Аэропорт – это своеобразный калейдоскоп эмоций. Одни плачут, что улетают, возможно, навсегда, другие радуются встречам, новым возможностям и новой жизни. В любом случае все предпочитают добираться до места назначения спокойно, комфортно и желательно прямым рейсом.
В каком состоянии сегодня кыргызская авиация? Когда с Международного аэропорта “Манас” можно будет улететь в Европу без пересадок? Новые самолёты, рейсы и удобства для путешествующих. Как, куда и на чём мы полетим, зависит от людей, отвечающих за отечественную авиацию. Поэтому Государственное агентство гражданской авиации (ГАГА) провело пресс-конференцию для представителей СМИ в аэровокзальном комплексе “Манас-2”.
Место выбрано неслучайно, по словам директора ведомства Данияра Бостонова, журналисты должны увидеть работу, технику, оборудование и персонал авиаотрасли страны.
ЛОНДОН И ПАРИЖ ПОДОЖДУТ…
– Мы делаем всё возможное, чтобы наша авиация вышла из чёрного списка Евросоюза, – отметил Данияр Бостонов. – Мы разработали дорожную карту и постарались устранить ошибки и недоработки. На это потребуется около 1-1,5 года.
Президент Садыр Жапаров лично провёл работу и выделил средства для ремонта здания агентства гражданской авиации и обновления оборудования. В систему работы ГАГА внедрена цифровизация, усовершенствована база.
По его словам, в чёрный список ведомство попало ещё в 2006 году. Но за это время никто не предпринимал попыток выйти из кризиса и обсудить проблему с представителями Евросоюза.
– Сейчас, проработав все недочёты, по результатам аудита ICAO мы набрали 59,8% – это средний показатель. Но он гораздо выше показателей даже тех стран, которых нет в чёрном списке. Европейская комиссия и комитет по транспорту пришли к выводу, что наша гражданская авиация добилась определённого прогресса в совершенствовании своей системы управления. Я проработал в гражданской авиации 18 лет и могу сказать, что такого пристального внимания со стороны главы государства и руководства страны не было никогда, – отметил Бостонов.
… ЗАТО “ЗДРАВСТВУЙ, ПЕКИН И БАКУ!”
Пассажиропоток у нас имеет тенденцию к росту. И глава ведомства поделился приятной новостью для путешественников – в международное авиасообщение введены новые маршруты сразу по нескольким направлениям: Сиань – Бишкек – Сиань, Абу-Даби – Бишкек – Абу-Даби, Анкара – Бишкек – Анкара, Сеул – Бишкек – Сеул, Астана – Бишкек – Астана, Джидда – Ош – Джидда, Баку – Бишкек – Баку. Также на стадии согласования направление Бишкек – Пекин – Бишкек.
В Караколе строится новая современная взлётно-посадочная полоса с терминалами. Она позволит принимать международные суда категорий А, В, С. В Джалал-Абаде в ближайшее время запланировано строительство нового международного аэропорта. Также усовершенствуются уже созданные аэродромы и взлётно-посадочные полосы по всей стране.
А международным аэропортом “Манас” закуплены два новых воздушных судна BC DASH 8 Q400 с турбовинтовыми двигателями, не требующими длинных полос. Они предназначены для покрытия нужд населения внутри страны.
ГЛАВНЫЙ САМОЛЁТ СТРАНЫ
Что касается борта №1, то для Президента в ближайшее время планируется приобрести самолёт Airbus-320 или Boeing-737. Бостонов сообщил, что самолёт первого лица страны ТУ-154, выпущенный достаточно давно, морально устарел.
– У меня есть письмо от конструкторского бюро “Туполев” – создателя того самого знаменитого самолёта. Так вот, оно отказало нам в продлении ресурса этого воздушного судна, – отмечает Бостонов. – Необходимо много дорогостоящих операций, чтобы оно удовлетворяло все требования первого лица. Не стоит забывать, в каком году самолёт создали, запчасти к нему давно не выпускаются. Поэтому есть необходимость в покупке нового.
Напомним, авиалайнер подарен Кыргызстану Президентом Российской Федерации в 2006 году. Самолёт №1 – Ту-154 собран в 1993 году. А в 2008 году прошёл модернизацию в Самаре, в ходе которой салон судна оснастили всем необходимым для полётов первого лица за рубеж.
Представители СМИ побывали на судне ТУ-154 и увидели внутреннее убранство салона. Вместимость самолёта – 82 человека. Он предназначен для длительных полётов.
По словам директора по качеству стандартов безопасности полётов авиакомпании Air Kyrgyzstan Вячеслава Компанийца, ТУ-154 налетал мало часов. Сегодня он имеет вполне лётную годность. Большую часть времени простаивал на аэродроме, поэтому вполне может прослужить до 2028 года и удовлетворить все нужды главы государства.
К слову, по словам специалистов, “Боинги” и “Эйрбасы” сделаны из композитных материалов, тогда как ТУ-154 имеет металлическую обшивку, что более надёжно.
Самолёт Beechcraft King Air 360 из США, он осуществляет внутренние полёты и предназначен для срочных вылетов государственных чиновников. Может приземляться во всех аэропортах, не требует длинных полос, неприхотлив в обслуживании. Вместимость – 9 человек.
Далее представителям СМИ продемонстрировали спецтехнику аэропорта “Манас”. На его балансе несколько снегоуборочных машин и техники для продувки и подметания взлётных полос от пыли в тёплое время суток, а также разбрызгиватели реагентов для быстрого таяния льда. А оборудование марки “Беларусь” выполняет особую работу по очистке полос от снега: вначале его собирают в валы, а затем тракторами “Кировец К-700” транспортируют в специальное место.
Недавно приобрели два новых автобуса для перевозки пассажиров до самолёта и крытые автотрапы. В целом имеется более 200 единиц спецтехники.
“ПОСАДКУ РАЗРЕШИЛИ. ПОЛОСА ГОТОВИТСЯ”
Особый интерес журналистов вызвало посещение диспетчерской службы ГП “Кыргызаэронавигация”. Предприятие занимается обслуживанием воздушного движения по трём направлениям: метео-, радиотехническое обеспечение и авиадиспетчерское обслуживание. Журналисты побывали и в святая святых аэропорта – зале управления воздушным движением: именно там сидят авиадиспетчеры, управляющие воздушным движением над бишкекским небом и в целом северной части страны. Южной частью страны управляет Ошский центр авиадиспетчеров. У них, как известно, самая ответственная работа, требующая особого внимания.
МЫ ЛЕТАТЬ НАУЧИМ!
Сертифицированный, грамотный и обученный авиаперсонал – это залог безопасности полётов. В нашей стране существует единственное учебное заведение, дающее профессиональное образование для авиаспециальностей, отвечающее требованиям национального законодательства в области гражданской авиации, а также международным требованиям, – Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова. Более 60% работников отечественных аэропортов – выпускники этого учебного заведения.
Ровно полвека назад для Средней Азии и стран Африки открыли Фрунзенское авиационно-техническое училище гражданской авиации. С 1974 по 1994 год оно готовило только специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей. В 1994 году постановлениями правительства на базе училища создан Кыргызский авиационный колледж, которому присвоено имя основателя авиации нашей республики, заслуженного пилота СССР № 00001 Ишембая Абдраимова. С 1993 года учебное заведение начало готовить специалистов по пяти новым профессиям: “Пилот”, “Диспетчер управления воздушным движением”, “Организация перевозок и управление на воздушном транспорте”, “Сервис на воздушном транспорте”, “Средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте”.
В 2015 году открыли ещё пять новых специальностей: “Техническое обслуживание и ремонт компьютеров”, “Информационная безопасность на воздушном транспорте”, “Менеджмент на воздушном транспорте”, “Эксплуатация судовых энергетических установок”, “Авиационная безопасность”.
– Основное наше направление – первоначальная подготовка специалистов для гражданской авиации, – объясняет директор института Улан Курманов. – Также мы вошли в реестр государственных услуг, предоставляемых госорганами и их структурными подразделениями, и начали внедрять дополнительные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала. Утверждены Агентством гражданской авиации программы подготовки и переподготовки действующих авиационных специалистов по направлениям “Переподготовка авиационных техников на “Боинг -737-300, 400, 500”. В 2017 году в рамках подготовки к аудиту Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по разделу “Авиационная безопасность” мы провели переобучение более 700 действующих работников всех аэропортов республики. А результаты аудита по этому разделу показали достаточно высокий уровень внедрения стандартов ИКАО в отрасль. В 2017-2018 годах на базе колледжа создали высшее учебное заведение – Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова.
Также у института есть возможности предоставления образовательных услуг для соседних стран Центральной Азии, Китая, Ближнего Востока и Африки. У нас имеется опыт работы с иностранными студентами, в союзные времена здесь учились более 1000 представителей стран дальнего зарубежья.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”