Подъём с глубины

В начале лета 1942 года на разведку в район занятого врагами острова Гогланд в Финском заливе вышла подводная лодка М-95 под командованием капитан-лейтенанта Леонида Фёдорова. Перед командой поставили задачу обойти минные заграждения, провести разведку у берегов противника и атаковать вражеские корабли. Но вернуться с разведданными на базу субмарине оказалось не суждено, а судьба экипажа неизвестна более 70 лет. В его составе служили и двое моряков, призванных из советской Киргизии.

НА ДНЕ ИСТОРИИ

Кыргызстан – страна, не имеющая выхода к морю. Однако воины из нашей республики также оставили свой след в славной истории советского флота. Однажды в поисковое движение Кыргызстана “Наша Победа – Биздин Жениш” обратилось руководство московского поискового отряда с просьбой о помощи в установлении родственников двоих военных моряков, погибших во время Великой Отечественной войны. В мае 2015 года подводная лодка М-95 найдена 10-й экспедицией “Поклон кораблям Великой Победы”. Как следует из документов, “у северо-восточного берега острова Гогланд в точке с координатами 60 05,13″ северной широты и 27 03,53″ восточной долготы”. И, как позже выяснили поисковики, двоих ждали в Киргизской ССР: Ивана Веденина из Орловки и Алексея Водянникова из Фрунзе.

Нашим активистам руководитель экспедиции 2015 года Константин Богданов поведал, что лодку обнаружили в Финском заливе, прямо напротив острова Гогланд:

– Её корпус лежал на глубине примерно 65 метров. Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером – скорее всего, члены экипажа, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. В ходе совершённой серии погружений дайверам удалось установить, что лодка затонула от подрыва на мине. Все члены экипажа погибли. По итогам экспедиции составлен отчёт, который передали в Минобороны РФ, с тем чтобы эту точку учли в списке погибших лодок. Сама субмарина объявлена братской могилой.

После этого командир московского поискового отряда Виктор Александрович решил написать коллегам из Кыргызстана:

“Я задался целью сообщать жителям всех городов о том, что их земляки похоронены в нашем районе, ведь нам тоже небезразлична их судьба. Мои книги есть в 15 публичных библиотеках, включая Ленинскую. Вы знаете, лодку ведь не поднимали, так что хорошо бы найти родных, собрать информацию о героях, передать в школьный музей по месту их рождения и службы. Это будет настоящая память. При подготовке книги о военных моряках встретил упоминания о ваших земляках, решил написать”.

НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ

В 2015 году катер разведывательно-водолазной команды проходит ровно в том месте, где курс М-95 пересекался с линиями минного поля. На экране гидролокатора чётко виден вытянутый силуэт. Судя по размерам, на глубине более 60 метров лежит именно “Малютка”. Дайверы спускаются под воду.

Это М-95. Она лежит на плотном грунте, корпус сильно пострадал от рыбацких сетей. Ограждение рубки полностью разрушено, нос сильно смят от удара о дно. Осмотр даёт возможность восстановить хронику трагических событий.

Итак, двигаясь в подводном положении, субмарина задевает минреп – трос якорной мины, снабжённой специальной защитой от уничтожения тралами, приспособлениями для вылавливания и подрыва боеприпасов. Взрыв над субмариной фактический оглушил лодку. “Малютка” с её хрупким корпусом сразу получила повреждения, которые вывели из строя устройства и механизмы. Судно начало стремительно пикировать, продолжая двигаться вперёд, ударяясь о плотный песчаный грунт носом и медленно ложась на дно.

Когда дайверы осматривали субмарину, то обнаружили, что кормовой аварийный люк приоткрыт.

Это навело на страшное предположение: в тот момент люди были живы. Скорее всего, в кормовых отсеках после оглушающего взрыва на глубине 63 метра в абсолютной темноте, в ледяной воде выжившие подводники нашли в себе силы делать то, что во флоте называют борьбой за живучесть. Согласно инструкции, оделись в костюмы, закрыли отсеки, стали пытаться открыть кормовой люк, но не смогли. По иронии судьбы стальное леерное ограждение, спроектированное для удобства подводников, выходящих из субмарины, погнулось от взрывной волны и блокировало люк…

В ПОИСКАХ ПАМЯТИ

Наши поисковики тут же взялись за детальное изучение информации о погибших и обнаружили новые подробности биографии погибших. В частности, установили, что капитан-лейтенант третьего дивизиона подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота Алексей Евгеньевич Водянников – профессиональный военный. В армии с 1931 года. Считалось, что он награждён только орденом Красной Звезды, но оказалось, его представили также к ордену Красного Знамени. И это только за первые месяцы войны.

“Представление о его награждении есть в архиве, но, к сожалению, мы не нашли отметки о том, наградили ли его, подписал ли документ вышестоящий командир. И нам это ещё предстоит выяснить. Но самое главное – нашли описание его подвигов. Это эпизоды войны, которые требовали выдержки, мужества и решали судьбу боя, десятков, сотен людей, а может, и сражений”, – рассказали поисковики.

Из представления к награждению орденом Красной Звезды:

“Проявил мужество и стойкость в приготовлении торпедного оружия для подлодки третьего дивизиона подводных лодок. Зимой 1941-1942 года в трудных условиях в очень ограниченный срок под руководством товарища Водянникова подлодка произвела ремонт торпед своими силами на корабле. Торпеды, которыми стреляли подводные лодки Щ-303 и Щ-406, подбили 8 транспортов противника общим водоизмещением 62 тыс. тонн”.

Из представления к ордену Красного Знамени:

“6 августа 1941 г. послан командованием военно-морской базы Ручьи взорвать немецкую переправу в районе Омути на реке Нарова. По этой переправе противник перебрасывал воинские части и технику на остров посредине реки и сосредоточивал там силы для атаки на наши войска.

1. В группу вошли ст. лейтенант Пупков, ст. лейтенант Водянников, мл. сержант Старостенко и шофёр Болтиков. Взяв десять патронов ПР, десять мин типа Р, группа 5.08.1941 выехала на машине к месту переправы. Днём 6.08.41 разведкой установлено, что переправа состояла из трёх рядов брёвен с настилом на проезжей части. Водянников сам участвовал в подносе взрывчатых веществ к району взрыва и готовил взрыв. Наведена только первая переправа на остров. Другая половина готовилась за островом в ночное время. Подход к переправе невозможен из-за миномётного и пулемётного обстрела в дневное время. В ночное время из-за лунного освещения подход тоже невозможен. С 6.08.41 по 11.08.41 успели только в ночное время приготовить бревно со всем ВВ, которое взяли с собой, но отправить его по течению. Успели сделать только ночью. Противник зажёг минами дом на берегу, и зарево пожара не давало подойти. После того как оно отступило, старший лейтенант Водянников вплавь отбуксировал плот за середину реки и пустил его по течению. Через 40 минут последовал взрыв, который разрушил переправу. Пловец Водянников благополучно возвратился. Вся группа вернулась на базу.

2. По заданию командования лично в составе команды в 30 человек участвовал в подготовке военно-морской базы Ручьи к уничтожению. По очагам взрыва развезено 49 тонн взрывчатки, 50 мин КВ-3, 129 мин типа Г, 100 патронов ПР, 280 ящиков с горючей смесью. 30 августа при подходе противника военно-морская база Ручьи полностью уничтожена в течение пяти часов. В тот же срок он обучил подрывному делу 15 человек.

3. С сентября по ноябрь 1941 года, командуя пиротехническим третьимм взводом, сапёрной ротой МПВО, разоружал неразорвавшиеся бомбы и снаряды. Всего 3 бомбы и 15 снарядов. Это дало возможность ряду цехов морзавода Кронштадта не прекращать работу, а по инструкции надо было неразорвавшиеся снаряды уничтожить на месте – от чего пострадали бы цеха. При этом Водянников обучил личный состав пиротехнического завода разоружать снаряды и мины”.

С фронта Водянникова ждали жена – Софья Устиновна Шнитовская, дочь Янина, мать Александра (отчество неразборчиво). В карточке указан адрес: г. Фрунзе, улица Киргизская, 129, а также: г. Ленинград, Троицкое поле, д. 1. Возможно, семья была в эвакуации.

В состав экипажа подлодки М-95, судя по рассекреченным документам, также входил старший краснофлотец, старший рулевой Иван Александрович Веденин. Он родился в 1921 году в селе Орловка Чуйской области. Из документов удалось узнать, что в армию призывался из Ростова-на-Дону Ростовским военкоматом. Там жил его отец А. И. Веденин. А вот мама жила в Киргизской ССР в селе Орловка Быстровского района.

В базах данных и Алексей Водяников, и Иван Веденин числились пропавшими без вести. А в одном документе на Ивана Веденина указано место захоронения: Балтийское море, Финский залив, широта 60.05.13″, долгота 27.03.53″, район Гогланд.

БОЕВОЙ ПУТЬ “МАЛЮТКИ”

Начало Великой Отечественной войны М-95 встретила на Ханко, где незадолго до этого прошла докование. Командовал кораблём старший лейтенант Фёдоров. Субмарина входила в состав 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. Весной 1942 года военный совет Балтийского флота даёт директиву о подготовке плана ведения подводной войны. Главная задача лодок – помешать поставкам меди, леса и руды из Финляндии и Швеции в Германию. Но как прорваться в большую Балтику, если враги каждую неделю ставят в Финском заливе всё новые и новые минные поля?

Разведка маршрутов поручена самым маленьким подводным лодкам – 45-метровым “Малюткам”.
Лодки типа М спроектировали в 30-е годы для действий у своего берега, и поэтому они имели весьма скромное оснащение. Однако во время Великой Отечественной войны “Малютки” выполняли боевые задачи куда сложнее, чем те, на которые рассчитали их технические возможности.

В первый день войны подводная лодка перешла в Палдиски, а затем в Таллин. А 16 июля командующий КБФ вице-адмирал В. Трибутц приказал выделить часть субмарин 8-го дивизиона в распоряжение коменданта береговой обороны Балтийского района, генерал-майора береговой службы А. Елисеева. 19 июля подводные лодки прибыли в Триги, и уже 21 июля М-95 вышла в море для несения дозора в районе острова Рухну. Вечером того же дня при срочном погружении из-за дефекта конструкции клапана газоотвода на лодке залило дизель, и ей пришлось вернуться.

31 июля М-95 вышла в район Усть-Двинска, но встреч с кораблями противника не имела. Из-за минной опасности (мины выставили советская авиация и сторожевые корабли) подводная лодка имела указание не подходить к берегу ближе, чем на 5 миль. Утром 6 августа М-95 вернулась в Куйвасте, где, постоянно подвергаясь налётам немецкой авиации (отражено около 40 авианалётов), простояла до 12 августа.

13 августа М-95 перешла в Таллин. К концу августа 1941 года положение войск, оборонявших эстонскую столицу, стало критическим, поэтому в Ставке прияли решение об эвакуации частей и кораблей флота, оборонявших базу. В ходе прорыва флота из Таллина в Кронштадт М-95 включили в состав отряда прикрытия, и 30 августа она благополучно завершила переход.

Опасаясь прорыва гитлеровского флота к Ленинграду, советское командование выделило часть подводных лодок для развёртывания на подступах к Кронштадту. Вечером 10 октября М-95 вышла в Нарвский залив (позиция №6). В ходе патрулирования лодка 20 раз касалась корпусом о грунт. Кроме того, корабль преследовала череда поломок (четыре раза выходили из строя кормовые горизонтальные рули, потребовался ремонт перископа). Подводная лодка продолжала оставаться на позиции до 19 октября, после чего самостоятельно вернулась в Кронштадт. В этот же день М-95 перешла в Ленинград, где на заводе №196 (“Судомех”) встала на ремонт.

15 декабря 1941 года при стоянке у стенки завода от близкого разрыва авиабомбы лодка получила пробоины в прочном корпусе.

В ночь с 9 на 10 июня 1942 года М-95 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе её и сопровождавший бронекатер БКА № 212 обстреляла артиллерия противника. На субмарине обошлось без повреждений, но шедший с подводной лодкой бронекатер получил прямое попадание и понёс ощутимые потери в экипаже: двое убиты, пятеро ранены.

Вечером 12 июня М-95 прибыла на Лавенсаари, откуда утром 13 июня вышла в район Западно-Гогландского плеса. Не пробыв на позиции и суток, подводная лодка разрядила торпедные аппараты по стоящему на камнях ещё с 1941 года транспорту “Шауляй” (потоплен в ходе Таллинского прорыва германской авиацией 29 августа). Оставшись без боезапаса, подводная лодка вынужденно вернулась на Лавенсаари.

Вечером 14 июня “Малютка” отправилась от острова Лавенсаари. Ей поставили задачу обогнуть остров Гогланд через Северный Гогландский проход. Стояла белая ночь. Лодка погрузилась, чтобы не быть замеченной вражеской разведкой, и пошла в подводном положении, отважно форсируя финское минное заграждение. Утром 15 июня она оказалась в северной оконечности острова Гогланд. Там около 10.30 утра береговой пост и немецкий дозорный корабль практически одновременно зафиксировали двойной взрыв на расстоянии 5 миль от берега, по маршруту следования подводной лодки. Её больше не видели. Масляное пятно в этом месте держалось до 11 июля 1942 года. М-95 подорвалась на мине финского заграждения “Рукаярви-Б” всего в паре миль восточнее бухты Сууркюля.

При выполнении боевой задачи прямо под носом у врага героически погиб весь экипаж подлодки М-95. Маленькая субмарина стала братской могилой для капитан-лейтенанта Фёдорова и 19 подводников, среди которых орловец Веденин и фрунзенец Водянников. Лодка и по сей день покоится на дне, под неподъёмной толщей северных вод, а мемориальная табличка на корпусе лодки безмолвно вещает: “Здесь покоятся герои”.

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

Поделиться: