В Чолпон-Ате в культурном центре “Рух Ордо” проводится полная замена старого пирса. Об этом сообщил директор культурного центра Бакыт Ибраимов:
– Несущие сваи пирса пришли в негодность за 15 лет эксплуатации в солёной воде. Поэтому было принято решение о строительстве нового пирса в форме национального музыкального инструмента – комуза. Общая площадь пирса составляет 1 800 кв. м и 135 метров в длину.
После завершения всех работ он обещает стать одной из достопримечательностей жемчужины Кыргызстана – озера Иссык-Куль.
А Президент Садыр Жапаров решил провести плебесцит по проекту нового пирса:
– Уважаемые кыргызстанцы! Решил сделать опрос по одному вопросу. В прошлом году туристический комплекс “Рух Ордо” в Чолпон-Ате перешёл в собственность государства. Конечно, поскольку раньше о нём плохо заботились, он обветшал. В этом году мы начали проводить ремонт. Даст Бог, в скором времени он начнёт принимать туристов. Этот пирс, строящийся в “Рух Ордо”, самый большой. Форма пирса передаёт форму комуза. Посередине в форме юрты будет стеклянный ресторан. В нём будут подавать только национальные блюда, а обслуживающий персонал будет носить национальную одежду. Словом, мы начали работать над созданием туристического комплекса, отражающего наш национальный колорит.
В этом году будем готовиться к летнему туристическому сезону, пообещали строители. А сегодня мне позвонил мой пресс-секретарь и сообщил, что в соцсетях много людей, критикующих пирс в форме комуза.
Именно поэтому я провожу широкий опрос среди общественности. Кто поддерживает, то голосуйте “за”, кто не поддерживает – “против”. Мы обязательно учтём пожелания большинства. Если большинство проголосует “против”, то изменить проект – это дело пяти секунд.
Комментаторы разделились на два лагеря. Часть поддерживает инициативу, часть – против.
“Национальные ценности должны быть превыше всего. Будет неправильным наступать всем на комуз. Если есть возможность, надо его повесить повыше, чтобы люди могли им любоваться”.
***
“Конечно, нет. Пусть не топчут кыргызский комуз”.
***
“Речь же идёт о форме пирса, это будет красивый, необычный, креативный пирс. Он нужен для туризма и национального колорита”.
***
“А где будут кухня, склад, туалеты служебный и для посетителей? Куда будет сливаться сточная вода и как будет подаваться чистая холодная и горячая вода? Какое будет отопление? Как будет организована вытяжка из кухни и зала? Как обыграны архитектурно крышные вентиляторы? Какие меры будут в зимний период по инженерным сетям и по предотвращению сырости, запотевания и герметизации стыков блоков остеклённых профилей?”
***
“Куда будут сливаться стоки? Конечно, в озеро. Потому что ближайшие очистные сооружения не ближе 1000 м к воде, да и перепад высот нехилый, то есть насосы в такую копеечку влетят, что никакие прибыли и наценки такие затраты не осилят”.
***
“Очень красивый проект. Но если он будет оснащён очистными, водоотводными и канализационными сооружениями. Берегите Иссык-Куль – сердце Кыргызстана!”
…И ЭКОЛОГИИ ГРУЗ
Большинство кыргызстанцев проголосовали за строительство пирса в виде комуза. Хотя, как мы заметили, были в комментариях и чисто технические вопросы.
– А как вам, архитектору, представляется эта идея? – спросил я у замдиректора иссык-кульского филиала Государственного проектного института градостроительства и архитектуры, главного архитектора проекта районной планировки иссык-кульской рекреационной зоны Юсуфа Тагирова:
– Понимаете, технически всё осуществимо. Конечно, этот объект будет недёшев, но, безусловно, для туристов, как заметил Президент, привлекателен. Но есть нюансы. И они в следующем. Прежде всего безопасность, как физи-ческая, так и экологическая. Случись что, каким образом эвакуировать людей с такого отдаления от берега? А присутствие в ресторане на пирсе с открытой верандой множества посетителей уже рискованно для среды обитания. И потом. У владельцев пансионатов возникнет вопрос: почему “Рух Ордо” можно, а нам нельзя? И начнут возводить подобные пирсы с ресторанами. Скажете, ну и пусть? Но дело в том, что к подобным сооружениям не применишь налог на землю. А налога на воду не существует. То есть это может стать лазейкой для ухода от налогообложения. Между тем, для чего нужны пирсы? Для пользования водными процедурами, которые и имеют культурно-массовое назначение. Но могут приобрести коммерческую безналоговую опцию, что не есть хорошо.
Следует отметить, что это не пирс, а ресторан на воде. Сюда же не будут люди ходить купаться. За понятием “пирс” скрыта мысль о строительстве коммерческого объекта, экологически не совместимого с водоохранной зоной озера строгого градостроительного режима.
– Юсуф Ибрагимович, поскольку вы курируете иссык-кульскую рекреационную зону, что можете сообщить о подготовке к курортному сезону?
– Начну с того, что на территории двухкилометровой водоохраной зоны выявлено 260 объектов по берегу, не совместимых с экологическими требованиями. Это фермы, птичники, склады ГСМ и минудобрений. В апреле 2022 года Президент подписал Указ “О неотложных мерах по сохранению озера Иссык-Куль”. В нём говорится:
“В настоящее время на территории курортно-рекреационной зоны озера Иссык-Куль складывается неблагоприятная экологическая обстановка, которая при сохранении существующих негативных тенденций может повлечь необратимые экологические и экономические потери. Один из главных источников загрязнения озера и территории Иссык-Куля – это города и населённые пункты, расположенные в прибрежной зоне и по берегам рек, впадающих в озеро. Жители, организации, предприятия сбрасывают сточные воды и отходы в реки, а местами и непосредственно в воду, так как очистные сооружения или отсутствуют вообще, а если и существуют, то качество очистки не соответствует установленным требованиям. В результате в озеро попадает большой объём опасно загрязнённых сточных вод, содержащих органические и химические соединения. Постановляется запретить с 1 января 2023 года функционирование в курортно-рекреационной зоне Иссык-Кульской области санаториев, пансионатов, домов отдыха, коттеджных посёлков, гостевых домов, гостиниц и так далее без обеспечения инженерными коммуникациями и сооружениями; запретить выдачу паспорта о готовности к функционированию на очередной курортный сезон санаториям, пансионатам и другим объектам рекреации, не обеспеченным системами водопровода, канализации и очистными сооружениями. Кабмину поручается до 1 июня обеспечить строительство и реконструкцию очистных сооружений в Балыкчи, Караколе и Чолпон-Ате; строительство мусороперерабатывающего завода в этих городах; предусмотреть при формировании проекта республиканского бюджета на 2023 год выделение бюджетных средств на реализацию этого указа”.
Однако в указе ничего не сказано о животноводческих объектах прямо на берегу.
– По словам замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора Асель Раимкуловой на экофоруме “Тунук кєл – тунук келечек”, в 2023 году проведена инвентаризация всех санаториев и пансионатов, домов отдыха, гостевых домов, расположенных в Иссык-Кульской области. Она рассказала о проделанной работе Минприроды, перечислив мероприятия, проведённые для сохранения экологии озера.
В частности, с 1 января прошлого года в курортно-рекреационных зонах Иссык-Кульской области запрещено функционирование санаториев, курортов, домов отдыха, гостевых домов без обеспечения инженерными коммуникациями и сооружениями. Построено 21 новое очистное сооружение в пансионатах и курортных зонах области, принято решение о строительстве очистных сооружений в Балыкчи, Караколе и Чолпон-Ате. Кроме того, ведётся подобная работа в сёлах Боконбаево, Кызыл-Суу и в поселке Каджи-Сай. Организованы экологические акции “Чистый берег”.
– Но ранее Президент наказал ряд иссык-кульских чиновников: главе Иссык-Кульской области Алтынбеку Сулайманову, начальнику УВД Иссык-Кульской области Канату Жумагазиеву и начальнику Иссык-Кульского регионального управления Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Руслану Термееву объявлены замечания. Они получили наказание за недостатки в реализации указа Президента “О неотложных мерах по охране экологии озера Иссык-Куль”.
“На побережье озера ведётся фактически захватническая застройка частными пансионатами, домами отдыха, коттеджными посёлками, гостевыми домами, гостиницами и иными объектами… Многие из них не обеспечены системами канализации и очистными сооружениями, и это огромная проблема всего рекреационного региона”, – говорилось в сообщении пресс-службы Президента. Но есть Закон “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль”, датированный 2004 годом.
В частности, статья 35 гласит, что юридические и физические лица (владельцы объектов-загрязнителей), осуществляющие хозяйственную деятельность на территории ЭЭС “Иссык-Куль”, в том числе владеющие или управляющие объектами рекреации, обязаны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы хозяйственных объектов. Не допускаются осуществление хозяйственной деятельности на территории ЭЭС “Иссык-Куль”, эксплуатация объектов рекреации без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
А в статье 36 подчёркивается, что ликвидация или перепрофилирование экологически опасных объектов на территории ЭЭС “Иссык-Куль” осуществляются в порядке и в сроки, определяемые Кабмином.
И ещё в этом законе сказано, что на расстоянии менее 100 метров от озера запрещается капитальное строительство. А возможны только пляжи, солярии, пирсы. Также запрещается строительство и эксплуатация объектов, кроме объектов рекреации, ближе 500 метров от озера. Это могут быть коттеджи, пансионаты, частные гостиницы. В менее двух километрах от озера не должны возводиться сооружения сельскохозяйственного назначения, а только очистные. И то за пределами двухкилометровой зоны.
Что сказать, если на берегу Балыкчи расположена нефтебаза – вся земля отравлена. Я ранее назвал 260 объектов, которые мы внесли в чёрный список. Но их гораздо больше. Требуется провести инвентаризацию для выявления всех экологически несовместимых построек и утвердить список в правительстве, области, пяти иссык-кульских районах и добиваться их перепрофилирования. Я слышал такое возражение: мол, тогда подорвём продовольственную базу… Но есть закон, и его следует исполнять. Иначе будет хуже: подорвём экологическую устойчивость Иссык-Куля. А надо ли напоминать, что особый статус определяется его значением как национального и всемирного значения, находящегося под эгидой ЮНЕСКО, представляющего естественный природный объект мирового уровня, биосферную территорию с комплексом историко-культурных памятников, особо охраняемых природных территорий.
Санаторий “Голубой Иссык-Куль” функционирует с 1965 года. “Аврора” начала принимать отдыхающих в 80-х годах прошлого века. С тех пор Иссык-Куль стал всесоюзной здравницей. А за лето прошлого года Иссык-Кульскую область посетили 1 млн 300 тысяч ту-ристов, что свидетельствует не только о привлекательности этого уникального уголка природы для отдыха и путешествий, но об усилении экологической безопасности озера.
Наш проект районной планировки иссык-кульской рекреационной зоны внёс предложение в правительство об усилении архитектурного контроля. Ратуем за то, чтобы опоясать всё озеро бульваром в пределах 100 метров от берега. И хотя бы прежде проложить 20 километров такого пояса. Считаем также, что для активной работы в рекреационной иссык-кульской зоне необходимо особое территориальное управление архитектуры и строительства.
Геннадий КУЗЬМИН.
P. S. Во время поездки в Иссык-Кульскую область глава Кабмина Акылбек Жапаров поделился планами развития инфраструктуры области: в Чолпон-Ате и сёлах Кара-Ой и Бостери планируется строительство канализационной системы и насосных станций, возведение новой современной системы очистных сооружений сточных вод в Чолпон-Ате. Здесь же создать инфраструктуру с пешеходными и велодорожками протяжённостью 15 км вдоль побережья озера, реконструировать сквер “Чолпон Кыз”, инфраструктуру музея петроглифов под открытым небом, построить парки имени А. Осмонова и “Жениш”.
заместитель редактора газеты “Слово Кыргызстана”