Мурат сидел дома и думал о перипетиях сегодняшнего дня. Поскольку он не успевал на работу, пришлось перенести уроки на другое время.
А всё начиналось с утра довольно обыденно: завтрак, потом детсад, куда он отводил младшего сына, затем нужно было к одиннадцати часам идти в школу, где он работал преподавателем физики уже пятнадцать лет после завершения физфака университета. Но сегодня супруга попросила его купить в ближайшем магазине муки для приготовления гульчатая к обеду. Хотел было освободить мешочек для муки от остатков, да супруга стала торопить его, чтобы успеть замесить тесто до ухода на мини-рынок рядом, где она торговала всякой всячиной уже долгие годы. Ближе к полудню она прибегала домой, чтобы приготовить обед, поскольку старший сын-пятиклассник к этому времени уже возвращался домой.
Мурат довольно быстро дошёл до магазина. Покупателей в столь раннее время почти не было. Молодая продавщица, не переставая болтать со своим парнем, стоявшим тут же у прилавка, быстро обслужила двоих покупателей и протянула руку за мешком. Даже не взглянув на Мурата, она быстрыми движениями наложила в мешок муки, и он только успел вымолвить насчёт трёх килограммов. С недовольным видом она высыпала часть содержимого из мешка и бросила его на весы. Не успели они устояться на определённом весе, как продавщица назвала сумму в соответствии с максимальным показателем, который достигала качающаяся стрелка весов в момент взвешивания. Всё это время они вдвоём без умолку “мыли кости” кому-то.
– Представляешь, они пришли на свадьбу и дают конверт с двумя тысячами сомов! Видите ли у них с родителями жениха, которые их пригласили, не было до этого алыш-бериш! Причём здесь это! Ты поздравляешь молодых, желаешь им счастливой жизни и жалеешь им дать приличную сумму на эту самую жизнь!
– Что такое две тысячи сомов в наше время! На них даже одну курицу не купишь! Вот я, куда бы ни пошёл, пять тысяч сомов минимум! Поэтому, хотя бизнес позволяет прилично зарабатывать, но на многочисленные тои и поминки уходит солидная сумма!
– Вот я и говорю, не было бы у них на руках средств, другое дело. А живут в таких хоромах, в которых мы наверняка никогда не будем жить! Народ испортился, чем богаче, тем хочется ещё больше. К нам приходят прилично одетые люди, а трясутся за каждый сом, – при этом она выразительно посмотрела на Мурата, одетого в новенькую куртку, недавно купленную с женой на “Дордое”.
Он с каждой минутой напрягался всё больше от такого поведения молодой продавщицы и сказал ей раздражённо:
– Вы рассчитайтесь со мной, пожалуйста, потом будете разговаривать с другом. И потом, почему вы считаете по верхней точке амплитуды колебаний стрелки весов, а надо, когда она будет в состоянии покоя.
Всё-таки образование физика давало о себе знать. Но продавщица ничего не поняла про амплитуду, но инстинктивно почувствовала, что её уловка не удалась.
– Не надо мне указывать, как считать! Я здесь считаю, а ваше дело платить. Не нравится, можете идти в другой магазин, я вас не звала! У вас в мешке была мука, она дополнительно и давила на весы, что я должна была делать? Платите, не морочьте мне голову, как надо, так и посчитала!
Мурат был ошарашен таким сочетанием безграмотности с наглостью и решил пойти на принцип, чтобы проучить раз и навсегда зарвавшуюся продавщицу.
– Тогда отсыпьте мою муку и взвесьте вашу, за неё я и заплачу, – как можно спокойнее сказал он.
– Вы что, как я отсыплю, вы в своём уме, откуда я знаю, сколько там было, надо было приносить чистый мешок! При этом она убрала мешок с мукой с прилавка, намереваясь высыпать его обратно.
– Вы что себе позволяете, возомнили из себя хозяйку этой жизни! Вы просто напросто элементарная её частица! Бозон Хиггса – вот ты кто! В нервном состоянии он перестал себя контролировать и стал грубо обращаться к ней на “ты”.
– Как вы смеете оскорблять меня, я нахожусь на рабочем месте! Вроде интеллигентный человек, а материтесь как сапожник! Продавщица схватила с прилавка маленькую гирьку и бросила её в Мурата, она попала ему в грудь. При этом девушка призывно посмотрела на парня, который тут же накинулся на Мурата с кулаками.
Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы в магазин за покупками не зашли двое патрульных милиционеров.
Всех троих доставили в городской отдел милиции и сдали дежурному. Он вызвал следователя, молоденького лейтенанта лет двадцати пяти, который увёл их к себе в кабинет. Лейтенант сел за компьютер и стал настукивать имена и места жительства каждого участника конфликта. Первой он попросил рассказать о произошедшем продавщицу.
– Этот покупатель ни за что ни про что обматерил меня…
– Вы можете повторить, какими словами он вас материл?
– Сейчас точно не могу повторить, была в стрессовом состоянии, он довёл меня до этого своими придирками, но они были на букву “б” и “х”… Мой друг может это подтвердить…
Следователь вопросительно посмотрел в сторону парня.
– Я тоже не могу полностью воспроизвести, забыл уже, но это были точно матершинные слова на буквы “б” и “х”.
– Конечно, матершинные, какими бы словами он оскорблял меня, после того как обозвал меня элементарной частицей! Что тут спрашивать!
– Неужели так трудно вспомнить? Скажите хотя бы – слова на буквы “б” и “х” в классическом понимании или нет?
– Классические слова на эти буквы знают даже дети, здесь было что-то новое, но он точно обматерил, – оживился парень при упоминании классики.
Следователь в недоумении обратился к Мурату:
– Вы подтверждаете, что обматерили присутствующую здесь женщину?
– Я её не материл, я всего лишь указал её место в жизни. Манипулируя покупателями, она всерьёз поверила, что она вершительница жизни. На самом деле она элементарная частица общества, как и многие другие.
Самая элементарная и неделимая из всех частиц – это бозон Хиггса. Вот я её и назвал бозоном Хиггса.
– Бозон Хиггса, бозон Хиггса… На буквы “б” и “х”… Повторив несколько раз “бозон Хиггса”, следователь неожиданно рассмеялся и долго ещё его заразительный смех раздавался в кабинете. Он, наконец, продолжая смеяться, спросил у Мурата:
– В школе как-то запало, что кирпичиком всего является атом, но потом и он оказался состоящим из ряда элементарных частиц. Что, теперь открыли ещё более элементарные частицы?
– Да, в 1964 году британский учёный Питер Хиггс открыл чисто теоретически эту элементарную частицу, уже совсем неделимую, которую в честь него назвали бозоном Хиггса. И только в 2012 году в Швейцарии на Большом андронном коллайдере экспериментально подтвердили существование бозона Хиггса.
– Вот видите, физику надо изучать, тогда и не будет надобности кидаться гирями, – обратился следователь к парню с девушкой. – Байке, наоборот, очень высоко оценил вас, назвав бозоном Хиггса, а не обматерил. Ну что, тогда будем оформлять за хулиганство со стороны продавца по отношению к покупателю. Незнание физики не освобождает от ответственности за хулиганские действия.
– Я действительно подумала, что он меня обматерил, откуда я знала, что это за слова, бозон-мозон, сейчас придумывают новые слова, которыми оскорбляют людей, вот мне и показалось… Что, теперь меня посадят?
Девушка расплакалась навзрыд, закрыв лицо руками, от былой спеси не осталось и следа. Следователю нравилось, как молодая красивая девушка плачет перед ним. Так плачет его нашалившая дочка, когда мама поставила её в угол.
В этот момент в кабинет вошла супруга Мурата. Она с тревогой посмотрела на следователя и попросила разрешения присутствовать, он разрешил, и она присела около мужа.
– Жаркын, не волнуйся, всё в порядке, скоро пойдём домой. Сейчас оформят бумаги, подпишу, и всё, мы свободны.
Супруга посмотрела на плачущую девушку и тихо спросила, почему она плачет.
– Её хотят привлечь за хулиганство, она бросила в меня гирькой, после того как я её назвал бозоном Хиггса. Попала в грудь, ничего страшного.
– Ты со своей физикой везде лезешь, с утра и до вечера только и разговоров о ней! Назвал бы её просто дурой, она бы это восприняла нормально, небось её каждый день некоторые нервные покупатели называют этим словом. Теперь лишится работы, куда она пойдёт? Давай скажем следователю, чтобы не привлекал её за хулиганство.
Мурат повернулся к следователю:
– Уважаемый следователь, мы с супругой вот что думаем: молодая девушка, физику не изучала, ей простительно, что она приняла эти слова за оскорбление, я тоже поступил неправильно, назвав её бозоном Хиггса.
Следователь даже как-то обрадовался такому повороту дела.
– Ну что, бозон Хиггса, будем просить прощения у байке? И запомни на будущее – покупатель всегда прав!
Продавщица в слезах стала извиняться перед Муратом. Они с супругой согласно кивали головами, затем Жаркын встала с места и прижала к себе девушку, поглаживая её по голове.
– Всё будет хорошо, в жизни всякое бывает, надо всегда с уважением относиться к любому человеку, тем более к старшему по возрасту, пусть даже он покупатель.
– Тогда я не буду возбуждать дело в связи с отсутствием состава преступления, но на всякий случай обе стороны напишите заявления, что не имеете претензий друг к другу.
После завершения всех формальностей следователь пожал руки всем участникам конфликта и пожелал им успеха. Они вышли из отделения милиции как хорошие знакомые, девушка со слезами на глазах не переставала просить прощения. Жаркын обнимала её и, как могла, успокаивала. Вот такой урок физики получился с утра у Мурата.
Алымбек Биялинов.