Служил родной земле в небе

Служил родной земле в небе

В 70-80-х годах прошлого столетия в числе лучших региональных ветвей “Аэрофлота” Советского Союза значилось Киргизское управление гражданской авиации, возглавляемое многоопытным орденоносцем, лётчиком-фронтовиком Ишенбаем Абдраимовым. В добившемся успеха большом многонациональном коллективе авиаторов трудился и ярко проявивший профессиональное мастерство, поставивший на “крыло” сотни влюблённых в небо людей, заслуженный пилот СССР Салих Шимов.

Старт в небо

В 20-х годах прошлого века город Пишпек (с 1926 г. Фрунзе) стал центром вставшей на путь социалистического обновления Киргизии. Пройдя вызванные гражданской войной скитания, здесь обосновалась большая семья дунган Шимовых, глава которой – Сулейман Танрович – работал на табачной фабрике. Его жена Зулейха Шилазовна трудилась медсестрой в больнице, о которой до революции мечтал фельдшер Василий Михайлович Фрунзе – отец знаменитого пролетарского полководца. Зулейха была видной активисткой женского движения, развернувшего борьбу с неграмотностью и старым бытом. В декабре 1928 года в Москве состоялось всесоюзное совещание женщин Востока. В нём участвовала и Шимова. Она с волнением слушала выступление Надежды Константиновны Крупской. Навсегда запомнила призыв: бороться с остатками вековой дремучести, за фактическое гендерное равноправие.

Сохранилась пожелтевшая от времени фотография. На ней Крупская с группой участниц женского форума. Среди делегатов – молодая Зулейха, с открытым привлекательным лицом, в повязанной по-пролетарски косынке.

У супругов Шимовых родились трое сыновей: Джамар, Али и Салих. Жена, работая, ведя хозяйство, воспитывала детей, приобщая их к чтению и музыке. Младший Салих родился в 1923 году, ставшем датой образования Гражданского воздушного флота СССР. Совпадение, как оказалось, неслучайное.

Началось с того, что мальчуган удивился необычному льющемуся с небес звуку. Поднял голову.

В голубом просторе, зарываясь в облака, плыло что-то похожее на подарочный кораблик.

Взрослые объяснили: самолёт. С тех пор на знакомый звук спешил на улицу, провожал глазами сказочного красавца.

На заре воздухоплавания считалось, что Киргизия из-за высокогорья лишена авиационной перспективы. Однако жизнь показала иное. Сенсация 1927 года: в тихом Фрунзе на поле, где ныне распложен Национальный госпиталь, приземлился самолёт Ю-13. Управлял им советский лётчик Теодор Суопко, финн по национальности, вылетевший из Ташкента для проведения аэрофотосъёмки. С тех пор изредка в небе над городом появлялись самолёты, потом возник аэродром.

Уже врослый Салих вспоминал:
“Помню ещё мальчишкой лет 7-8 с восторгом следил, как над Фрунзе летали У-2. Мы называли их тогда “тарахтелками” за громкий звук моторов, который привлекал внимание ещё издалека. Однако эти “тарахтелки” вызывали у нас, тогдашних пацанов, нешуточный, прямо скажу, восторг и интерес. Мы, мальчишки, быстренько разузнали, где находится аэродром (а это место старого аэропорта в Бишкеке – далеко не ближний свет от центра города, где я жил и учился тогда в 11-й средней школе), и стали каждую свободную минуту бегать туда, чтобы поглядеть на самолёт и лётчиков. Нам пробежать пять-семь километров не составляло никакого труда, ведь удовольствие – посмотреть, как взлетают самолёты, – того стоило. Мы уже знали, в какое время самолёты взлетают, когда совершают посадку на аэродром, и стали постоянными зрителями этих полётов. Происходило это в середине 30-х годов. На аэродроме, просто чистом поле, тогда, как помню, стояло три самолёта У-2. Со временем мы даже удостоились чести помогать техникам аэродрома “ухаживать” за крылатыми машинами. Когда мне было лет 13-14, я услышал о том, что в городе работает аэроклуб, который готовит лётчиков (впоследствии это стал аэроклуб ДОСААФ). Надо ли говорить, что я тут же разыскал его и пришёл, чтобы “записаться в лётчики”. Меня встретили достаточно добродушно, но развернули на 180 градусов и с улыбкой сказали: “Побегай ещё! Подрасти немного, потом приходи!”

В 1940 г., окончив среднюю школу, 17-летний Салих оказался перед выбором дальнейшего пути. Штурманы жизни – родители – подсказали надёжный земной маршрут. Поступил в Киргизский государственный педагогический институт. Но душа рвалась в авиацию. В это время страна прославляла и награждала бесстрашного лётчика Валерия Чкалова, экипажи советских воздушных машин, совершающие беспосадочные межконтинентальные полёты, спасающие из ледяного плена полярников. Их подвиги открыли юным романтикам небо, – позвали связать с голубым океаном свою судьбу.

И вдруг обжигающая новость! На знакомом фрунзенском аэродроме “приземлилась” учебная эскадрилья гражданской авиации и набирает курсантов. Знак судьбы! Наш герой обратился к родителям, мать вздохнула и промолчала, а отец поддержал сына. Какая огромная современная страна без гражданской авиации! Бывший студент с комсомольской путёвкой шагнул, словно в открытый люк, в пьянящую неизвестность будущего.

Эскадрилья радушно встретила новичка. Начались трудные и увлекательные занятия в классе и на аэродроме.

Знания – крылья пилота

На занятиях, общаясь на аэродроме с бывалыми лётчиками, мобилизованный Салих узнаёт историю становления гражданского воздушного флота СССР и его составной части – киргизской авиации, образованной постановлением Совета народных комиссаров Киргизской АССР в 1933 году”, О развитии воздушного транспорта”. Согласно документу создали и отдельный авиационный отряд. В “красном уголке” штаба аэродрома фотография его командира Николая Мартыновича Неске, заслужившего славу первопроходца воздушных маршрутов над высокогорьем, воспитавшего первое поколение авиаторов-кыргызстанцев.

Многое узнает Салих о фрунзенском аэродроме. Первый его начальник Н. Бажов принял “объект” в 1933 г. в виде целинного поля возле пригородной деревни Попеновка. Здесь расположились три самолёта У-2, старый грузовик “полуторка”, бричка и лошадь. Штат аэродрома состоял из семи человек: начальника – Н. Батова, пилотов – Д. Петрова, П. Глушко и И. Абдраимова, авиатехников – Г. Полякова, И. Даниленко и Г. Астафьева. Полёты они совершали на бипланах У-2 с недостаточным для гор “потолком” высоты, всего с четырьмя авиаприборами.

Лётчики с воздуха самостоятельно выбирали место посадки. Авиатехников в авиаотряде не хватало, имелись только практики, без специального образования. Пилоты поневоле оказались “универсалами”: в одном лице механики, синоптики, руководители полётов и даже грузчики.

Садясь в кабину, надеялись на опыт, сообразительность, смелость и везение. Никто не был застрахован от чрезвычайных обстоятельств, трагедии тех лет. Так погиб в полёте в Пржевальске известный авиатор Д. Петров. Его тело обнаружили чабаны на перевале Доюн. После ЧП последовала реорганизация авиапредприятия в Киргизское отдельное авиазвено с шестью самолётами. Прекратились рейсовые полёты через горы. Лётчики стали выполнять несложные санитарно-медицинские и сельскохозяйственные задания. Однако ограничения в использовании авиации вскоре снимают. Авиапредприятие укрепляется и расширяется.

Создаётся система авиационной радиосвязи. Переоборудуются аэродромы в Оше, Пржевальске и Джалал-Абаде. Новые служебные строения расширили фрунзенский аэродром.

В ряды ГВФ вливаются молодые люди с дипломами лётных и авиационно-технических училищ. Возобновлены полёты над горами. Авиатрассы связывают Фрунзе с Ташкентом и Алма-Атой, многими районами республики.

В тесном классе эскадрильи Салих вместе другими курсантами, затаив дыхание, слушает лётчика Ишембая Абдраимова. 26-летний, невысокий и худощавый, в ладно сидящей форме ГВФ, он кажется юной аудитории “стариком”! Первый пилот-кыргыз, летал с самим Неске, прокладывал на “тарахтелках” сложнейшие трассы над горами! Как увлекательны его рассказы о покорении воздушного океана!

Каждая новая неделя в эскадрилье, как всегда, начинается с политических занятий. Сегодня комиссар эскадрильи освещает события в Европе, приобретающие зловещий характер. Всё более агрессивна активность государств с милитаристическими регионами, прежде всего Германии.

Возникшая опасность для Советского Союза усугубляется тем, что война надвигается не только с запада, но и с востока, со стороны милитаристической Японии. В такой сложной обстановке правительство приняло предложение Германии о заключении договора о ненападении и подписало его 23 августа 1939 года. И это ещё не всё…

Понятно разъясняет политрук внешнеполитическую ситуацию. Подводит итог:

– Аппетиты фашисткой Германии на чужие территории, судя по всему, не уменьшаются. Будьте готовы, хлопцы, в любой момент встать на защиту своей Родины.

И ещё – не менее важное, о чём никогда не забывайте! Вы комсомольцы, будущие лётчики – частица “золотого ядра” советской власти. Гордитесь и дорожите оказанным доверием! Вам есть, о чём заботиться и что защищать!

СССР – великая держава, где во всех сферах общества ударно возводятся невиданные в мировой истории бастионы социализма. Опора грандиозных преобразований, несущих благо всем населяющим её народам. Ведь свежо в памяти недавнее – в феврале нынешнего 1941 года – празднование 15-летия Киргизской ССР, отмеченного поздравлением нашего вождя товарища Сталина. Разве не огромное достижение, что бесправное при царском режиме коренное население обрело свою государственность! Отсталый во всех отношениях горный край превратился в передовую советскую республику с современным промышленным и сельским хозяйством, где расцвела культура с прекрасно проявившей себя национальной интеллигенцией!

Ясны и тверды формулировки комиссара. Курсантам положено знать их “на зубок” и повседневно руководствоваться. Пойдёт! В основе их лежит справедливость! Верится в то, во что хочется верить! Играет юношеский задор: все трудности по плечу, добьюсь задуманного!

Честная и плодотворная служба Родине принимает почёт и уважение, материальный достаток.

Убережёт от того, чтобы ночью не подкатил к дому “чёрный воронок”.

Обязательные строевые занятия, изучение оружия, учебные стрельбы из винтовок. Всё начинается с общего построения. Военрук в кителе, галифе и хромовых сапогах, на боку планшетка. Звонкий голос:

– Товарищи курсанты! Ушки топориком! Слушай мою команду! Ррравня-а-айсь!

Подойдёт. Подравняет, добиваясь идеального прямого строя.

– Сми-и-рррна! Напррра-во! Шагом…арш!

Но главное, конечно, для курсантов другое. Самолёты! Будущие лётчики познают основы профессии. Новые понятия и термины. Специальные фотографии, плакаты и рисунки. Среди них разрез крыла самолёта – с лонжеронами, стрингерами, нервюрами… Системы рулей…

Моторы различных конструкций… Компас, карты… Очень пригодились Салиху школьные занятия алгеброй, математикой, геометрией. Теперь они углубляются в авиационном направлении. Теория!

Увлекательнее всего занятия на аэродроме. Инструктор самолётовождения, занимающаяся с Салихом, щупленькая блондинка Раиса Чернушевич. Не намного старше ученика, однако пилот опытный, в воздухе как птица в небе.

– У-2 – простая, но надёжная машина, – говорит Чернушевич, – может выполнять фигуры высшего пилотажа. Обладает хорошими лётными качествами, проста в управлении.

Курсанты по очереди садятся в кабину У-2, знакомятся с приборами, ручками и педалями управления. Запоминают, в каком положении рычаг должен находиться при взлёте относительно линии горизонта, другие лётные премудрости.

Занятия по “рулёжке”: проведение самолёта по прямой линии. Так проверяются реакция, сообразительность, умение пользоваться рулями поворота. Затем – три полёта курсантов на самолёте с инструктором.

Солнечное летнее утро. Инструктор спрыгивает с крыла У-2. Салих, словно во сне, один в самолёте. Первый самостоятельный полёт! Вдруг стало страшно: ошибусь – кто поправит. Но берёт себя в руки, осторожно выруливает, просит старт. Взлёт и набор высоты. Гудит мотор, свистят растяжки, и ветер бьёт по шлему. Сто метров! Сбавляет обороты, плавно отжимает ручку, делает первый разворот. Выводит. Прошёл немного – пора! Делает второй разворот.

Триста метров! Он один ведёт самолёт. Сам! Ощущение радости и красоты парения в воздухе. Необычные с высоты, будто нарисованные, зелёные земля и горы. Третий разворот, Не отрываясь, смотрит на посадочные “Т”. Пора! Убирает обороты мотора, переводит машину на планирование. Делает четвёртый разворот. Строго выдерживает скорость. Земля ближе, ближе.

Мелькают трава, борозды в ней. Подтягивает ручку и слышит, как колёса нежно касаются земли. Машина бежит, постепенно теряя скорость.

За первым самостоятельным полётом Шимова наблюдают с земли командир и комиссар эскадрильи, Чернушевич, преподаватели, курсанты. Общая оценка:

– Уверенный полёт и посадка как надо.

Самый счастливый день в жизни 18-летнего Салиха. Самостоятельный полёт – главный экзамен в эскадрилье. Поёт его душа: он лётчик, лётчик!

Новые закрепляющие навыки, самостоятельные полёты. Простые задания, но каждые по-своему особенные, с неожиданными профессиональными открытиями.

Прерванный миг юности

Субботними вечерами курсанты распоряжаются каждый по-своему. У Салиха они обычно начинаются со встречи с друзьями в центре Фрунзе.

Многолюден, несмотря на спускающиеся сумерки, бульвар имени железного рыцаря революции Феликса Дзержинского. В одной из групп весёлой молодёжи выделяется невысокий паренёк в пилотке, с “аэрокрылышками” на голубых петлицах гимнастёрки, в подогнанных по-спортивному бриджах, ладных сапожках. Лётчик! Девушки с интересом поглядывают на симпатичного юношу.

Он не выдерживает бессловесной дуэли, краснеет, смущённо отворачивается. Смеются друзья: это в небе “первым делом самолёты”, а на земле девушки. Кто-то из компании подходит к шустрому мальчишке – одному из снующих перед закрытой кассой кинотеатра “Ала-Тоо” спекулянтов входными билетами. Быстрый обмен бумажками.

– Порядок, ребята, айда!

Для молодых посещение кинотеатра – одна из “вишенок” вечера. Салих недавно смотрел ленты “Щорс” – о герое гражданской войны, “В людях! – о дореволюционной России по произведению Максима Горького. Сегодня идёт “Танкисты”. Видел уже этот фильм. Повтор, но всё равно интересно.

В переполненном зале резко включают свет. На экране чёрно-белые кадры жизни современных героев: простых и весёлых ребят, рыцарей грозных боевых машин.

Будто увидев фильм о себе, гордые, выходят парни в тёплую вечернюю ночь. Пора в недалёкий парк “Звёздочка”, на танцевальную площадку, гремящую задорной музыкой духового оркестра. К девушкам, благосклонным к вежливо приглашающим в круг кавалерам.

Щедр этот вечер на подарки! Салих знакомится, как ему кажется, с “чудом красоты”. Колдовской магнетизм синих глаз, яркое, не скрывающее красоту лёгкое платье и модные на каблучках туфельки…

Впервые провожает Салих девушку до дома, который почти на окраине города. Но путь, на удивление, короткий. Куда девалась его обычная скованность в общении с незнакомыми. Сам себе удивляется! Договорились о свидании завтра (повезло – воскресный день) в шесть часов вечера у кинотеатра “Ала-Тоо”.

Но воскресенье – 22 июня 1941 года – внезапно перечеркнуло радостные планы миллионов советских людей. В репродукторах домов и площадей городов и других населённых пунктов прозвучал торжественно-трагический голос знакомого всей стране диктора:

– Говорит Москва, говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза…

Война! Проверка на стойкость, определяющая будущее молодого государства. Заявление советского правительства о вероломном нападении фашисткой Германии на СССР. Призыв противопоставить захватчикам ещё большее сплочение армии, всего многонационального народа вокруг руководства страны для защиты социалистического Отечества. Уверенность, что взбесившийся враг будет неминуемо разгромлен.

Двенадцать выпускников 45-й учебной эскадрильи, в том числе Шимов, в первый месяц войны направлены в Оренбургское (Чкаловское) училище ВВС, готовящее лётчиков – бомбардировщиков и штурмовиков.

Труд во имя Победы

За высоким кирпичным забором административно-учебный комплекс училища ВВС. Перетянутый портупеей с наганом в кобуре пожилой дежурный командир проверил документы парней из Киргизии и разрешил пройти во двор.

– Вы в расположении воинской части. Построиться! В казарму вас проводит дежурный курсант.
День у будущих военлётов начинается с раннего подъёма и физзарядки. После завтрака напряжённые, с небольшими перерывами, занятия в классах, вылеты на учебно-тренировочном самолёте УТ-2. Посвящение новичков в секреты военно-лётного искусства.

Совершенствование неоднократным повторением прыжков с парашютом с крыла самолёта… Обязательные политзанятия, увязанные с обстановкой в стране, горестными поражениями и первыми успехами Красной армии. Салих гордится стоявшими на смерть земляками, остановившими бешеный напор фашистских войск на Москву.

В 1942 году курсанты поднимают в небо боевые самолёты, учатся стрельбе из бортового оружия, бомбометанию.

Горестные известия Салиху из дома: в боях под Смоленском погиб отец, обороняя советскую Прибалтику, пропали без вести братья Джамар и Али. Скорее бы на фронт, отомстить врагу!
С нетерпением ждёт Шимов новый 1943 год. Заканчивается учёба. Настроение подогревает наметившийся после разгрома фашистов под Сталинградом перелом в войне в пользу Красной армии.

Но не всё познано в профессии. У Салиха опасная отработка “штопора” на самолёте П-5. Он в машине, опустившей в свободном падении нос вертикально к земле, начинающей вращаться вокруг своей оси всё быстрее и быстрее. Кажется, немедленно отдай ручку на себя. Но нельзя, делай наоборот! Помни, что некоторые, потеряв контроль над волей, пытаются вывести машину из штопора только рулём поворота. А та и ухом не ведёт! Всё крутит и крутит, земля мчится
навстречу! И наваливается страх. Смертельный ужас, парализующий разум и волю. И гибнет человек от страха…

У старшекурсников прощальные полёты: показали высокий пилотаж, полетали, повиражили, поштопорили, отстрелялись, отбомбились…

“Всё. Мы теперь на равных, – говорит инструктор группе воспитанников, среди которых и Шимов.

– Но… не зазнавайтесь, птенцы. Впереди много неизвестного. Набирайтесь опыта и мужества”…

Всё же два года и семь месяцев учёбы – не шутка! Салих сдал на отлично выпускные экзамены.

И ещё: подметили опытные командиры у него “педагогическую жилку”. Умелую и тактичную помощь товарищам в овладении крылатой профессией.

Младшего лейтенанта Шимова вызвал начальник училища.

– Командование решило направить вас пилотом-инструктором в высшее военно-авиационное училище в город Бугуруслан. Подготовка лётных кадров важна и ответственна, как и выполнение боевых заданий на фронте. Не всем это по плечу. Надеюсь, что полученные знания успешно проявите в порученном деле.

Военнослужащие не обсуждают приказа, а выполняют. Обескураженного Салиха с шутками поздравляют друзья:

– Правильно решило начальство! Поладишь с любым новичком, научишь как надо. Считай, что на фронт пойдёшь с каждым выпущенным в небо лётчиком. А сколько их будет: пять, десять, сто? Ты один, оказывается, равен звену, эскадрилье, полку!

…20-летний преподаватель вместе с начальником курса идёт в классе к недавно прибывшим в Бугурусланское ВВАУ ребятам. Волнуется: педагогического опыта нет, а предстоит учить.

Вернее, вместе с курсантами продолжить учиться. Но подчинённым об этом не скажешь…

Шимов занимается с курсантами. Отмечает, что некоторые старше его по возрасту. Ничего, офицер тоже был рядовым, ко всем найдёт подход. Улыбнулся, вспомнив армейскую заповедь: не знаешь – научим, не хочешь – заставим. К ней добавил от себя: не унижая достоинство человека.

Салих с группой курсантов на аэродроме. Вначале его взлёт. Уверенно управляет самолётом, с шиком проходит в небе. Машет крыльями задравшим головы ребятам на земле. Пусть знают своего учителя!

Мужает офицер-инструктор, ширится профессиональный опыт, шлифуется педагогический дар.

Стержень труда инструктора – творчество. Сколько курсантов – столько и путей
достижения ими лётного боевого мастерства. Наставника любят и уважают. Особая радость – письма с фронта от бывших учеников с благодарностью “за науку”.

Всё ширятся победы Красной армии, но они оплачены большой кровью. Траурным крепом в памяти Шимова вести о гибели выпускников училища. “Штурмует” командование рапортами о переводе в действующую армию. Отказ. Ценятся кадры подготовки боевых лётчиков! Свидетельство его личного авторитета – приём в члены коммунистической партии.

В мирном небе

В 1946 году, уволенный в запас Вооружённых сил с медалью “За победу над Германией”,
23-летний лейтенант Салих Шимов вернулся во Фрунзе. Долгожданная встреча с любимой матерью, общая скорбь о не вернувшихся с войны муже и сыновьях, отце и братьях.

Как-будто вчера расстался с родным аэродромом! Теперь на нём базируется Киргизский отдельный авиаотряд гражданской авиации. Знакомые лица, как и он, демобилизованных с довоенным стажем пилотов Николая Ключенко и Александра Аверкина. Вспомнили, потащили к командиру отряда.

– Смотрите, какое пополнение! Наш воспитанник, лётчик с опытом инструктора!

Авиаотряд только становится на ноги. Не хватает лётчиков, современных крылатых машин и многого другого. Но первый киргизский пилот И. Абдраимов встречается с главой республики И. Раззаковым. Речь идёт о создании своей полноценной гражданской авиации. Ранее в горном крае преимущественно развивалась сельскохозяйственная и санитарная авиация. Решение: “разморозить” прежде всего пассажироперевозящую отрасль!

Шимову поначалу доверили старенький биплан. Но вскоре включили в экипаж “богатырского” Ли-2. Таких машин в отряде всего две.

В южной Кетмень-Тюбинской котловине землетрясение. Почти полностью разрушен посёлок Токтогул. Большегрузный Ли-2, в экипаже которого Шимов летает к пострадавшим. При плохой зимней видимости, преодолевая сильный ветер, машина приземлилась на наспех подготовленной взлётно-посадочной полосе. Нелёгкие полёты пошли один за другим…

Опыт работы в чрезвычайной ситуации пригодился Шимову в 1948 году, когда в составе группы лётчиков-киргизстанцев оказывал помощь почти полностью разрушенному землетрясением Ашхабаду. В 1947-48 гг. командование отряда трижды объявило ему благодарность за хорошие производственные показатели и присвоило более высокий профессиональный класс.

В 1949 г. 26-летний Шимов на практике в школе высшего пилотажа ГВФ. После возвращения в отряд с отличными оценками назначен командиром двухмоторного Ли-2. Он водит самолёт по новому более короткому воздушному пути из Фрунзе в Ош не через Ташкент, а через Талас.

В августе 1952 г. отдельный авиаотряд преобразован в Киргизскую объединённую авиагруппу (КОАГ) ГВФ. Командир прежний: первый лётчик – киргиз Ишембай Абдраимов, фронтовик-орденоносец.

Расширяется сеть воздушных перевозок. Экипаж Шимова на дальних и трудных маршрутах. Например, из Фрунзе в Москву Ли-2 летит с пятью посадками и ночёвкой в Уральске или Актюбинске. В воздухе пилоты и пассажиры 15 часов.

На всю жизнь запомнился один из рейсов Ташкент-Фрунзе. Пролетели Джамбул, и…отказал левый двигатель. Самолёт трясёт, он медленно теряет высоту. Тогда командир при оптимальной работе исправного двигателя несколько меняет курс. Старается двигаться над железной дорогой. Чёрное полотно её прогревается солнцем сильнее, чем белые в то время года заснеженные поля. Машину лучше поддерживают восходящие тёплые потоки воздуха.

Плавно покачиваясь, как на лёгкой морской волне, она благополучно дотянула до родного аэродрома.

Во второй половине 50-х в Киргизии, как и во всём Советском Союзе, начинается эра расширения прежних и строительства новых крупных аэропортов, способных принимать постоянно совершенствующиеся крылатые красавцы-лайнеры и всё более востребованные вертолёты. Соответственно, меньше помогает лётчикам в полёте накопленный ранее опыт: Шимов подаёт рапорт о направлении на учёбу в Ленинградское Высшее авиационное училище ГВФ.

В 1960 г. с дипломом пилота-инженера ЛВАУ возвращается в Киргизскую отдельную авиагруппу. Назначен командиром эскадрильи. Требовательный, но всегда доброжелательный, сплотил дружбой коллектив. Показывая пример, управляя мощным Ил-18, совершает дальние рейсы. За безаварийный налёт одного млн километров ему вручают почётный значок ГВФ.
Затем новые назначения: командир 250-го отдельного авиационного отряда, заместитель начальника КОАГ полётной службы. Но просится поближе к небу. Вновь командир экипажа Ил-18.

Спорится работа у Салиха, чему помогает наладившаяся личная жизнь. Не выдержала проверки бытом его по-юношески поспешная женитьба. Теперь, встреча в театре со студенткой университета Светланой Арыстановой, обернулась взаимной любовью. Не беда, что у обоих горький опыт неудачного супружества. Соединились две ветви многонационального народа Киргизии. Сложилась крепкая семья, где счастливы Салих и Светлана, растут их сыновья от первых браков.

Юрий ЗАЙЦЕВ.
(Продолжение следуйет.

 

…Гражданская авиация, усиливая потенциал СССР, превратилась в один из основных видов транспорта, неотъемлемую часть жизни народа. В 1966 г. КОАГ реорганизуется в Киргизское управление гражданской авиации.
Во главе новой ветви “Аэрофлота” аксакал пилотов республики Ишенбай Абдраимов, командир центрального подразделения – Фрунзенского отдельного авиаотряда – Салих Шимов. Точно по расписанию взлетают самолёты, безаварийны полёты, доставляющие по назначению пассажиров и грузы.

Маршрутами дружбы

Ещё в октябре 1960 г. Советский Союз, активизируя свою международную политику, установил дипломатические отношения с африканской Республикой Мали – бывшей колонией Франции. Подписал Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве. В ставшей на путь независимости стране произошли бурные политические события, определившие её социалистическую ориентацию. Дальнейшее развитие Мали потребовало и национальную гражданскую авиацию. Основой её стали современные советские воздушные лайнеры.
В начале 1969 года для оказания помощи малийским авиаторам в овладении советской техникой в дальнюю страну направляется из Москвы группа специалистов. Возглавляет её киргизстанец Салих Сулейманович Шимов. Ему предстоит кроме организационной помощи лично подготовить к полётам, в том числе по межконтинентальным маршрутам, несколько национальных экипажей. Перед длительной – на 3 года – командировкой он изучил французский и английский языки.
В Москве зима, а в Бамако – столице Мали – по-летнему жарко. После дружеской встречи в аэропорту хозяева устраивают приезжих. Шимову с женой и маленькой дочерью отвели большую квартиру в новом высотном доме. Вошли и вздохнули: повсюду в комнатах занесённый ветром песок, в ванной – врассыпную крысы. С корабля на бал! С помощью соседок – жён работников посольства – принялись за наведение порядка. Бытовые трудности, связанные с климатом и тропическими болезнями, сохранятся до конца командировки.
На следующее утро группа авиаспециалистов в советском посольстве. Знакомство с обстановкой и многими острыми проблемами в стране. Затрагиваются вопросы безопасности и бдительности, вызванные провокациями врагов существующей власти. Шимову вскоре придётся им реально противостоять.
Знакомство с коллективом национальной авиакомпании “Эр-Мали”, чей воздушный парк обновляется советскими Ил-18 и Ан-24. В республике 4 аэропорта, из которых один – в Бамако – международный. Здесь Шимов и создаёт учебный центр для малийских лётчиков.
Шимов – умелый пилот-инструктор. Сумел стереть первые шероховатости в отношении с малийскими учениками, вскоре ставшими его друзьями. Под руководством советского специалиста они подчиняют своей воле незнакомые ранее крылатые машины.
Интернациональный экипаж проложил маршруты в дальние города, среди которых Хартум и Джида, Браздавиль и Дакар, Анкара и Конакри, Абыджан, Касабланка и Париж. Сбывается и юношеская мечта шеф-пилота из Киргизии – облететь мир! И самое главное: безупречная работа лётчиков соответствует высоким международным стандартам, гарантирует безопасн