В разгаре зимний туристический сезон. Центральную Азию, в которой живописные склоны Тянь-Шаня, часто сравнивают с Альпами. В особенности это касается Кыргызстана. Международные эксперты говорят, что есть все шансы превратить местные курорты в центр притяжения любителей зимнего досуга со всего мира. Что мы делаем, чтобы использовать эту возможность?
В эти дни в наших горах многолюдно. Одни приезжают за активным отдыхом, другие бегут в поисках спасения от городского смога, чтобы просто подышать свежим воздухом. Зимний отдых становится всё более популярным.
Кыргызстан задумался о развитии туризма, в том числе о создании горнолыжных кластеров, ещё в середине 90-х: тогда появилась первая госпрограмма в этой сфере. Позже приняли ещё несколько документов, где говорилось о желании республики продвигать себя на международной арене как главном месте паломничества для путешественников в Центрально-Азиатском регионе. Акцент делался на развитие зимнего туризма – природные условия позволяют развивать это направление. Наши горы с перепадом высот от 800 м – одни из самых красивых мест в Центральной Азии – настоящий рай для любителей природы и горнолыжников.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПРОБЛЕМАМ
В конце 2020 года оказалось, что зимнему туризму нужна помощь государства, чтобы отрасль выжила. Об этом говорится в проекте Концепции развития зимнего туризма в 2021-2025 годах. Проблемы, как указано в документе, стали нарастать ещё до пандемии. Инвестиции в строительство и реконструкцию горнолыжных баз, места размещения зимних туристов шли вяло: по оценкам экспертов, с 1991 по 2020 год они составили $20-30 млн. В целом же объём инвестиций в туризм только в 2018 году превысил $64 млн.
Число посещений горнолыжных баз за сезон (с середины декабря до середины марта) оценивается в 60-80 тыс. человекодней, при этом около 95% посетителей – местные жители. По некоторым данным, доля иностранных туристов на ведущих базах за последние 10 лет снизилась с 90% до 50-60%. В концепции сказано, что доходы горнолыжных баз, гостиниц, провайдеров услуг и туристских компаний в 2020 “карантинном” году сократились в среднем на 80%. Ключевым негативным фактором стало прекращение въезда туристов из других стран, когда границы закрыли из-за пандемии COVID-19.
“Остановка деятельности субъектов экономики отразилась на доходах граждан, что вывело зимний отдых из числа приоритетных расходов семейного бюджета. По разным оценкам, период восстановления до прежних показателей 2018-2019 годов может затянуться на несколько лет”, – считают авторы проекта. Посему можно предположить, что сроки концепции (2021-2025 гг.) – лишь первый шаг, за которым должны последовать второй, третий…
Причин, почему горнолыжный туризм так и не смог пойти в гору, несколько. Прежде всего сами базы не хотели вкладываться в развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности. Игроки с хорошим сервисом оттягивали на себя турпотоки, и слабые конкуренты оказались за бортом. В качестве примера можно привести запуск и развитие горнолыжной базы “Чункурчак”, которая перетянула часть туристов из таких баз Чуйской области, как “Оруу-Сай”, “Кашка-Суу”, “Норус”.
Также базы не развивали дополнительные продукты, которые помогли бы зарабатывать ещё больше зимой и приносить доход вне сезона катания. Кроме того, зимний туризм уже столкнулся с тем, что естественные благоприятные условия для развития максимально использованы. Из-за потепления исчезли снежные покровы на высотах ниже 1500 м, где расположено несколько горнолыжных баз. Так, прекратили работать подъёмники в Сосновке, Стрельниковой, на базе “Кой-Таш”. Не все могут себе позволить дорогостоящие системы искусственного снежного покрытия и тянуть затраты на их обслуживание. Составители концепции называют ещё ряд причин, которые негативно влияют на зимний туризм: невысокие доходы кыргызстанцев, невозможность развивать инфраструктуру из-за особенностей законодательства о земле.
В документе предлагают использовать интерес к зимним видам туризма в традиционных странах-партнёрах – России и Казахстане, а также “подключить” Узбекистан, так как Кыргызстан намерен развивать зимний туризм в своём юго-западном регионе. Кроме того, республика планирует привлекать туристов из стран Европы, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии.
ЛЕТО – В ФАВОРЕ
По статистике, всего около 20% всех туристов посещают Кыргызстан зимой. Это обусловлено тем, что в стране ещё не развита необходимая инфраструктура для привлечения и приёма любителей зимнего досуга.
Кроме этого, многие услуги, а также гостиницы в туристических местах приспособлены в основном для тёплого времени. У страны сформировался устойчивый образ места именно летнего досуга. Какой туристический объект наиболее известен за пределами Кыргызстана? Конечно же, Иссык-Куль. Львиная доля иностранцев прибывает к нам именно для отдыха на высокогорном озере. Лишь малая часть пансионатов функционирует круглый год. Хотя потенциал развития зимнего туризма огромный.
Кыргызстан только начинает себя рекламировать в этом направлении. Пару лет назад за это взялись основательно. Туристы удивляются: дескать, нам и невдомёк, что у вас в стране столь красивая зима. И действительно, по всему Кыргызстану множество живописных мест, которые по-особенному раскрываются именно в зимнюю пору. И иностранцы готовы приезжать, чтобы на джипах покататься по снежным горам, посмотреть на замёрзшие водопады, посетить горнолыжные базы.
В связи с этим правительство выработало целый комплекс плановых мероприятий по развитию зимнего туризма. В рамках плана по популяризации зимнего туризма разрабатываются различные проекты, в том числе проведение международных фестивалей. По части рекламы также развернулся широкий фронт работ.
Республика участвует в презентациях и форумах в рамках Всемирной туристической организации. В целом, эксперты и специалисты отмечают огромный потенциал Кыргызстана по части зимнего туризма.
ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Зимний туризм можно и нужно развивать, тем более что страна привлекательна ценами: стоимость ski pass (карта обслуживания абонентов на горнолыжных курортах) по мировым меркам остаётся низкой – $5-14.
По данным Ассоциации лыжных баз Кыргызстана, в развитие в основном вкладывают местные инвесторы.
Модернизация объектов, улучшение инфраструктуры проходят почти каждый год. Идёт жёсткая борьба за своих гостей, потому что на данный момент предложение превышает спрос. По этой причине, а также из-за недостаточного опыта руководителей в сфере зимнего туризма прекратили работу популярные горнолыжные базы, построенные ещё в СССР: “Кызыл-Белес”, “Чон-Таш” и “Эдельвейс”. А горнолыжная база “Тоо Ашуу” (Суусамыр), которая в большей степени считается гостиницей для групп Ski tour, Нeli ski и школы гидов, не смогла в полной мере заработать. Причина, как считают специалисты, – просчёты в проектировании и строительстве базы отдыха.
В нашей стране зимние виды отдыха распространены в большей степени в Бишкеке, Чуйской и восточной части Иссык-Кульской областей, где уже сложились традиции зимнего туризма. Для большего развития там следует активизировать работы по запуску и продвижению новых туристических продуктов. А для стабилизации рынка – вовлекать и другие регионы. Нужно определить потенциальные места, где возможно строительство новых горнолыжных трасс и других объектов зимнего туризма, включая сопутствующую инфраструктуру.
На сегодня же общий объём прямых инвестиций в 1991-2020 годах в реконструкцию старых и строительство новых горнолыжных баз и средств размещения зимних туристов оценивается примерно в $20-30 миллионов.
ГОНКА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Эксперты говорят, что приоритетом в сфере зимнего туризма по-прежнему остаётся лыжный спорт, а потому горнолыжные курорты работают в усиленном режиме. По их словам, для туристов необходимо создавать соответствующие инфраструктурные условия. Одна из проблем – нехватка парковочных мест. Скажем, на подъезде к Ала-Арче зачастую образуются пробки. Трудности подстерегают автолюбителей и на горнолыжных базах.
Специалисты указывают на отсутствие не только инфраструктуры, но и современного уровня сервиса, а также слабую рекламу и невнятное позиционирование нашей страны в мире. При условии решения этих проблем эксперты уверены, что поток туристов из ближнего и дальнего зарубежья увеличится кратно. Они даже убеждены, что Кыргызстан в силу приемлемых цен и прекрасной природы может стать приоритетным туристическим центром для граждан СНГ.
Для развития инфраструктуры необходимы инвестиции, а равно работа законов и сохранность бизнеса. Любой инвестор в первую очередь будет заботиться о безопасности как своей личной, так и своих инвестиций. Далее встают вопросы окупаемости бизнеса и его выгоды. Если два этих условия будут соблюдены, то бизнес может подтянуться к развитию зимнего туризма. Здесь роль правительства также очень важна. Зачастую оно само должно быть инициатором и мотивирующим органом для бизнеса, создавая необходимые предпосылки в виде приемлемых условий. Скажем, при предоставлении земельных участков, доступных кредитов, уменьшении проверок, хорошей презентации и рекламы на международном уровне, организации интересных проектов. Также необходимо обеспечить туристам максимальную безопасность.
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И КАТАЙСЯ
Основа составляющей зимнего туризма – зимние виды спорта. В зависимости от того, какое развитие получат они, настолько и будет развиваться отрасль. Зимний туризм, по сравнению с прошлыми годами, начал развиваться. В этом плане хорошо себя зарекомендовали именно лыжный спорт и наши горнолыжные базы.
Активно стало интересоваться лыжным спортом и местное население. Кыргызстан славится множеством горнолыжных баз, а также несколькими другими местами, где гости могут в полной мере насладиться снегом и зимними видами спорта, в том числе катанием на лыжах, санях, коньках, а также сноубордингом. Помимо традиционных, развиваются иные виды зимнего досуга, такие как прогулки в горах на снегоступах или квадроциклах. Захочется экстрима – займитесь ледолазанием. Равнодушны к снегу – отправляйтесь в тур по каньонам и пещерам. Предпочитаете Heli ski – вертолёт поднимет вас к вершинам.
В стране построено и успешно развивается много горнолыжных курортов. По разным данным, зарегистрированы 20-23 базы, работают из них 15-17. Сезон катания начинается с декабря и длится до начала апреля, а самое лучшее время для горнолыжного спорта – февраль и март. Однако кататься у нас можно даже летом, например, на ледниках или высоко в горах. Горнолыжные базы очень разнообразны. На многих из них существуют трассы различной сложности.
Что касается лыжного спорта, сегодня нашей сборной по этому виду бывает даже негде тренироваться. Все существующие горнолыжные базы, которые более или менее отвечают требованиям, – частные. Не всегда владельцы готовы предоставить лыжные трассы. А существующая база ЗИЛ немного не дотягивает и предназначена не для всех видов лыжного спорта. Меж тем страна нуждается в хороших лыжных трассах.
Если правительство само не в силах построить, нужно хотя бы создать условия для инвесторов.
Также для популяризации зимнего туризма существенное подспорье – международные турниры по лыжным видам спорта. Любое соревнование привлекает участников из разных уголков планеты, а это уже готовая реклама. Спортсмены делятся впечатлениями, телевизионные трансляции также делают своё дело. Мировые лыжные первенства сейчас, как правило, проходят на горнолыжной базе в Орловке, которая прошла международную сертификацию. Конечно, развитие зимнего туризма требует немалых затрат, поскольку это долгосрочный проект. Но все расходы, несомненно, окупятся, повысится престиж страны, появятся новые рабочие места, пополнится бюджет.
К слову, самый известный горнолыжник Кыргызстана – Президент Садыр Жапаров.
ЗАВТРА ТУРИСТА
Полтора года назад наша страна вошла в тройку стран, наиболее привлекательных для зимнего туризма наряду с Казахстаном и Азербайджаном. Рейтинг представил “ТурСтат”, он составлен на основе популярности у туристов и развитости инфраструктуры для туризма и отдыха в странах Содружества. По данным оценщиков, в Кыргызстане зимой иностранцев привлекают Бишкек и горнолыжный курорт “Каракол”, а также озеро Иссык-Куль.
По наблюдениям, почти два миллиона туристов посещают республику в зимний туристический сезон (напомним, он длится с середины декабря по начало апреля). В основном это гости из ближнего зарубежья, а также из Европы и арабских стран. Традиционно для нас в первой тройке прибывающих – граждане Узбекистана, Казахстана и России.
По оценке Всемирной туристической организации, начиная с 2014 по 2019 год в Кыргызстане наблюдалось увеличение туристического потока с 2,2 до 6,2 миллиона человек. К сожалению, в 2020 году страну, как всю планету, охватила пандемия COVID, которая негативно отразилась на всём бизнесе, в том числе и на турсекторе. После открытия границ ситуация начала улучшаться – к 2022 году мы смогли выйти на допандемийные результаты. В 2023 году наблюдался рост – до 10 миллионов туристов.
Естественно, увеличились и налоговые поступления. Так, за январь-сентябрь 2022-го собрано 909,7 миллиона сомов, в то время как за аналогичный период 2023 года – на 400 миллионов больше.
В последние годы в страну прибыло много россиян, которых можно расценивать как потенциальную клиентуру туристической сферы, но делать выводы о существенном росте туризма благодаря мигрантам из России рано. Вряд ли они значительно вложатся в туризм. Насколько можно судить, большая часть прибывших не спешит расставаться с деньгами ради увлекательных путешествий. Им неведомо, что их ждёт через неделю, месяц, год… Посему даже те, кто располагает достаточными финансовыми средствами, стараются лишний раз не тратить свои сбережения. Можно сказать, что среди них нет большого наплыва желающих посетить ближайшие ущелья или отправиться в длинные туры. Так что пока слово остаётся за завсегдатаями зимнего отдыха, которые не первый год специально приезжают отдохнуть именно в Кыргызстан.
Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”