Узбекистан: политико-правовые приоритеты административной реформы и механизмы её реализации

Административная реформа является одной из центральных тем в дискурсе управления, выступая в качестве стержня, который стремится интегрировать развивающиеся правовые доктрины с административной практикой. Путь к реформе, основанный на исторических предпосылках, правовых парадигмах и социально-экономической динамике, характеризуется как преемственностью, так и изменениями.

 

Узбекистан в своём стремлении к административным преобразованиям является свидетельством такого сложного взаимодействия прошлого, настоящего и будущего. Перемещаясь по бурному морю глобальных тенденций, национальных императивов и присущих им системных проблем, страна старается создать современную, эффективную и оперативную модель умного управления.

 

Важность принятия решения об административной реформе заключалась в том, что уровень жизни в республике напрямую зависит от качества госуправления и институтов.

 

По инициативе главы государства были проведены масштабные административные реформы, направленные на создание эффективной системы управления, что считается важным условием становления Нового Узбекистана.

 

В частности, в соответствии с указом и постановлением Президента Узбекистан “О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана” и “O мерах по эффективной организации деятельности республиканских органов исполнительной власти в рамках административных реформ Нового Узбекистана” определён ряд важных задач по формированию компактной системы государственного управления, упрощению процессов принятия решений, повышению ответственности руководителей и обеспечению результативности их деятельности.

 

С 1 января 2023 года количество самостоятельно действующих республиканских органов исполнительной власти сокращено с 61 до 28, в том числе количество министерств – с 25 до 21.

 

Штат органов исполнительной власти, включая руководящий состав, сокращён на 30 процентов, 24 государственных органа поменяли свою организационную подчинённость.

 

Предлагаемое сокращение числа независимых органов исполнительной власти и министерств свидетельствует о переходе к консолидации, подчёркивающей большую согласованность и координацию в управлении. Решение о полном упразднении ведомств подчеркнуло стремление избавиться от избыточности и обеспечить чёткое, ясное и обоснованное назначение каждой административной структуры.

 

Предусмотренное сокращение персонала, особенно в органах исполнительной власти, не было сделано лишь в целях экономии. Это был стратегический шаг, направленный на создание более гибкой и маневренной бюрократии. В дополнение к этому была введена справедливая система оплаты труда – важный шаг, свидетельствующий о том, что качество управления неразрывно связано с мотивацией, вознаграждением и моральным состоянием административного персонала.

 

В результате реформ министрам предоставляются независимость и ряд полномочий по распределению государственных единиц, формированию структур и структурных подразделений, реализации кадровой политики в системе.

 

Это означает, что усиливается ответственность каждого руководителя за конечный результат.

 

Повышена политическая ответственность министров; проекты постановлений правительства, важные социально-экономические вопросы, связанные с жизнью страны, переданы в коллегиальную систему при их непосредственном участии.

 

Также создана система, согласно которой главы исполнительной власти республики берут на себя ответственность за эффективное и целевое использование выделенных средств.

 

Если ранее в республике существовало шесть форм исполнительной власти, таких как министерство, государственный комитет, комитет, агентство, инспекция, центр, то теперь определены только организационные формы: министерства, комитеты, агентства и инспекции.

 

Кроме того, впервые установлены конкретные требования, характеризующие правовой статус органов исполнительной власти республики.
Создана информационная онлайн-система “Государственные функции”, позволяющая вести единый реестр функций исполнительной власти республики. В его рамках проведён системный анализ механизмов реализации функций органов исполнительной власти, а также финансовых и кадровых ресурсов. В результате было решено сократить их как минимум на 10 процентов.

 

Определены единые требования к формированию структурных подразделений и введению должностей в органах исполнительной власти республики – министерствах, комитетах, агентствах и инспекциях.

 

Административная реформа в Узбекистане – это сложный процесс, требующий комплексного подхода и чёткого понимания целей и задач. Несмотря на уже осуществлённые изменения, работа по оптимизации системы государственного управления продолжается. Только совмещение теоретических основ и практического опыта позволит достичь наилучших результатов в данном направлении.

 

Мухсина ХУСАНОВА,
заместитель руководителя Департамента АРГОС.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *