Назад, в доброе прошлое на экскурсионном троллейбусе

Медресе или школа? Спецслужбы призывают к бдительности

– Как раньше назывался микрорайон “Джал”? Кто-нибудь знает? Правильно, это была деревня Попеновка! – сонных пассажиров троллейбуса №11 разбудил мягкий голос гида Алтынай Кудайберген. В этот день она и другие активисты движения “За сохранение троллейбусов” устроили экскурс в прошлое и воспроизвели тот самый знаменитый “Экскурсионный троллейбус”, курсировавший в 70-80-х годах по некогда тенистым улочкам Фрунзе – Бишкека.

Чем он был примечателен? Обычный троллейбус двигался по второму маршруту, а отличался только тем, что внутри сидел экскурсовод, рассказывающий о достопримечательностях, которые пассажиры видели из окон. И стоил чуть дороже обычного – вместо пяти копеек десять.

Участники совершили путешествие по историческим и архитектурным достопримечательностям города, узнавая больше о его культурном наследии. Маршрут проходил по самым центральным улицам и достопримечательностям столицы: от Политеха до улицы Великого Шёлкового пути. Акция Посвящена не только истории, но и проблеме незаконной ликвидации троллейбусов в столице, которую активисты называют катастрофической. Алтынай Кудайберген подчеркнула важность самого экологически чистого вида транспорта для городской инфраструктуры и его роли в развитии столицы.

Троллейбусы Бишкека
Фото: Д.Нестерова

“Самый экологичный транспорт – это троллейбусы. И непонятно, почему мэрия так отрицательно настроена именно к ним? Электробусы, которые нам предлагают, потребуют утилизации батарей и специальных территорий для этого. Нужно подумать, где будут хранить эти отходы, какой ущерб они нанесут экологии. Я поддерживаю экскурсионный троллейбус, так как в наш город приезжает много туристов. Важно, чтобы они знали о наших достопримечательностях. Мы сидим, стесняемся, а необходимо говорить как можно больше о наших достижениях”, – отметила одна из участниц экскурсии, домком Нуркан Бурканова.

“Ранше 11-й троллейбусный маршрут соединял 12-й микрорайон с Восточным автовокзалом, но из-за демонтажа линий и ремонта дорог сейчас он проходит от Верхнего “Джала” до Западного автовокзала. Деревня Попеновка стала частью города в 1961 году, а позже, когда вместо глиняных мазанок выросли многоэтажные строения, микрорайон переименовали в “Джал”, – продолжает делиться историей Алтынай.

Особый восторг у пассажиров вызвала остановка у Кыргызского государственного технического университета имени Исхака Раззакова. В простонародье до сих пор бытует название Политех, первый ректор которого был Георгий Сухомлинов, его именем названа одна из улиц Бишкека. На этом же проспекте Мира находился популярный стадион “Инструментальщик”, разрушенный в начале 90-х, теперь здесь торговый центр одного из известных политиков и бизнесменов.

Бишкекский троллейбус
Фото: Д.Нестерова

– Отдельной экскурсии требует бывший гигантский некогда завод имени В.И. Ленина – его территория поистине масштабна: от реки Ала-Арча до улицы Льва Толстого. На начало 90-х годов там работали около 30 тысяч человек. Это был не просто завод, а целый город в городе, со своей развитой инфраструктурой. Подумать только – на его балансе находилось около десятка детских садов для детей рабочих. Имелись филиалы в Караколе, Таласе, и даже колония №47 выполняла для него заказы, – делится гражданская активистка Гульфира Минкина.

Троллейбусы играли важную роль, перевозя жителей из жилых районов в индустриальные зоны. Например, 17-й троллейбус следовал из южных микрорайонов до кожзавода, толчка и завода имени Фрунзе. Транспортная сеть была умно организована и эффективно функционировала. Маршруты разрабатывали целые градостроительные институты.

Двигаясь по проспекту Манаса в сторону филармонии, путешествующие проехали множество центральных улиц, школ и университетов: Кыргызский национальный университет и Международный университет Кыргызстана. Это одна из самых живописных точек города с архитектурой сталинского периода.

Проспект Жибек Жолу и есть самая первая улица города Фрунзе, бывшего Великого Шёлкового пути. Символично, что именно на нём расположены Русская православная церковь, еврейская синагога, католический приход и Большая кафедральная мечеть. Жибек Жолу можно назвать центром всех религий.

Проспект, как и во времена Шёлкового пути, остаётся центром разнообразия этнических кухонь, именно здесь так любили остановиться и передохнуть торговцы после долгой изнурительной дороги.

– Бульвар Молодой Гвардии простирается от Жибек Жолу почти до железной дороги, – продолжает гид Алтынай Кудайберген. – Здесь можно прогуляться по тенистым аллеям и полюбоваться великолепно выполненной мозайкой художника Сатара Айтиева.

 

Конечная остановка – Западный автовокзал – ещё одно историческое здание и своеобразный символ путешествий. Отсюда можно уехать не только во все регионы страны, но и в Казахстан, Узбекистан и даже Россию. Здесь пассажиры экскурсионного троллейбуса взгрустнули, ведь это не только конечная остановка, но и ещё одно здание, которое по решению властей в ближайшем будущем планируется ликвидировать, как и троллейбусы, ресторан “Нарын”, гостиницу “Иссык-Куль” и … все достижения наших отцов. Нас будто хотят лишить части советского
прошлого, будто и не было его вовсе. Зачем? Для чего и главное – для кого?

– Мы должны бороться за сохранение троллейбусов, потому что их линии продолжают ночью демонтировать. В 1951 году открыли первый троллейбусный маршрут. Более 70 лет мы развивали электрический транспорт, но сейчас мэрия уничтожает троллейбусные линии. Жители написали письма, чтобы не допустить передачу троллейбусов в другие города. В советское время существовали не только экскурсионные троллейбусы, но и троллейбус-буфет, троллейбус-грузовик и даже свадебный троллейбус, – добавила организатор мероприятия и активный борец за экологию Бермет Борубаева.

Победят ли активные горожане мэрию и другие власти, принявшие решение уничтожить троллейбусы в Бишкеке, одному Богу известно. И лишь он один сможет повлиять на слуг народа, потому как ни горкенеш, ни горожане для муниципалитета не аргумент. Остаётся уповать на Господа, чтобы он дал здравомыслие и мудрость нашим градоначальникам.