Простой пример. Русь более двухсот лет находилась под монголо-татарским игом. И что? Потеряла свою идентичность? Наоборот, она многое приобрела, аккумулировала в себе всё ценное и полезное и вышла из-под этого господства окрепшим государством и единым народом. Современная Россия слишком велика, а русский народ слишком велик числом (один из крупнейших народов мира), чтобы взять и лишиться своей самобытности и самодостаточности. Россия не станет другой, мало похожей на себя, как минимум, в ближайшие сто и более лет.

Второе. Нежелание мигрантов интегрироваться в российское общество. Такое утверждение — яркое свидетельство того, что в России не хотят понимать одной простой вещи: интеграция мигрантов в российское общество не только проблема самих мигрантов, но и задача российского государства, которое в них остро нуждается.

Интегрирование в другую культурно-духовную среду, особенно взрослых людей, — процесс достаточно сложный в социально-психологическом плане и небыстрый. Это аксиома социологической науки. Поэтому ожидать, что вчерашние мигранты в одночасье станут добропорядочными россиянами, нелогично. Понадобятся десятилетия, должно смениться поколение. И движение в этом направлении происходит. Автор данной статьи часто общается с молодыми кыргызами, родившимися, выросшими и живущими в России и других странах. Так вот, они разительно отличаются от молодого поколения кыргызстанцев, чувствуется их интегрированность в общество страны проживания и дистанцированность (если неоторванность) от своих исторических корней.

Третье. О формировании агрессивно настроенных гетто и замкнутых этнических анклавов, являющихся рассадниками коррупции, организованной преступности и незаконной миграции. К большому сожалению, такой мудрый человек легко поддался дешёвым пропагандистским штампам, специально педалирумым националистически настроенными группами в России. Уж как-то, мягко говоря, некорректным выглядит использование Патриархом таких специфических терминов, как «гетто,» «этнические анклавы», «организованная преступность», «незаконная миграция». Они неприсущи православному языку, миролюбивому и сострадательному. Эти термины из языка правоохранителей.

Отождествлять места компактного проживания мигрантов с очагами преступности — значит признать всех проживающих в них людей преступниками и коррупционерами. Разве такое мыслимо?
О российском гражданстве, получаемом мигрантами из стран с чуждыми культурно-цивилизационными характеристиками. Если это определение применить к странам Центральной Азии, то они как раз подпадают под эту категорию государств: другая религия, другие языки и культуры. Да, и идут своим собственным историческим путём. Следовательно, мигрантам из этих стран должен быть возведён шлагбаум на пути к российскому гражданству.

Теперь о национализме. Уважаемый Патриарх глубоко заблуждается. Данная идеология была, есть и будет в России, как во многих других государствах. Вполне понятно, что в связи с СВО в стране наблюдается большой подъём патриотизма и единения не только русского, но и всего российского народа. Однако надо понимать, что неизбежно вместе с этой волной поднимается и грязная пена — реакционный национализм. Как можно этого не замечать?! Национализм не только на улицах и площадях российских городов и сёл, но и в коридорах власти. Кроме приведённых выше личностей в России немало депутатов Госдумы, всевозможных чиновников высокого и среднего звена, историков, политологов, экспертов, не говоря уже о журналистах-пропагандистах, оседлавших реакционно- националистическую идеологию против мигрантов. Перечислять их имена не будем — они широко известны в публичном пространстве. Конечно, можно не обращать внимания на эту антимигрантскую вакханалию, организованную ими, считая их частным мнением. Но вопрос в том, что они, целенаправлено и массированно вбрасывая в российское общество свои идеи, в немалой степени влияют на формирование общественного мнения и выработку миграционной политики. Вот результат. По данным исследований, 53 процента россиян не желают видеть у себя в стране наёмных работников. Мало того, они сеют ядовитые семена межнационального и межконфессионального раздора внутри самой России, межгосударственных трений с близкими ей странами, закрепляют у русских чувство высокомерия и неприязни к мигрантам.

Эти идеи не просто витают в воздухе, а воплощаются в практической плоскости. Федеральные и региональные органы власти рьяно взялись «закручивать гайки» в отношении мигрантов. Так, в Государственной думе при единогласной поддержке всех фракций принимаются облегчённые правила высылки мигрантов, быстренько состряпанные МВД России. Теперь их можно выдворять из страны во внесудебном порядке: если раньше полиция при обнаружении нарушений пребывания в стране составляла административный протокол и направляла его в суд, который в свою очередь принимал решение о выдворении человека за пределы государства, а исполнением его занимались судебные приставы, то сейчас всё отдано на откуп полиции. Словом, мигранты выведены из правового поля. Отныне российский полицейский будет решать, кого из мигрантов «казнить, а кого миловать», — вот где широкое поле для коррупции и беспредела.

Озадачился мигрантской проблематикой и Совет Федерации, специально заслушавший доклад генерального прокурора И. Краснова, который акцентировал внимание сенаторов «на высокой актуальности вопросов, связанных с преступностью среди мигрантов», и заверил их, что прокуратура обеспечит неотвратимость наказания за правонарушения со стороны иностранцев и усилит профилактику.

Вовсю «стараются» силовые структуры: Следственный комитет, прокуратура, МВД, пограничная служба и их структуры в регионах. Один красноречивый факт. Недавно в Москве таксист-кыргыз высадил трёх участников СВО. Тут же Следственный комитет (как же, ведь есть указание Бастрыкина) возбудил уголовное дело якобы по факту ненависти, вражды и унижения человеческого достоинства. И только после вмешательства дипломатической службы Кыргызстана уголовное дело прекратили, особо подчеркнём, за отсутствием состава преступления. Вот так! Виноват только потому, что ты мигрант-кыргыз. Прямо как в басне Крылова. Парню очень повезло. А сколько таких кыргызов сидят по российским тюрьмам?

Не отстают от них и региональные органы власти. На этом уровне идёт буквально соревнование — кто сильнее и жёстче зажмёт мигрантов. Подумать только, начальство Крыма запретило им работать в 35 сферах деятельности! Аналогичные запреты ввели в Новосибирской, Тульской, Калужской, Челябинской областях, Якутии, Камчатском крае и многих других российских регионах. Что это, как не запрет на профессию, который практиковался в западных странах в 60-70-е годы прошлого столетия? Там, правда, за идеологические воззрения (коммунистические убеждения) запрещали заниматься педагогической деятельностью в школах, вузах и воспитанием детей. А в регионах России их переплюнули. Только потому, что ты мигрант и не той национальности, тебе нельзя, например, работать даже таксистом, менеджером в компании.

Словом, в настоящее время антимигрантская температура в России накалена до предела. И никаких симптомов к её снижению не наблюдается. Приведём два чрезвычайных факта. МИДы Кыргызстана и Таджикистана официально рекомендовали своим гражданам воздержаться от поездок в Россию.

Россия — братская страна, стратегический союзник — оказалась настолько опасной для кыргызов и таджиков, как какая-то банановая республика. Как-то не укладывается в голове!

Другой случай. Совсем недавно, в конце июня, омбудсмен нашей страны Джамиля Джаманбаева вынуждена была призвать уполномоченных по правам человека стран СНГ усилить взаимодействие для защиты прав трудовых мигрантов. Она отметила, что они часто сталкиваются с нарушениями их прав. Это не только тяжёлые условия труда, нередко мигранты подвергаются дискриминации…

Большинство зачастую оказываются в уязвимом положении из-за жёстких норм миграционного законодательства, им могут запретить въезд в страну. Конечно же, надо понимать, что кыргызский омбудсмен прежде всего обращается к России. Напрямую назвать страну, где сплошь и рядом игнорируют права мигрантов, она по вполне понятным политическим причинам не решилась.
Таким образом, к каким же выводам можно прийти, наблюдая разгул мигрантофобии в России с точки зрения её же национальных интересов? Первое, как отмечал сам Владимир Путин, в стране не выстроена осмысленная миграционная политика. Пользуясь такой неразберихой, националисты и популисты всех мастей, находящиеся во властной верхушке разного уровня и обладающие известностью и влиянием, стали выстраивать и реализовывать на деле свою миграционную линию, не считаясь с интересами своего отечества. Им кажется, что стараются ей во благо, а по существу наносят огромный вред своей стране.

***

Сегодня Россия вступила в жёсткую схватку с Западом за многополярный мир, в котором предполагает стать одним из глобальных полюсов притяжения. А чтобы стать таковой, она должна обладать несколькими качественными показателями: протяжённой территорией, достаточными природными богатствами, внушительными человеческими ресурсами, развитой экономикой, передовым научно-техническим потенциалом, военной мощью. Из этого перечня для России наиболее уязвимыми являются два критерия: экономика и демография. Всем известно, что российская экономика должна развиваться высокими темпами, существенно опережая западные страны не только в среднесрочной, но и долговременной перспективе. Без этого ей не выстоять в этом стратегическом противостоянии со всем Атлантическим блоком. А здесь решающим фактором остаются трудовые ресурсы. Вот почему председатель Центробанка РФ Набиуллина и министр экономического развития Решетников везде и всюду заявляют, что главная проблема в экономике — нехватка рабочей силы, а для её решения нужно активно привлекать трудовых мигрантов из других стран. По оценкам экспертов, уже сегодня дефицит трудовых ресурсов в России составляет не менее 4-5 млн человек.

И на этом фоне бахвальство Бастрыкина, Толстого и иже с ними о выдворении мигрантов выглядит просто диверсией против собственной страны. Им невдомёк, что, выдавливая из России центральноазиатов, они отталкивают от неё огромный регион, жизненно важный и исторически дружественный ей.

Теперь о демографии. Это одно из самых слабых мест России. По прогнозу учёных института демографии им. А. Вишневского НИЦ ВШЭ, тенденция к снижению численности населения будет продолжаться, а уже к 2070-м годам этот показатель опустится до уровня в 131 млн человек. При отсутствии притока трудовых мигрантов население России к 2100 году может сократиться до 67,4 млн человек. Для сохранения же численности на уровне 146 млн необходимо привлекать от 0,39 до 1,1 млн мигрантов каждый год до окончания столетия. Однако даже сохранение численности населения на отметке в 150 млн никак не решает проблему. Чтобы нарастить демографическую мощь страны, необходимо, как минимум, удвоить эту цифру. И решить её без привлечения значительных человеческих ресурсов извне и интегрирования их в российскую среду практически невозможно. То есть перед Россией стоит задача судьбоносного значения, поскольку её демографическая слабость может оказывать негативное влияние на другие качественные показатели: большие пространства будут оставаться неосвоенными и пустынными, полезные ископаемые невовлечёнными в экономический оборот, ограниченными мобилизационные возможности, замедлятся темпы производства.

Исходя из этого, нынешняя политика выталкивания центральноазиатских мигрантов контрпродуктивна прежде всего для России, и её отрицательные последствия уже сказываются. Если в 2016 году на российских просторах трудилось 4-6 млн узбеков, то в 2024-м — 1 млн. Только за полгода 2023 года число кыргызских мигрантов сократилось на 30 процентов, с 587 тыс. до 408,5 тыс. Аналогичная картина и с мигрантами-таджиками.

Кем же теперь будет заполняться освобождающийся российский рынок труда? Гастарбайтерами из азиатских и африканских стран? Уже прибывают в Россию. И что, они будут лучше знать русский язык, историю и культуру русского народа и безболезненно интегрироваться в российское общество? Ничего подобного не будет. Наоборот, проблем с ними будет намного больше, и решать их будет намного сложнее. Вот тогда с ностальгией вспомнят центральноазиатов. Как-никак, мы с русскими бок о бок жили около двух столетий в едином государстве, вместе создавали великий Советский Союз, вместе одержали великую победу над фашизмом. И за всё это время между нами произошло культурно-духовное сближение, сформировались ментальная близость и общая историческая память. Вот те скрепы, до сих пор объединяющие русский и центральноазиатские народы, которые яростно разрушают российские националисты и популисты, как в своё время развалили СССР. Как бы они не разрушили теперь и Россию?

***

И ещё одно важное негативное последствие, которое пока мало кто замечает в России, поскольку оно не на виду, отложено во времени. Например, в миграционном процессе кыргызов сформировались два потока: первый — отток из России и второй — увеличивающееся перемещение трудовых ресурсов в западные страны и дальнее зарубежье. По подсчётам автора данной статьи, численность кыргызских мигрантов в США, Канаде, европейских и арабских странах, Турции, Южной Корее, Японии и других (500 тыс.) практически уравнялась количеству мигрантов, находящихся в России. Причём в эти страны большей частью уезжает наиболее образованная и креативная кыргызская молодежь, тогда как в Россию направляются мигранты из глубинки. Причём второй поток будет быстро увеличиваться. И вот почему. В многочисленных беседах наши соотечественники, работающие в перечисленных государствах, на вопрос, не хотят ли они поработать в России, отвечают однозначно отрицательно. Оказывается, дело даже не в заработках.

Просто в этих странах совершенно другое отношение к ним — толерантное. К примеру, в Турции полиция не устраивает массовые облавы, не задерживает и не проверяет документы на улицах, в общественном транспорте, не издевается над людьми, миграционные чиновники не требуют взяток, а местное население относится к переселенцам с пониманием и доброжелательно, там никогда вослед не кричат оскорбительное: «чурки», «черномазые», «понаехали».

В чём же здесь стратегический негатив для России? А в том, что кыргызы-мигранты усваивают культурно-духовные ценности стран пребывания (в основном западные ценности) и затем по мере возвращения в Кыргызстан будут культивировать их на родине. А к России у них уже сейчас отношение безразличное, как к чужой стране. Автор данной статьи наблюдал такие акцентированные настроения в своих беседах с соотечественниками, работающими в США, Канаде, Германии, Италии, Южной Корее, Турции, ОАЭ. Вот так без войн и конфликтов будет отдаляться Кыргызстан от России. И времени надо немного — в течение одного поколения. Советское поколение, дружелюбное к России и русским, уходит, а молодое поколение нейтральное (а некоторая часть даже недружественное) подходит. Похожая ситуация и в других странах нашего региона. Вот над чем надо серьёзно задуматься российским властям и российскому обществу. Как бы они не потеряли Центральную Азию? А это, без всякого преувеличения, будет иметь последствие для России не меньшее, а может быть, и большее, чем потеря Украины.

Жанат ДЖАМАНКУЛОВ, кандидат исторических наук, доцент МУК.

ЛЫКО В СТРОКУ

Российское издание «Коммерсант» ознакомилось с адаптационным курсом для трудовых мигрантов из Центральной Азии, который разработало Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Курс представляет собой 70-минутную лекцию. За это время иностранцы должны узнать всё необходимое о миграционном и трудовом законодательствах РФ. Также им расскажут о правилах поведения в стране и конкретном регионе, в том числе посоветуют не свистеть женщинам и мужчинам, а также не обсуждать прохожих на родном языке. Кроме того, иностранцев ждёт краткий урок истории, где среди прочего напомнят, что «большие деньги из бюджета СССР позволяли республикам Центральной Азии успешно развиваться».

Курс разделён на четыре части: «Основы миграционного и трудового законодательства РФ»; «Основы неформального поведения в России»; «Ответственность за несоблюдение законодательства РФ»; «История отношений России и стран Центральной Азии».

В первом разделе мигрантам достаточно подробно рассказывают о порядке въезда и пребывания иностранцев в РФ, а также о правилах оформления патента и заключения трудового договора.

Здесь же лектор должен упомянуть о возможности «получить гражданство России в упрощённом порядке, отслужив по контракту в Вооруженных силах». На этом этапе разбираются все возможные ситуации, например, что делать, если миграционная карта порвалась или испачкалась.

«Некоторые вещи, привычные для россиян, могут быть для вас новыми и необычными, и, наоборот, привычные для вас вещи могут быть неприемлемы в России. Однако помните: вы находитесь не у себя на родине, поэтому вести себя нужно так, как принято в России», — говорится в блоке «Основы неформального поведения в России».

Авторы подчёркивают важность знания русского языка: «Россияне — многонациональный народ, но все говорят по-русски». Здесь же разбираются культурные нюансы: «Обращения «брат» или «сестра» не подходят для общения с людьми, которые не являются вашими родственниками или близкими знакомыми». Также иностранцам «не следует обсуждать прохожих на родном языке, шептаться на родном языке в присутствии других людей».

«Важно помнить, что Россия — светское государство, — подчеркивает ФАДН. — В России не принято демонстрировать отношение к какой-либо религии публично, совершать религиозные обряды на улице, проводить в общественных местах намаз, читать молитвы и т. д. Также неприемлемы жертвоприношения животных». Здесь же упоминается, что «в России всегда проявляется особое отношение к памяти о Великой Отечественной войне», поэтому «вести себя у памятников Великой Отечественной войны, в том числе у Вечного огня, нужно соответствующе, с уважением, а их осквернение строго карается».

В этом же разделе говорится об «основах поведения с противоположным полом». «Женщины в России традиционно носят яркую открытую одежду, что не считается предосудительным и соответствует норме, а не говорит о готовности к знакомствам, — сообщают авторы лекции. — Отношение к женщинам в России очень бережное, и прав у них столько же, сколько и у мужчин, поэтому и относиться к ним нужно соответственно. Нельзя физически прикасаться к незнакомым женщинам и мужчинам (дотрагиваться, щипать, обнимать, хватать за руки или за одежду). Такие действия могут быть расценены как домогательство». Также не следует издавать звуки, свистеть, цыкать, пытаясь привлечь внимание понравившихся женщины или мужчины, недопустимо рукоприкладство, особенно в отношении женщин.

Третья часть — о наказаниях за нарушение законов РФ, прежде всего миграционного законодательства.

Ещё мигрантов предупреждают о недопустимости «участия в экстремистской и террористической деятельностях» или содействия таковым. ФАДН призывает иностранцев: «Не ходите на митинги, демонстрации — обычно их организаторы просто хотят вас использовать для своих целей. Такие мероприятия без разрешения властей в России запрещены. Участников задерживают и штрафуют, а иностранных граждан могут депортировать».

В этом же разделе приведены позитивные примеры поведения мигрантов, например, «героический поступок, совершённый иностранным гражданином для предотвращения террористического акта».
Заключительная часть посвящена истории отношений России и стран Центральной Азии.

Там говорится, что «узы дружбы, которые связывают Россию и Центральную Азию, имеют многовековую историю». Авторы материалов подчёркивают, что «русскими основаны крепости, которые впоследствии стали крупными городами Центральной Азии, а вхождение среднеазиатских земель в XIX веке в Российскую империю хорошо повлияло на развитие экономики Центральной Азии».

«Во времена Советского Союза связь наших регионов только крепла, поскольку большие деньги из бюджета СССР позволяли республикам Центральной Азии успешно развиваться», — утверждает ФАДН. И добавляет: «Одним из главных преобразований советской власти было объединение многочисленных племен в советские нации казахов, кыргызов, каракалпаков, узбеков, туркменов и таджиков, что позволило народам в СССР развиваться как государственным нациям. Позже именно это сделало возможным появление в регионе новых отдельных государств на культурной и экономической базах бывших союзных республик».

К текстовым материалам прилагаются 11 анимационных роликов. Их главный герой Тимур рассказывает о правилах жизни в России. Каждое видео начинается с фразы: «Ас-саляму алейкум, уважаемые браться и сестры! Меня зовут Тимур, и я москвич уже как десять лет». Содержание роликов в значительной степени совпадает с содержанием лекционных материалов.

Представители ФАДН сообщили, что дальнейшей реализацией курса займутся региональные органы власти, «ответственные за осуществление мер в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан».