В Бишкеке хотят увеличить стоимость проезда. Новость, мягко говоря, неприятная,особенно для тех, кто каждый день добирается на общественном транспорте на работу, а ещё неприятнее она для родителей, так как во многих семьях могут быть сразу несколько школьников, чей проезд оплачивается по полному тарифу.
Напомним, 1 ноября 2021 года уже была повышена стоимость проезда, но этого директору департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Максату Нусувалиеву кажется недостаточным. По его словам, увеличение стоимости тарифа за проезд улучшит качество транспортных услуг, увеличит количество рейсов и позволит обновить состояние подвижного состава. Из-за повышения стоимости ГСМ и запасных частей действующие тарифы не покрывают расходы.
Уже разработан проект постановления БГК «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкеке от 26 апреля 2012 года №312».
Для проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ) проекта постановления создана рабочая группа из представителей государственных, муниципальных органов и бизнес-сообществ. При проведении АРВ рассматриваются три варианта государственного регулирования:
Оставить всё как есть.
Принять проект постановления Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах… от 26 апреля 2012 года №312» с установлением платы за проезд:
— в муниципальном общественном транспорте — 15 сомов;
— в автобусах всех классов частных фирм-перевозчиков — 22 сома; вечерний тариф — 32 сома.
Альтернативный вариант регулирования: принять проект постановления Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша
«О тарифах… от 26 апреля 2012 года №312» с установлением платы за проезд:
— автобусы — 16 сомов;
— троллейбусы — 14 сомов;
— в автобусах всех частных фирм-перевозчиков — 26,5 сома; вечерний тариф — 32 сома.
Согласно информации департамента, с учётом экономического анализа цен и эффективности воздействия указанных вариантов, на сегодняшний день планируется установить следующие тарифы на проезд одного пассажира:
— в троллейбусе — 15 сомов;
— в автобусе, независимо от формы собственности (кроме автобусов особо малого класса) — 15 сомов;
4 в автобусах особо малого класса, независимо от форм собственности: с 06.00 до 20.30 — 21 сом; с 20.30 до 06.00 — 32 сома;
4 в экспрессных автобусах особо малого класса, независимо от форм собственности: №233, 234 — 22 сома; №123, 226, 252 — 32 сома.
Всё бы ничего и можно понять, но пассажиры в большинстве своём недовольны новой предлагаемой стоимостью проезда. Для многих эти суммы непосильно велики.
Мы вышли на «Перекрёсток мнений, чтобы узнать у горожан, готовы ли они платить за предоставляемые услуги такую цену, и довольны ли они качеством оказываемых транспортных услуг.
Людмила Митколенко, пенсионерка:
— В муниципальном транспорте мы, пенсионеры, едем бесплатно, но в маршрутках платим 50% от стоимости. Например, сейчас 8 сомов — проезд для пенсионера в бусах. Если цена поднимется, то вместо 8 сомов пенсионеры будут платить больше, а у многих минимальная пенсия. Я лично против повышения. В салонах грязно, пыльно. Дышать нечем, за что повышать тариф?
Ринат Эсенкулов, студент:
— Средняя зарплата в Кыргызстане около 20 тысяч сомов. Если человек будет ездить на работу за 25-30 сомов туда и обратно, в день получится 50-60 сомов. Это без пересадки. А у многих дети. Сколько получится в сумме? Да, повышать нужно, но от силы на 2 сома, чтобы не ударить по кошельку семьи. К тому же утром невозможно ехать в салоне маршрутки, он настолько полный, что тяжело дышать. Мэрия обещала приобрести электробусы, до сих пор их нет. Почему не выполняют своих обещаний?
Гульмира Сатыбалдиева, юрист:
— Я против. Не все люди работают, к тому же в каждой семье по 3-4 ребёнка, представляете, сколько им приходится тратить ежедневно! В Джалал-Абаде проезд для школьников в маршрутке составляет 5 сомов. В Бишкеке надо сделать так же или вообще бесплатно.
Дамира Алымбекова, домохозяйка:
— Почему не спрашивают согласия у народа? Я против! У меня пять сыновей и пять внучек. За проезд платим полностью. У меня стаж 27 лет, а пенсия 2 227 сомов, как я могу платить? В маршрутках грязно, водители грубые, особенно к пенсионерам. И за это повышать оплату?
Автандил кызы Жадыра, дизайнер:
— Не стоит повышать цену на проезд. Людям и так тяжело. Чтобы отвезти детей в садик, я беру каждый раз такси, потому что на транспорте невозможно доехать, он редко ходит и постоянно полный. С тремя маленькими детьми просто не зайти в салон.
Антон Головченко, завхоз:
— Да, зарплаты подняли, и теперь всё подорожало до небес. Снижать, конечно, никто не будет, но хотя бы оставить так же или повысить на 2 сома максимум. А качество транспортных услуг никогда не будет соответствовать цене, пора уже к этому привыкнуть.
На «перекрёстке мнений» стояли
Дарья НЕСТЕРОВА
и Нина ГОРШКОВА.