Слово о соратнике и друге

Памяти искусствоведа и педагога Гульчахры Токтосуновой

Слово о соратнике и друге19 июля в возрасте 77 лет ушла из жизни искусствовед, заслуженный деятель культуры Гульчахра Токтосунова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, действительный член Национальной академии художеств им. Т. Садыкова. Гульчахра Токтосунова была видным экспертом в области изобразительного искусства и непримиримым борцом за сохранение культурного наследия.

Гульчахра Токтосунова родилась 30 сентября 1947 года в городе Фрунзе в семье интеллигентов: отец — партийный работник, мать — заведующая библиотекой. Она принадлежит к поколению людей, родителей которых коснулись война и её последствия. Гульчахра Искендеровна выросла в многодетной семье, став четвёртым ребёнком. Отец ушёл из жизни в 37 лет, оставив девять детей, и матери пришлось одной их поднимать. Старшей сестре исполнилось 17 лет, а младшая должна была родиться. Мудрая женщина всячески поощряла тягу детей к знаниям и учёбе. Они учились и помогали вести домашнее хозяйство, возделывать огород, пасти живность. Постепенно достраивался дом.

Приведём один эпизод из воспоминаний Гульчахры Токтосуновой про детскую жизнь: «Вспоминается, как в хрущёвский период населению следовало пополнить план по сдаче колхозу скота. Мы с болью расставались с коровой-кормилицей, и особенно тяжело пришлось мне. В мои обязанности входило пасти корову, и я помню, как потеряла её в лесу — нашли неделю спустя. И вот предстояло отдать её навсегда. Мама решила перевести корову на мясо, тем самым обеспечить пропитание семьи на ближайший период. А когда зарезали скотину, обнаружили в её утробе телёнка. Мы, дети, плакали и отказались есть мясо. Это стало самым сильным потрясением детства».

После окончания 11-летней Таласской школы в 1965 году Гульчахра поступила во Фрунзенское художественное училище на декоративно-оформительское отделение (тогда единственное), затем успешно окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде, получив искусствоведческую специальность. Искусствоведы тогда были очень нужны. Занимаясь историей и теорией искусства, она рисование не бросила. В вузе педагоги будущего искусствоведа предлагали ей параллельно учиться на книжного иллюстратора, но не сложилось. Она говорила: «Акварель я люблю с детства. Рисовать акварелью очень легко и одновременно сложно. Легко, потому что кроме бумаги, воды и красок ничего не нужно. А сложно, потому что делаешь мазок, и исправить его уже нельзя. Но, преодолевая трудности, тоже можно получить удовольствие. Я считаю, что рисование и занятия музыкой необходимы человеку, для того чтобы научиться видеть, понимать и чувствовать красоту…» Гульчахра Токтосунова оставила значительное количество разнообразных акварелей и рисунков. Ряд из них выставили на персональной выставке в «Галерее М» (Бишкек, 2021 г.).

Вот краткий обзор трудовой жизни Гульчахры Токтосуновой. В 1974-1984 годах она работала в системе Министерства культуры Калмыцкой АССР методистом по искусству, затем главным хранителем Калмыцкой картинной галереи. В 1985-1989 годах заведовала творческими секциями в Союзе художников Кыргызской Республики. В 1990-2002 годах — научный сотрудник отдела искусствоведения в Центре манасоведения и художественной культуры Национальной академии наук Кыргызской Республики. С 1995 года вела преподавательскую деятельность в различных вузах столицы. С 1991 года — член Союза художников Кыргызстана. В 1997-2004 годах работала заместителем директора по научной работе в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. С 2005 года работала в Национальной академии художеств им. Т. Садыкова в должностях проректора, доцента кафедры гуманитарных дисциплин. Она автор научных статей о кыргызском изобразительном искусстве. Наряду с научной работой вела активную музейную, редакторскую, педагогическую и общественную деятельность, став действительным членом НАХ КР и заслуженным деятелем Кыргызской Республики.

Вспоминая Гульчахру

Л. Прыткова, доктор культурологии, профессор, действительный член НАХ им. Т. Садыкова, заслуженный деятель культуры КР:

— Сегодня, когда уже нет с нами Гульчахры Токтосуновой, мы, её друзья и коллеги, острее чувствуем значимость этой незаурядной личности в нашей художественной среде. Нам её не хватает. И стараемся обозначить в словах притягательные качества этого дорогого нам человека. Говорим о профессионализме, многогранной одарённости, о превратностях её судьбы и искусствоведческом призвании, о широком диапазоне публицистической и общественной деятельности. Но ускользает ещё нечто важное, существенное, привлекательное для всех нас. Думается, что животворящим началом её натуры стал заложенный в ней заряд творческой энергии и бескорыстная любовь к людям, а также врождённое ощущение таинственной гармонии бытия. Преобладание эмоционального восприятия над трезвой рассудочностью сказалось в поэтичности её взгляда на мир и явления искусства. Её статьи о художниках, акварели, рисунки, стихи, лекции, беседы — всё это окрашено возвышенным чувством, трепетным отношением к человеку, таланту, конкретным произведениям искусства и даже прозе повседневной жизни. Лично для меня Гульчахра была не только уважаемой коллегой, но и близким по духу другом. Знаток и ценитель искусства, человек доброго нрава, книжница, певунья, страстная любительница хорошей музыки, фантазёрка. Всегда полная впечатлений, переживаний, идей, забот о ком-то, она легко откликалась на чужую боль, сопереживала, утешала, верила в добро, всем была рада, за всё благодарила. О таких людях обычно говорят: «Не от мира сего».

Свою концепцию жизни и художественного творчества Гульчахра однажды выразила в простых словах: «Жизнь надо прожить, много читать, наблюдать, переживать, страдать, плакать… без этого нет искусства». Учиться она начинала на художника, но склонность работать со словом увлекла её в искусствоведческое русло. Однако и тяга к изобразительному творчеству не пропала. Тому свидетельство — персональная выставка акварелей и рисунков в Бишкеке (2021 г.). Показанные там работы, творимые как бы «для себя», — это всплески её «первой любви» и выражение богатого внутреннего мира. В них немало смысловых подтекстов, лиризма, художественного вкуса и той тихой грусти, что свойственна людям тонкого душевного склада и часто беззащитным перед напором грубой действительности.

Гульчахра умудрялась реализовывать свои духовно-творческие устремления в условиях каждодневных трудовых ритмов её жизни. Ей приходилось не только писать вдохновенные эссе о мастерах искусства и читать лекции в стенах Национальной академии художеств и других учебных заведениях, но и выполнять другую, порой рутинную, работу на разных поприщах в системе художественной культуры со всеми её разветвлениями. Она была большой труженицей с чувством долга и ответственности. Её трудоспособность и доброту чувствовали окружающие. Работа буквально «валилось» на неё со всех сторон.

Кроме исполнения должностных и общественных обязанностей она откликалась на просьбы людей, нуждающихся в её профессионализме, интеллектуальной и даже материальной помощи. При всей постоянной занятости и перегруженности ей удалось прекрасно воспитать свою единственную дочь — профессионального музыканта — и вырастить четырёх внуков, из которых старший уже стал художником. Да и в свой скромный быт ей удавалось внести элементы уюта, красоты, чего-то особенного, не занимаясь этим специально. Она легко поднималась над обыденностью, уходя в поэтические и философские дали, в мир прочитанных книг и навеянных искусством образов. Душевная утончённость и деликатность чудесно сочетались в ней с волевой собранностью. В этом сказались как её врождённые качества, так и духовная атмосфера детства, юности и среды обитания. Она выросла на просторах Таласской долины в многодетном, рано лишившемся отца семействе, где близость к земле, взаимная поддержка, коллективные заботы и тяга к знаниям считались нормой существования.

Не случайно все братья и сёстры стали образованными, достойными людьми.

Деятельность Гульчахры Токтосуновой не прошла бесследно для художественной жизни Кыргызстана. Само присутствие здесь этой широко образованной, одарённой и дееспособной личности было многозначным и благотворным. Талантливый искусствовед, публицист, опытный педагог, компетентный музеевед, автор научных статей, альбомов, каталогов, выставок, ярких творческих портретов художников (например, Т. Курманова, В. Шестопала, Б. Жалиева), рецензент и редактор научных работ, участник всевозможных конференций, радио- и телепередач по культуре и искусству — это неполный перечень того, чем занималась Гульчахра, и что поглощало её время и жизненные силы.

Ей чужд был холодный расчёт. Она трудилась безоглядно, самоотверженно, внося существенный вклад в развитие и популяризацию кыргызской художественной культуры, в профессиональную подготовку и нравственно-эстетическое воспитание молодого поколения художников и искусствоведов. Это стало её призванием, служением, судьбой.

Искусствовед, культуролог, художник Чолпон Идирисова, старший преподаватель НАХ КР:

— Гульчахра Искендеровна обладала терпеливостью и сдержанностью. Она была чрезвычайно тактична и всегда проявляла уважительное отношение к другим. В ней было много сострадания к коллегам и студентам, а также стремления помочь в трудных жизненных ситуациях. Светлый, прекрасный, душевный человек! Гульчахра Искендеровна как искусствовед охватывала разные виды изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство различных исторических периодов, включая современность. В своих статьях она раскрывала суть искусства, поражая умением образно выражать свои мысли и вниманием к деталям. В качестве преподавателя она находила правильный подход к каждому студенту, не только передавая свои знания, но и проводя воспитательную работу. Гульчахра Токтосунова оставила в наших сердцах неизгладимый след.

А.Н. Каменский монументалист, профессор, действительный член НАХ КР им. Т. Садыкова:

— Художник и критик в одном лице — не такое уж частое явление в нашей художественной жизни. Но я убеждён, что именно профессионализм художника помогает Гульчахре Токтосуновой в её искусствоведческой деятельности, которой она служит всю свою жизнь, помогает ей глубже и грамотнее разбираться во всех сложностях и тонкостях творческой работы других художников.
Гульчахра — автор научных статей о кыргызском изобразительном искусстве, занималась музейной работой. Её талантливые, глубоко продуманные, увлекательные статьи о художниках, написанные с глубоким пониманием и серьёзным анализом, помогают художникам лучше разобраться в своём творчестве, стимулируя к дальнейшим поискам и созданию новых работ.

Роман Айххорн, член СХ Российской Федерации, сокурсник по ФХУ, коллега (Висбаден, 2021 г.):

— Если человек талантлив, то он талантлив во всём. Это в полной мере можно отнести к Гульчахре Токтосуновой — тонко чувствующему художнику и искусствоведу, прекрасно владеющему языком литературы и поэзии, умному и обаятельному человеку. В моём собрании работ друзей-художников находятся три акварели Гульчахры: два портрета и пейзаж. Смотрю на них и мысленно переношусь в годы студенчества во Фрунзенском художественном училище (с 1980 года КГХУ им. С. А. Чуйкова), в котором мы учились на одном курсе. Эти студенческие работы Гульчахры удивительно просты в исполнении: несколько лёгких касаний кистью — и уже готовы портретные образы, прозрачен и ясен пейзаж. И в те времена Гульчахру отличали врождённое чувство вкуса, изысканность композиции, неутолимое стремление к совершенству.

Не могу не отметить поэзию Гульчахры: образную, искреннюю, полную лиризма и света. Это стихи для себя и про себя, но в них — особое поэтическое видение окружающего мира и реакция на обыденность как на возможное прекрасное.

В. АСЫЛБЕКОВА,
кандидат культурологи, старший преподаватель НАХ КР.