В экспозиции художественной выставки скульптур, посвящённой 95-летию мирового мастера слова, нашего выдающегося земляка Чингиза Айтматова, открывшейся
в столичной галерее “Дубовый парк”, представлено около 30 скульптурных произведений художников.
Выставка их работ – в честь знакового юбилея писателя, ставшего ещё при жизни культовой фигурой мирового масштаба, безусловно, благодаря его достижениям в искусстве слова. Он в полной мере выполнил своё предназначение на этой земле, став лицом целой эпохи и особенно советского Востока, его незабвенным летописцем, оказав благотворное влияние на развитие кино, оперы и балета, мировоззренческое видение целого поколения землян.
Многогранность осмысления человеческого бытия, присущая Айтматову, не позволяет исчерпывающим образом передать изобразительными средствами сложные перипетии событий, происходящих на страницах его книг. Свою задачу художники и ваятели видят гораздо скромнее. Это, скорее, повод прикоснуться к наследию великого современника и попытка личностного размышления на эту непростую тему. Скульпторы в силу профессиональной специфики творчества и индивидуальных склонностей избирают собственную образную систему, в которую органично вписывается их эмоциональное восприятие авторских произведений. При этом они удачно избегают буквального слепого иллюстрирования, отдавая предпочтение свободной творческой импровизации.
Представленные работы предлагают множество образных трактовок и интонаций, даже на одно и то же произведение мастера порой имеется завидное разнообразие жанров и технологий, ибо литературное наследие Айтматова богато по смыслу, философии, оттенкам чувств и психологически тонко выписанных им характеров. Ваятели обратились к героям произведений Ч. Айтматова и внесли своё личное прочтение и творческую интерпретацию (работы С. Ажиева “Толгонай”, Урустама Пазылова и Кебек уулу Нурлана “Султанмурат”, Мунарбек уулу Марселя “Манкурт”, Рахат Токтобаевой “Толгонай”, Айдарбека Усукеева “Сары-Озекская степь”, Тамилы Маматовой “Плаха”, Жыргалбек уулу Чентемира “Крик природы”, Эрлана Баймаматова “Плач волчицы”, Эмиля Турдалиева “Красное яблоко”, “Семья” Кутмана Араколова).
Скульпторы концентрируют внимание и на передаче красоты романтичных образов кыргызских женщин Толгонай, Алтынай, Джамили и Мырзагуль. С подчёркнутой декоративностью и полифоничной красочностью исполнены художниками фигуры Тонабая Искена Абдалиева, Гульсары Токторалы уулу Кубаныча, Данияра и Джамили Бакыта Иманбаева, Матери-оленихи Токторалы уулу Кубаныча. Более монументальное и драматичное, согласно с эпическими и мифологическими лейтмотивами творчества писателя, мы находим в работах “Сон” Алтая Усенова, “Мать-олениха” Болоткана Абдиева, “Грёзы” Андыбек уулу Онургена, “Мать-земля” и “Млечный путь С. Аджиева. Лаконичны скульптурные решения композиций “Х-роды” Кебек уулу Нурлана и “Султанмурат” Мирланбека Осоналиева. Апофеозом темы разделения между прошлым и будущим – красной линии мастерства Ч. Айтматова – явилось убедительное прочтение в композициях Алтая Усенова “И дольше века длится день”, Бообека Арыкеева “Белое облако Чингисхана”, Токторалы уулу Кубаныча “Манкурт”, Жыргалбек уулу Чентемира “Пленник”.
В скульптурных работах явственно прослеживается совмещение чисто реалистического подхода к трактовке айтматовской темы (“Танабай” И. Абдалиева, “Мырзагуль” А. Жороева) наряду с художественными экспериментами и стилизацией (“Толгонай” и “Танабай” Р. Токтобаева, “Кыямат” Т. Маматова, ” Гульсары” Токторалы уулу Кубаныча, “Данияр и Джамиля” Б. Иманбаева, “Х-Торот” Кебек уулу Нурлана).
Неудивительно, что скульпторов привлекает и сама харизматическая личность писателя, и они пытаются передать её через его портретный образ (С. Ажиев “Древо творчества”). Очевидно и оправданно авторами использование приёмов символизма, абстракции, знаковых элементов, что расширяет смысловую нагрузку литературного айтматовского феномена благодаря разной природе выразительных средств литературы и ваяния.
Чингиза Айтматова всегда глубоко волновала свобода высказывания и возможностей собственной дистанции от политической демагогии. В силу магии своего таланта ему удалось настоять на этом и состояться в рамках советской идеологии.
Выставка скульптурных произведений в Дубовом парке – искренняя дань памяти великому писателю, мастеру литературного слова и своеобразный духовный посыл содружества ваятелей в выразительном разнообразии их художественных предпочтений.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.