Асель Есеналиева знает, как из обычной бараньей шерсти сотворить настоящий шедевр. Её войлочные картины разлетелись по всему миру. Ими восхищаются звёзды эстрады, политики, бизнесмены и все те, кто ценит такой труд. Это кропотливая, сложная и долгая работа, требующая особого внимания. Шерсть для своих будущих картин художница красит сама. Ведь для создания войлочных полотен нужны все оттенки цветовой гаммы.
Асель Есеналиева увлеклась рисованием, едва научившись ходить. Чтобы малышка не плакала, её родители давали девочке карандаши и та разрисовывала стены, двери и всё, до чего могла достать.
– Помню, прихожу в садик, все дети бегут ко мне с листочками: “Нарисуй мне принцессу”. И я весь день сижу и рисую их. Бабушка, увидев моё увлечение, начала водить меня в художественный кружок. Помню, он располагался во Дворце пионеров. Преподаватели посоветовали поступить в художественную школу, куда я и понесла свои работы. В комиссии увидели мой рисунок сороки на ветке. Долго рассматривали, а потом спросили: “А ты её с натуры рисовала? Неужели она так долго сидела на одном месте и тебе позировала?”. Я отвечаю: “Да, конечно”, хотя на занятиях в художественном кружке у нас было много чучел животных и птиц, в том числе и сороки.
Бабушка очень переживала за внучку. Это сейчас большой выбор художественных школ, а раньше попасть туда можно было только по конкурсу. Но девочке удалось поступить, окончить школу и даже художественное училище. Где тоже был большой конкурс – семь человек на место.
– Раньше в Кыргызстане не было высшего художественного образования, – рассказывает Асель Есеналиева, – нужно было ехать в Москву. Лишь в 1993 году в Кыргызском архитектурно-строительном институте открылась кафедра прикладного искусства. И там тоже огромный конкурс. Очень жаль, что сегодня этой кафедры не существует. Осталось лишь художественное проектирование изделий. У нас страна со своими древними традициями в прикладном искусстве. Войлок – это номер один в нашей стране, как для Франции – духи, для Италии – кожа. Этот материал мы используем не только для быта, но и народного творчества.
Действительно, нас никто не может опередить по качеству войлочных изделий. Иностранцы удивляются, как это удаётся народным мастерицам так филигранно управляться со столь жёстким, но мягким; серым, но цветным; грубым, но нежным материалом.
Но к войлоку мастерица пришла не сразу. Сидя с маленьким ребёнком в декрете, Асель долго думала, чем можно заняться в перерывах, когда сынишка спит. Вспомнила навыки изготовления чия, терме, росписи по шёлку, войлока – эти знания давали в училище.
“Прежде чем работать с войлоком, необходимо его подготовить. Первые занятия в художественном училище по специальности “Прикладное искусство и народный промысел” прошли за чисткой грязной шерсти. Да-да, она не сразу становится чистой и нежной – бараны ходят везде и цепляют на свою пушистую шерсть колючки, грязь, землю и многое другое. Начало 90-х, распад Союза. Начинается разруха, тоскливо. Сверстницы ходят на дискотеки при школах, училищах, а мы чистим эту шерсть. Нам давали по 2-3 килограмма. Мы тащили шерсть домой. Сидели по вечерам и теребили её, как вату: мелкий мусор падает, а колючки приходится отрывать руками. Затем стирка: с порошком нельзя, иначе получится колтун. В холодной воде, из ведра в ведро перетягиваем мокрую основу для будущих изделий”, – вспоминает Асель.
Затем учили красить шерсть. Это была вредная работа, и юным ученикам через день давали по два литра молока: красители токсичные. А на занятиях по батику (роспись по шёлку) готовили основу для окрашивания. Она варилась из сапожного резинового клея, бензина, канифоли и парафина. Сегодня в магазинах для творчества большой выбор готовых экологически чистых красителей, которые просто разводятся водой.
Техника творчества Асель Есеналиевой называется “ала кийиз”. Многие путают её с фильцеванием. Но есть существенная разница: если ала кийиз получается исключительно мокрым методом валяния, то фильцевание – специальными иголками по сухой шерсти. Сухой способ валяния пришёл к нам из Европы, тогда как ала кийиз – традиционная техника наших мастериц. Асель даже пришлось взять свидетельство от “Кыргызпатента”, что она занимается именно отечественным способом валяния.
Её коронные работы – маки. На поле, в вазе. К столь ярким цветам художница пришла, работая с шёлком:
– Любовь к макам у меня, 12-летней, возникла в пионерском лагере. Шёл конкурс рисунков между лагерями. Я нарисовала их цветными карандашами: жёлтыми и фиолетовыми – такие росли у нас в огороде. Члены комиссии удивлялись, чего это я нарисовала столь странные маки, да ещё и принесла свой рисунок, когда уже конкурс был почти завершён? У меня долго не хотели его брать, но я так настойчиво пыталась передать своё творение через окно, что кто-то из комиссии сжалился и принял его. В итоге я заняла первое место по всему побережью озера Иссык-Куль.
В технике ала-кийиз большинство мастериц изображают горы, юрты, узоры, национальный колорит. Как-то на выставке в Алматы к ней подошла женщина и спросила, почему все мастера работают на иностранцев, а для местных жителей предложить нечего. Тогда-то Асель и решила отойти от традиционного исполнения, создавая “чуждые” в то время цветочные мотивы.
Под современный интерьер дома или в офисе отлично подойдёт полотно с ирисами или маками. С этого всё и началось. Первое время художница работала в убыток. Командировки в другие города на выставки не окупались:
– Вначале было очень сложно. Никто не воспринимал картины из войлока всерьёз. Сюжет вроде нравился, а как узнавали, что это сделано из шерсти – уходили. Но я решила ломать стереотип и идти до конца. Первую свою работу я продала иностранному туристу в … предбанник, ещё и скидку ему сделала в 50%. Эта продажа произошла благодаря основательнице алматинской палаты ремёсел в Казахстане – Римме-апай. Она организовывала выставки в Алматы и других крупных городах и тем самым поддерживала мастеров прикладного искусства. Как же она его уговаривала! Наверное, у него была лёгкая рука, потому что постепенно картины Асель стали продаваться. Их начали приобретать иностранцы как сувениры, а позже подключились жители Казахстана.
Боится ли Асель Есеналиева конкуренции? Она твёрдо отвечает, что нет. Пока её начнут копировать, она придумает что-то другое. По её словам, нужно постоянно развиваться, совершенствоваться, а не сидеть на одном месте и с одной технологией:
– Когда была актуальна технология “чия” – занималась им. Потом стало модно расписывать шёлк, а сейчас я остановилась на войлоке.
В Бишкеке войлочные полотна мастерица сдавала в основном в сувенирные магазины. Участвовала в местных выставках, но позже поняла, что надо открывать что-то своё. Во дворе места хватало, благо центральные улицы рядом. Подумала и решила открыть свою студию прямо дома.
Сейчас она устраивает для любителей войлока мастер-классы. Обучает технике ала-кийиз от начала и до конца. Особенно интересно создавать картины для иностранных туристов:
– Они приходят, встают за стол и часа два выкладывают картинки. Потом им это надоедает, они уходят на обед, а я всё это за них дорабатываю. И на следующий день они с удовольствием забирают своё творчество.
Когда заказов стало слишком много, Асель взяла помощницу. По её словам, ей очень повезло с Марией Вернер. Усердная студентка “Дизайна архитектурной среды” всё схватывала на лету. Вместе они проработали шесть лет.
Во время пандемии художница трудилась медсестрой в зонах с болевшими COVID-19 пациентами. Многие удивятся, как творческий человек попал в медицину? Давным-давно, поступая в художественное училище, Асель была на распутье, ей очень хотелось стать ещё и медиком:
– Я не сомневалась, что поступлю на медицинский факультет, моя бабушка была главврачом. Но тяга к искусству пересилила.
Когда процесс с войлочными картинами пошёл, Асель вспомнила, что когда-то мечтала стать ещё и врачом. Решила в 2010 году поступить в медучилище. Теперь работает в наркологической клинике, а в перерывах между дежурствами занимается любимым творчеством.
В 2012 году Асель Есеналиева вступила в Союз художников Кыргызстана. Находиться в одном коллективе с именитыми художниками для неё большая честь.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”